Русская линия
НГ-Религии А. Сергеев01.07.2002 

Пути взаимодействия
Православные в мусульманских странах выступают за диалог между двумя цивилизациями

Архипелаг в океане. Православие в мусульманском мире. М., 2001.
В странах исламского мира живут несколько миллионов православных христиан. В условиях, когда многие эксперты и аналитики прогнозируют в ХХI веке глобальный конфликт между православной и исламской цивилизациями, опыт духовного и культурного взаимодействия Православных Церквей с мусульманским миром приобретает особую актуальность. В этом контексте большой интерес представляет книга «Архипелаг в океане. Православие в мусульманском мире».
На страницах этого издания под одной обложкой собраны не только публицистические очерки известных российских писателей и религиоведов, но и статьи православных религиозных деятелей, живущих в Ливане, Сирии и Ираке. Благодаря этому проблема православно-мусульманского диалога исследуется в книге с разных точек зрения: одновременно изнутри и извне. Такой подход позволил добиться эффекта объемного освещения тех вопросов, вокруг которых в последнее время развернулась острая полемика.
По замыслу авторов, книга должна «внести посильный вклад в дело взаимопонимания православных и мусульман», добиться снятия психологической напряженности и культурной нетерпимости, которые могли бы стать предпосылками православно-мусульманского противостояния. Знакомство с материалами, опубликованными в сборнике, говорит о том, что его составители в целом справились с поставленной перед ними задачей.
Особенно поучительны примеры из жизни отдельных мусульманских стран и политических деятелей, являющих собой пример искреннего уважения христианских святынь, готовности к диалогу и сотрудничеству. Разные и совершенно независимые авторы с приязнью высказывались о лидере Палестины Ясере Арафате, который всегда стремился быть другом православных и доказывал это конкретными делами. Например, в очерке о православной русской общине в Тунисе рассказывается о благотворительной помощи, которую оказывал Арафат русским церквям.
Еще одно направление, которое разрабатывается в сборнике, — это тема многовековых духовных и культурных российско-палестинских связей. На протяжении многих лет дореволюционная Россия вкладывала огромные суммы в деятельность Императорского православного палестинского общества. И вопросы российской государственной собственности, равно как и собственности РПЦ на палестинских землях, до сих пор не урегулированы. А ведь речь идет непросто о «недвижимости», а о наших владениях в Святой земле, имеющих не только материальную, но и духовную значимость.
Тема огромной арабской православной общины в Палестине также затронута на страницах сборника, что очень важно для формирования объективной и взвешенной позиции по ближневосточному конфликту. Сегодня палестино-израильский конфликт часто преподносится как конфликт между мусульманами и иудеями, а наличие православного фактора в палестинской драме остается за кадром. Между тем примерно четвертая часть палестинцев исповедует православие, а в ряде крупных городов (Раммаллах, Вифлеем) православные составляют большинство населения. Такое положение, безусловно, заставляет по-иному взглянуть на палестино-израильский конфликт, на его религиозное измерение.
Этот новый взгляд позволяет нам приблизиться к основной стратегической идее, которая, по-видимому, вдохновляла авторов сборника. В условиях, когда могущественные мировые силы делают ставку на межцивилизационный конфликт между православными и мусульманами, именно Православные Церкви на Ближнем Востоке могут стать той силой, которая поможет новому сближению между Россией и арабо-мусульманским миром, ослабляя радикальные антироссийские течения.
Позиции православных и других традиционных христианских Церквей сильны как раз в тех странах, которые были традиционными союзниками СССР: Сирии, Ираке, Палестине. Возможно, именно они, а также и приходы Русской Православной Церкви, находящиеся в традиционно-мусульманских странах, могут стать источником нового знания о России в мусульманском мире, помогут развеять негативные представления о нашей стране из-за вооруженного конфликта в Чечне.
Одновременно сборник может дать новое знание о мусульманском мире многим российским читателям, оказавшимся в плену идеологических штампов и поверхностных представлений. Мы часто сталкиваемся с тем, что не только рядовые граждане, но и государственные чиновники самых высоких рангов демонстрируют полнейшую некомпетентность в этих вопросах. На этом фоне не может не порадовать тот факт, что в составлении данного сборника приняли участие высокопоставленные специалисты СВР — на сегодняшний день единственной российской силовой структуры, обладающей наиболее полным и адекватным пониманием тех процессов, которые происходят в исламском мире.
Сборник «Православный архипелаг в мусульманском мире» имеет и большую познавательную ценность. Он ломает стереотипы, сложившиеся в умах людей под воздействием тенденциозных СМИ, пытавшихся представить многомиллионный мусульманский мир чем-то диким, варварским и однозначно враждебным России. Его авторы говорят о том, что есть и другой исламский фактор — однозначно близкий и дружественный нам. В современном мире православные и мусульмане часто преследуют общие цели, сопротивляясь духовно обезличивающим процессам глобализации. Эта общность целей, возможно, и должна стать началом для нового православно-мусульманского диалога во имя установления глобальной стабильности в XXI столетии.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика