Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик02.07.2002 

Правительство отрицает причастность к попыткам? объединить? церковь

Общество, Верховная Рада, правительство Украины придают большое значение той роли, которую сегодня играет религия в стране, еще недавно атеистической. Несмотря на это, место церкви в общественной жизни, ее юридические права и обязанности во многом остаются неопределенными, амбивалентными. Что не может не приводить к конфликтам, особенно в условиях политической борьбы и при наличии раскола православия Украины. Сегодня принадлежность к той или иной политической партии почти не отражается на отношениях между людьми, на повседневном общении политических? антагонистов?. Это в отличие от? партийности? церковной, которая заметно делит православный народ на? канонические и неканонические? враждебные кланы. Также? традиционные? межконфессиональные противоречия заметно чувствуются в общественной жизни.
21 ноября в Киеве состоялась Всеукраинская научно-практическая конференция? Религия и Закон: проблемы правового урегулирования государственно- церковных отношений?. Ее организаторами стали Госкомитет по делам религий, Отделение религиеведения Института философии НАНУ и межконфессиональный Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций. Доминирующей темой конференции было обсуждение требований к проекту нового Закона о свободе совести и религиозных организациях.
Вице-премьер-министр Украины, академик НАНУ Владимир Семиноженко представил присутствующим точку зрения правительства Украины на религиозную ситуацию. Он отметил, что страна крайне нуждается в четком правовом урегулировании всех аспектов церковной деятельности — духовной, социальной, культурной. Юридическое урегулирование должно, конечно, базироваться на новом Законе, на четко определенных отношениях между церковью и государством. В частности, на определении того, что, собственно, представляет собой отделение церкви от государства. В. Семиноженко, однако, отметил, что старый Закон сделал доброе дело — создал условия для нормального функционирования церквей в постсоветских условиях. ?Вспомнить только, какой была религиозная жизнь в Украине десять лет тому назад! Фактически именно в религиозной жизни общества произошли наиболее радикальные изменения?. За последние 10 лет количество религиозных общин увеличилось вдвое, духовных учебных заведений — в 8 раз, а верующими себя считают 60% граждан Украины. В стране работают 306 монастырей, а также 246 миссионерских благотворительных организаций, более 50% благотворительной помощи реализуется через церкви. За последнюю декаду церковь стала неотъемлемой и органической составляющей общественной жизни страны.
Не все проблемы, однако, эффективно решаются. Наиболее болезненными сегодня остаются такие, например, как конфессионная или политическая предубежденность местных администраций, из-за которой усложняется регистрация новых религиозных общин или организаций, тормозятся процессы выделения земельных участков под строительство храмов или других церковных зданий, также возникают сложности с реституцией церковных зданий. В результате сегодня культовыми зданиями обеспечены только 75% общин, существуют противоречия между отдельными конфессиями, а также — политизация религиозной жизни, использование политиками межконфессиональных и межцерковных противоречий.
Новый Закон должен расширить права церкви на социальную деятельность, содействовать реституции имущества, конкретизировать гражданский устав и порядок его введения, четко очертить права и правила экономической деятельности церквей. Новый Закон должен определить, в частности, права и обязанности зарубежных миссионерских организаций. До сих пор здесь — полный хаос и бесконтрольность.
Говоря о православии, вице- премьер-министр воспользовался случаем и опроверг сведения, недавно распространенные Киевской патриархией. (Речь шла о намерениях правительства административно содействовать образованию единой Украинской православной церкви, которая бы имела статус автономной в составе РПЦ. Киевская патриархия обвинила правительство в заговоре с Московской патриархией и в готовности пожертвовать идеей независимой Украинской церкви ради объединения православия. — К.Г.) Как заявил г-н Семиноженко, это не отвечает действительности.
Отвечая на вопрос? Дня?, действительно ли Московская патриархия согласилась предоставить автономию Украинской православной церкви (после того, как Архиерейский Собор РПЦ 2000 года отказал в этому Президенту Кучме), вице-премьер министр сказал: ?Не было никаких конкретных договоренностей, не было постановления правительства, — все это разговоры на уровне слухов?.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика