Русская линия
Московский комсомолец А. Колпаков,
Сергей Бычков
30.06.2002 

Чудо-остров
Здесь потчевали Путина копчеными сигами и водкой

Старинное слово, финское. Говорят, в языческие времена здесь поклонялись богу Ваалу… Как упоминаемый в Библии свирепый божок хананеян, живших пять тысяч лет назад, попал из южных широт на Ладогу? А места здесь и впрямь языческие: гранитные мшистые скалы, лес, черная вода. Но приглядишься и увидишь, как мелькнет в створе просеки золотая маковка скита. Словно солнцем по глазам ударит. Теплоход входит в Никоновскую бухту. На пристани — паломники, туристы всех мастей, аборигены. Одни приплыли послужить Богу, другие — причаститься Святых Таин, третьи — поглазеть и? потолкаться?. Корреспонденты? МК? решили пройти тем же путем, которым незадолго до них прошел президент Владимир Путин.
300 лет, вплоть до прихода большевиков, Валаам был монашеской республикой. Республика процветала. Сегодня здесь почти повсюду — мерзость запустения, есть только сам Спасо-Преображенский собор, кельи вокруг него и три ветви власти. Первая — мэр Свинцов, который правит аборигенами (по-местному — ?беззаботными?). Вторая — архимандрит Панкратий, игумен Спасо-Преображенского монастыря. И недавно снятый за злостное хулиганство директор природного парка? Валаамский архипелаг? Сергей Недошивин. Получается как в басне Крылова: Панкратий тянет в небеса, Свинцов пятится назад, а Недошивин — в воду. Но все это мы узнали позже, когда погрузились в проблемы Валаама.

Век минувший

Монашеская жизнь на острове зародилась еще в XI веке. Именно тогда выходцы из стран восточных, ?ведомо из греки?, как повествует летопись, преподобные Сергий и Герман, иеромонахи, пришли сюда на север и основали первое пустынножительство. Отстроенный позже Спасо-Преображенский монастырь-крепость стал серьезным препятствием захватническим планам шведских королей. И все же шведам временно удалось установить на острове свое правление. В 1611 году войска шведского генерала Делагарди взяли монастырь приступом. Часть монахов была перебита, другая спаслась бегством на плотах и стругах. Вплоть до первых успехов в Северной войне православная молитва на Валааме практически не звучала. И лишь в 1715 году иноки Кирилло-Белозерского монастыря подали прошение на высочайшее имя с пожеланием возродить мужскую обитель на Валааме.
Пика своего расцвета Спасо-Преображенский монастырь достиг к концу XVIII века во время игуменства Назария. Сей старец установил в стенах монастыря строжайший устав монашеского общежительства, запрещающий употребление крепких напитков, вечерние чаепития, уход с территории монастыря без благословения. Пост, молитва и труд — три кита, на которых зиждется отныне жизнь валаамской братии.
Следующий ?взлет? Валаама приходится на годы наместничества отца Дамаскина — середина XIX века. При нем, игумене с железным посохом, монастырь не только получил название? честной и великой лавры?, но стал крупным хозяйственным центром. Кирпичные заводы, гончарные мастерские, деревообрабатывающие и камнерезные предприятия, кузницы, хлебопекарни, скотные дворы превращают Валаам в монашескую республику, где находят душевное отдохновение и русские цари, и простой люд. Тогда же остров застраивается скитами, общее число которых к началу XX века достигло 13. В них, включая сам монастырь, проживало 1200 монахов.
С 1917 по 1940 год Валаамский архипелаг вместе с монастырем находился под юрисдикцией Финляндии. Во время советско-финской войны монастырь, переживший разрушения после бомбежек, ?перебрался? в Финляндию окончательно. Там, в обстановке молитвенного покоя и западных свобод, было положено начало Ново-Валаамскому монастырю, действующему и поныне.

Век нынешний

После празднования тысячелетия крещения Руси митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (Ридигер), нынешний патриарх, обратился в Совет по делам религий с просьбой о восстановлении Спасо-Преображенского монастыря. Патриарх Алексий II еще в детские годы, живя в Эстонии, бывал с родителями на Валааме. Встречи с духоносными старцами, молитва в скитах — все это в годы атеистических гонений жило в сердце патриарха. Но его возвращение на Валаам обернулось не радостью, а скорбью. В 1940 году здесь расположилась школа боцманов и юнг. После войны — госпиталь для обреченных, то есть ветеранов с серьезными недугами и уродствами. Привезли с материка обслугу — врачей и медсестер, нянечек. Их потомки здравствуют и поныне. Это и есть те самые? беззаботные?, которые за неполные 40 лет превратили святое место в гадюшник. Однако монашеская братия не сидела сложа руки. Молитва и непрестанный труд принесли свои плоды. Сейчас монастырь мало-помалу приобретает свой первоначальный вид.
В день нашего приезда, 9 сентября, на материк отправляли второй пароход с переселенцами с острова. В городе Сортавале (до революции Сердоболь) для них выстроили 60-квартирный дом. Мы наблюдали погрузку мебели переселенцев на корабль. ?Беззаботные?, по-видимому, решили взять с собой на материк всех выведенных за долгие годы насекомых. Моряки матерились и вспоминали прошлый рейс, после которого всю ночь травили клопов и тараканов. Монахи приготовились было обживать освободившиеся кельи, как вдруг выяснилось, что начальник природного парка тайком дал команду оставшимся? беззаботным? занимать освободившиеся квартиры. Троевластие оборачивалось анархией. Но визит Путина расставил все точки над? i?: лишь только до губернатора Катанандова дошло, что на острове из-за вмешательства Недошивина воцарилась анархия, было принято мгновенное решение об увольнении скандалиста. И страсти улеглись.

Высочайший паломник

В повседневной жизни всегда есть место чудесам. Сюда, на Валаам, в разные времена? чудным образом? являлись на остров русские государи. В ХVIII веке с двухдневным визитом, передохнуть от военных бурь, наведался царь Петр Великий. В ХIХ веке монастырь посетили Александр I и Александр II. ?Чудом? ХХI века для Валаама стало паломничество Владимира Путина. Он прибыл, как полагается, на собственном теплоходе и с многочисленной охраной. Его встречали на монастырской пристани игумен Панкратий и председатель правительства Карелии Сергей Катанандов. После обмена рукопожатиями был отслужен молебен у мощей преподобных Сергия и Германа в зимнем храме Спасо-Преображенского собора. (Верхний храм настолько загублен, что реставрация продлится еще не один год.) Молящиеся заметили, что если до молебна всеми ощущалось какое-то напряжение, то после него президент оживился и неожиданно раскрылся. В отличие от своего предшественника, который постоянно норовил пожать руку патриарху, Путин четко ориентировался в храме. Он знал, куда поставить свечку, когда нужно перекреститься. Более того, стоявший с ним рядом иеромонах подарил ему во время молебна свои четки. Президенту показали монастырь и пригласили на обед. Несмотря на то что шел строгий Успенский пост, президента потчевали ладожским сигом (рыба отменная — сами пробовали!), знаменитым ладожским судаком, ягодами, грибами.
По завершении обеда президентский вертолет поднялся с гостями в воздух, и Путин осмотрел остров с высоты. Программа визита растянулась, поскольку президент решил посетить скиты, побеседовать с монахами. Побывал он в наиболее известных скитах — Всехсвятском и Никольском. Никольский скит-маяк расположен на острове, который сторожит вход в Монастырскую бухту. Недавно здесь повесили колокол и поставили новый иконостас, изготовленный рачением монастырского благодетеля — генерала Александра Котелкина. Путин поднялся на колокольню и самолично ударил в новый колокол. Гул от крепкого удара мастера-дзюдоиста на минуту-другую ?контузил? окружающих.
С колокольни прекрасно видны остатки монастырской таможни. В дореволюционные времена монахи пристально досматривали подплывавшие корабли. Если находили алкоголь — разбивали бутылки, а найденный табак сжигали. Президент поинтересовался: не выживают ли с острова монахов многочисленные туристы? Вопрос немаловажный: за сезон на Валаам высаживаются 50 тысяч человек. Ученые считают, что опасность для природы возникнет в том случае, если туристов будет более 80 тысяч. Турист сегодня диковат. На монастырские службы спешат лишь паломники, а туристы? оттягиваются? на комфортабельном теплоходе или вытаптывают ягодники и травы на острове. Хорошо, что хоть дичь не трогают. Хищников здесь практически нет — одни лисицы. А вот лоси плодятся в большом количестве, так что иногда охотхозяйство дает лицензии на отстрел. Ладожские воды близ острова славятся рыбой. Когда идет корюшка, сыты все. Но особенно славится ладожский судак. А вот водка за обедом была исключена.
Памятуя предшественников (Наина Ельцина подарила обители икону Божией Матери), Путин в монастыре на молитвенную память оставил ценные подарки — икону Спасителя и старинный потир. Далее путь президента лежал на Соловки, через Кижи, где, осмотрев распятый на металле рубленый Преображенский собор, он пообещал архитекторам принять участие в его воскрешении. И добавил: ?Я ведь плотник 4-го разряда. Три года университета каждое лето проводил в строительных отрядах?. После чего попарился вместе с Катанандовым в баньке и продолжил путь.

Монашеская республика

Большинство современных россиян живут в заботах и суете. Порой некогда заглянуть в храм. В Греции есть полуостров Афон, монашеская республика, которая управляется Протатом — советом старцев. Полуостров небольшой и весь занят горой, на склонах которой разместилось множество православных монастырей — греческих, сербских, болгарских, русских. Будущее Валаама видится именно таким — свободной от вмешательства светских властей монашеской республикой. Хотя, говорят, председатель правительства Карелии, вдохновленный визитом президента, на радостях решил выстроить на острове современный туристический центр. И даже попросил для этого у правительства полмиллиарда рублей. Но, будем надеяться, это дело несбыточное.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика