Русская линия
Время MN И. Степанова01.07.2002 

Доходная обитель
Единственный в Финляндии православный монастырь выпускает вино и хранит наследие «Русского Афона»

«И вино, которое веселит сердце…»

…До Нового Валаама ходят рейсовые автобусы. Остановка — прямо у монастырских стен. Рядом — большая автопарковка, комфортабельная гостиница для туристов и корпус для паломников. Единственный в Финляндии православный монастырь принимает до 150 тысяч человек в год. Летом церкви целыми днями открыты, пользование библиотекой и вход в музей, где хранятся уникальные сокровища Валаамской ризницы, — бесплатные.
В самом сердце страны Суоми — тихая православная пустынь, как в каком-нибудь древнем Одоеве или Боровске. С чего вдруг?
В ходе «незнаменитой войны» 1939−1940 гг. остров Валаам, находившийся под юрисдикцией Финляндии, бомбила советская авиация. Древний монастырь, восходящий своими корнями еще ко временам Господина Великого Новгорода, серьезно пострадал. Когда на Ладоге стал лед, братия собрала уцелевшую утварь и отправилась прямо по белой глади на запад. Место, где послушники остановились, назвали Новым Валаамом…
«В конце 60-х братия Нового Валаама отказалась от земледелия и скотоводства: старые все были, не справлялись, — рассказывает нынешний игумен архимандрит Сергий. — Число насельников резко уменьшилось, и финская пресса писала, что монастырь обречен, придется его закрывать. Но в 1977 году, когда отмечался юбилей православия Финляндии, на Новом Валааме был возведен новый храм Преображения Господня, где в особом приделе помещены чудотворная икона Коневской Божией Матери и образ Валаамской богоматери. Тогда же перешли на григорианский календарь, а службы стали совершать в основном на финском языке. Позже построили хорошую гостиницу, которая довольно быстро себя окупила и стала приносить доход».
Сегодня в монастыре подвизаются 11 монахов и 3 послушника. Кроме отца Исидора из Эстонии и отца Владимира из Канады, остальные — финны. У каждого разные обязанности. Бывший пекарь о. Александр печет булочки и печенье, о. Исидор — звонарь; имеющий экономическое образование о. Андрей — эконом, о. Арсений — известный иконописец. Но почти у всех есть одно общее послушание: проводить экскурсии по монастырю.
Братия весьма успешно ведет туристический бизнес (кстати, еще в 30-е годы Валаам был «на самоокупаемости» и жил за счет привлечения туристов). Они готовят рекламные акции и проводят экскурсии — это послушание лежит почти на всех монахах. Прибыль поступает от ресторанчика «Трапеза», от церковной сувенирной лавки, от теплоходных экскурсий по озеру Юоярви на монастырских кораблях «Сергий» и «Герман». Работают тут в основном трудники, которые приезжают в монастырь потрудиться во славу Божию только за питание и кров.
Другой серьезный источник доходов — собственное столовое вино из разных сортов черной смородины, которое можно купить только на территории монастыря. Четыре года назад отец эконом сам разработал рецепты, составил бизнес-план, получил кредит в банке и благословение настоятеля. Архимандрит Сергий доволен: «This is good business for us, слава Богу!».
Несмотря на то, что обители приходится платить государству 40-процентный налог за выпуск алкогольной продукции (никаких поблажек у них нет) и зарплату пятерым рабочим, кредиты давно возвращены. Начинали с 16 тыс. бутылок в год, сейчас выпускают 160 тыс., чистый доход — более 600 тыс. марок в год.
На монастырских землях выращивают 32 тысячи кустарников черной и белой смородины. Три работника с помощью машин собирают плоды, очищают листья, прессуют ягоды. Вино помещают в дубовые бочки и полгода хранят в винном погребе недалеко от храма. Затем на специальном оборудовании его разливают в длинные красивые бутылки и продают в церковной лавке.
Отец Андрей уверен, что занимается богоугодным делом, ведь в Библии написано, что «вино… веселит сердце человека». «Мы планируем выпускать до 200 тыс. бутылок в год, — говорит он, — и уже в этом году наладить производство кальвадоса и двух новых сортов вина».
Конечно, ни туризм, ни винный заводик — не самоцель. С их помощью монастырь не ходит с протянутой рукой и не только обеспечивает себя, но и реставрирует иконы, содержит храмы, богатейшую библиотеку и архив, вкладывает средства в содержание светской православной академии (таких всего две в мире — здесь и в Греции) и помогает карельским храмам.

Тайна Сияющего града

В монастырских подвалах долго хранилась сильно поврежденная валаамская икона XIX века «Распятие Христа». Во время «незнаменитой войны» кто-то стрелял в нее из винтовки, целясь прямо в скорбные глаза и в нимб стоящей у креста Богоматери… Там, где от выстрелов со временем отшелушилась синяя краска, проступал розовый фон. Икону отнесли в реставрационный центр, расположенный на территории монастыря, сделали рентген, и…
«Это было похоже на чудо, — рассказывает ведущий специалист Леена Никканен, — Оказалось, что под первым есть второй слой, с тем же сюжетом, но фигуры там расположены немного иначе, поэтому контур нимба и лик Богоматери оказались целы. Пули прошли рядом. Мы сняли более поздний слой и установили его на другую доску. Под ровным синим фоном, который был за спиной распятого Христа, оказался сияющий град Иерусалим, пронизанный лучами солнца. Мы оставили пулевые отверстия — только заделали их, не закрашивая. Ведь это часть истории этой иконы, свидетельство того, что ей пришлось пережить».
Поскольку братия в свое время вывезла в Финляндию более 60 процентов имущества Старого Валаама, здешние монахи делают все, чтобы сохранить его. Между прочим, они называют Старый Валаам «Ладожским», объясняя это так: «Монастырь — не место, а братство, традиция, которая не прервалась. Поэтому в каком-то смысле Старый Валаам — на самом деле Новый, а наш — Старый"… В деревянном храме до сих пор даже коврики и скамьи — с ладожского острова. А в игуменских покоях — портреты всех валаамских настоятелей за последние 200 лет, кресло, подаренное последней русский императрицей иеросхимонаху Ефрему, виды обители, пейзажи и, конечно, старые иконы.
Сегодня тут продолжают и иконописные традиции. Архимандрит Арсений начинал учиться этому искусству в приходской мастерской г. Куопио (почти все православные приходы в Финляндии имеют свой иконописный кружок), где преподавал инок Нового Валаама японец Петр Сасаки. Потом учился в Санкт-Петербургской духовной академии, и с 1985 года подвизается на Новом Валааме. У него здесь своя мастерская — на третьем этаже усадьбы. Отец Арсений поднимается рано, в половине шестого утра, и после утренней службы принимается за труды. Работает он обычно в белом подряснике, который оставил ему иконописец Псково-Печерского монастыря отец Зенон, расписывавший на Новом Валааме трапезную.
Иеромонах Арсений пишет иконы не только для Нового Валаама и карельских храмов, но и выполняет заказы — в таких случаях доход идет в кассу монастыря. Кроме того, он изучает иконописные архивы и пишет книги — о взаимоотношениях церкви и государства, об истории Валаама и Коневца, о фрейлине императрицы Анне Вырубовой, судьба которой тесно связана с Валаамом (в 1920 году она жила в Финляндии и передала монахам свой архив).
Много материалов для своих книг о. Арсений находит в библиотеке Старого Валаама, основанной еще в XV веке. До войны здесь насчитывалось до 30 тысяч книг. Свыше 21 тыс. было эвакуировано. Комплексная каталогизация коллекции еще предстоит, а библиотека и архив пока ждут своего исследователя, который наверняка откроет еще немало неизвестных страниц «Русского Афона», как когда-то называли монастырь на ладожском острове.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика