Русская линия
Прочие периодические издания Игорь Серков30.06.2002 

. Быть мусульманином в России
Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин — гость? ЛГ?

Игорь Серков, заместитель главного редактора. Сегодня мир переживает события, которые во многом определят нашу жизнь в ХХI веке. При этом огромную роль начинает играть религиозный фактор, что еще лет двадцать назад нельзя было представить. Чем объяснить рост интереса к религии, и в частности к исламу, в современном мире?
Муфтий Р. Гайнутдин. Сегодня ислам действительно вызывает огромный интерес во всем мире. Представители нашей священной религии чувствуют необходимость выхода в свет, выхода в общество, чтобы прояснить: что же происходит с исламом? Как ислам, другие религии и общество должны строить свои взаимоотношения?
Да, в 60 — 70-е годы двадцатого столетия наша жизнь изменилась: человек полетел в космос, научно-технический прогресс охватил весь мир. Новый, прогрессивный, высокоинтеллектуальный, технически образованный человек стал властвовать. Казалось, все будут заняты только научным прогрессом, забудут о религии, принадлежности к той или иной культуре.
Но произошло совершенно обратное. Когда свершилась исламская революцию в Иране, уважаемый покойный имам Аятолла Хомейни обратился к тогдашнему Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву с посланием, в котором говорилось о необходимости духовного возрождения, оздоровления нашего общества. Жизнь меняется, говорилось в нем, происходит переоценка ценностей, и необходимо подумать о сохранении духовных традиций, основ истории, культуры народов СССР, вернуться к традиционным религиям.
Сегодня, я думаю, несмотря на весь прогресс в мире, многие на земле считают, что есть Бог, что без духовности, без нравственности общество жить не может.
Более того, идет переоценка, переосмысление духовных, нравственных ценностей и бытия. И те трагические события, которые произошли в США, многих, видимо, заставят взглянуть на свою жизнь, на политику своего государства, на свое общество по-иному. Думаю, что в дальнейшем мир будет куда более тонко относиться именно к тем материям, которые мы называем духовностью, нравственностью.
Игорь Серков. Сегодня в различных СМИ встречаются утверждения, что мир стоит на пороге религиозных войн. Как вы оцениваете подобные прогнозы? За ними — реальность или тут просто не очень умные умозаключения политиков и журналистов?
Муфтий Р. Гайнутдин. Многие политики, к сожалению, говорят о противостоянии двух миров, о том, что мир стоит на грани столкновения двух цивилизаций. А иные и вовсе заявляют о необходимости очередных крестовых походов против ислама и мусульман.
Но есть ли на самом деле сегодня причина говорить о религиозном противостоянии, о религиозном конфликте? Ведь не говорят о конфликте ислама и иудаизма, о противостоянии христианства и иудаизма. Не говорят о противостоянии ислама и буддизма. Или христианства и буддизма. Но подводят к тому, что мир стоит на грани конфликта между исламом и христианством. Видимо, некоторым политикам выгодно столкнуть именно эти два мира.
Давайте будем откровенны. Не секрет, что развитие ислама во всем мире вызывает глубокую озабоченность. Ислам прогрессирует в тех странах, где в недалеком прошлом вообще не было или было очень мало мусульман. В Европе, в США бурно растет число приверженцев ислама. Многие политики начинают пугать тем, что мусульмане подчинят весь мир. И наши журналисты также не прочь постращать тем, что лет через 50 и в России мусульман будет 50 процентов.
Религиозные деятели, не только мусульмане, но и христиане, всегда заявляли: нет никакой причины опасаться, что ХХI век будет веком противостояния двух цивилизаций. Если будет проводиться правильная политика в отношении к нашим религиям, то никакого противостояния не будет.
Леонид Почивалов, корреспондент. Сколько мусульман и религиозных мусульманских организаций в России?
Муфтий Р. Гайнутдин. В России, по различным оценкам экспертов, проживает от 15 до 30 миллионов мусульман. Но, по данным Совета муфтиев России, около 19 — 20 миллионов. Они объединены в различные централизованные религиозные мусульманские организации. Самых крупных — три. Это Совет муфтиев России с центром в Москве, Центральное духовное управление мусульман России с центром в Уфе и Координационный центр мусульман Северного Кавказа, центр которого находится в Назрани. Последний объединяет все духовные управления мусульман Северного Кавказа, которые входят в состав Совета муфтиев России.
Думаю, что все наши мусульманские религиозные организации, их лидеры прекрасно осознают необходимость единения. Особенно сейчас, когда вдруг после 11 сентября стали обвинять ислам и мусульман во всех грехах, происходящих в мире. Есть четко ориентированные политики, страны, журналисты, которые хотят очернить, обвинить исламский мир.
Мы, мусульмане страны, должны защищать не наши религиозные центры, мы должны защищать интересы наших верующих мусульман, в первую очередь интересы наших детей, которые учатся в школах с детьми других национальностей и вероисповедания.
Как защитить наших верующих мусульман? Необходимо объединить наши усилия, разъяснять суть нашего вероучения, выступая на страницах газет, по телевидению и радио. Объяснять, что преступность — это преступность, терроризм — это терроризм. А наша священная религия — это религия мира. В ней нет ничего отличного от других религий. Наша религия также учит, что люди должны быть обращены к любви, миру, согласию.
Игорь Гамаюнов, редактор отдела? Общество?. Есть ли грань между фанатизмом и верой? Могут ли верующие обладать свободой выбора? На ваш взгляд, обладали свободой выбора террористы, которые пошли на жуткий теракт в Нью-Йорке ради своих убеждений?
Муфтий Р. Гайнутдин. Отвечу с точки зрения богословия. Действительно в исламе есть понятие? шахид?. Это человек, который погибает, защищая свою священную веру, свое священное отечество. Те, кто умышленно шел на гибель, будучи смертниками, являются, по шариату, подсудными, если их поступки были направлены против безвинных людей. По шариату, если человек убил невинного, он перед Богом и человечеством не оправдан. Даже если считал, что цели у него благие. С этой точки зрения весь мусульманский мир осуждает тех, кто осознанно пошел на самоубийство и уничтожение мирных граждан не только Америки, но других стран. Да, конечно, светские законы, по их убеждению, не вправе их судить, но есть суд Божий, и они все равно будут судимы и понесут наказание.
Наши проповедники, безусловно, должны работать со своими прихожанами и разъяснять понятия смертников, понятие джихада, понятие свободы воли и свободы выбора. Такая работа ведется в наших проповедях. Ислам дает право свободы выбора. Человек волен поступать по своему убеждению. Но Всевышний дал разум, и по этому разуму ты должен выбирать, что тебе полезно, а что в дальнейшем принесет наказание. Всевышний начертал нам границы: будете выходить за эти границы — поступите против себя, против воли Всевышнего.
Если те, кто совершил теракт, являются мусульманами, представителями мусульманских народов, то в этом случае я могу сказать: их выбор нанес вред не только им самим, но и исламу и мусульманскому миру. Это касается не только тех террористов, которые совершили теракт в США. Это касается и тех чеченцев, которые сейчас с оружием в руках воюют на территории Чечни.
Боевые формирования нанесли вред не только себе и республике, но и всем чеченцам и исламу в целом, поскольку с оружием в руках они пошли против Дагестана. Дагестанцы их назвали агрессорами, пришедшими с оружием в руках на их территорию.
Общество, телевидение, политики начали обвинять чеченцев. Это коснулось не только чеченцев, но и татар, башкир, живущих в Москве и других регионах нашей страны, ислама в целом.
Поэтому каждый должен думать: если он совершает какой-то поступок, то будет ли он полезен ему лично, обществу, стране и его священной религии. Не нанесет ли он вред своей религии? Никто не может тебе навязать свое мнение и волю, так как в Священном Коране сказано: в вере нет принуждения.
Конечно, могут быть фанатики, настолько уже уверовавшие в своего руководителя, что готовы исполнить его, а не свою волю.
Лига исламского мира, которая находится в Саудовской Аравии, заявила: если преступник выполняет приказы лидера своей террористической организации, то в этом случае он меньше виновен, чем дающий приказ. Человек волен думать. Но если человек является верующим и считает себя мусульманином, то он должен знать, что человек не берет ответственность за грех чужого человека. Это касается и всех наших мусульман сегодня. Если совершили теракт мусульмане, то их вина не ложится на их священную религию.
Усаму бен Ладена мы, к сожалению, очень часто видим на экранах телевидения. Сейчас очень много внимания уделяют этой фигуре, но не показывают, скажем, того же секретаря Лиги исламского мира, который компетентно оценил поступки бен Ладена. Поэтому создается впечатление, как будто весь исламский мир поддерживает и одобряет поступки Усамы бен Ладена. Это не так. Усама бен Ладен, как вы знаете, является изгнанником своей страны. Да, он имеет влияние на тех, кто находится в его окружении, на тех, кто разделяет его взгляды. Для них он, безусловно, очень уважаемый лидер. Но он не является богословом, муфтием, который мог бы высказывать определенные суждения, призвать к джихаду… И то, что он заявляет, что жертвы терракта погибли невинными, а потому они попадут в рай, — вранье. Он хочет оправдать свои взгляды и поступки, свои преступления, прикрываясь богословскими суждениями. С точки зрения мусульманства, жизнь дана Всевышним, и только он имеет право отнимать ее. Ни один смертный не вправе даровать жизнь или же отбирать ее у человека. Тем более у безвинного.
Леонид Колпаков, заместитель главного редактора. Не удастся ли — кому по расчету, кому по недомыслию — раскачать обстановку в стране так, чтобы столкнуть православие с исламом. Что нужно сделать, чтобы не возникла такая гибельная для страны ситуация?
Муфтий Р. Гайнутдин. Мы, россияне, имеем огромный опыт мирного существования разных религий и разных народов. Христиане и мусульмане живут бок о бок уже тысячелетие. Безусловно, мы гордимся тем, что на территории нашей страны не было религиозных войн. Это великое достижение наших отцов и дедов. Мы всегда могли договориться, найти общий язык взаимополезного сотрудничества и добрососедства.
Сегодня мы заявляем: Россия для нас является общим домом. Как сказал наш пророк Мухаммад, да будет с ним мир и милость Всевышнего, мы находимся в одной лодке. Мы не должны допустить, чтобы плывущие в одной лодке люди позволили воде затопить всех. Мы всегда говорим: мусульманам и исламу нужно особое внимание — нельзя давать исламу развиваться самотеком. Поэтому всегда заявляем, что нужно создавать официальные мусульманские религиозные организации, нужно готовить официальных мусульманских деятелей у себя, в России. Для подготовки кадров священнослужителей нужно создавать мусульманские учебные заведения. Чтобы к исламу было не формально уважительное отношение, а чтобы наш народ чувствовал, что наша священная религия является также уважаемой в нашем государстве. В этом случае не будет никаких разногласий, недовольств, и мы сможем сохранить мир.
А если мусульмане будут чувствовать, что их религия всегда обвиняется, противопоставляется другим религиям, а их самих не уважают, то это приведет к противостоянию в обществе, и ситуация может оказаться катастрофической для многих граждан.
Во время встречи с Владимиром Владимировичем Путиным мы говорили: нельзя, чтобы в нашем многонациональном государстве с экранов телевидения или со страниц газет наши уважаемые политики, журналисты запугивали славянские народы, христиан, представителей других религий исламом и мусульманами, говорили о каком-то противостоянии цивилизаций и очередном крестовом походе против мусульман и ислама.
Наоборот, мы должны говорить, что и христиане, и мусульмане являются коренными жителями нашего государства, что мусульманские народы являются народами государствообразующими, что ислам — не новая религия.
Игорь Кузнецов, корреспондент. Когда Папа Римский приезжал в Украину, православная церковь отнеслась не очень одобрительно к этому визиту. Как мусульмане отнеслись к приезду Папы в Казахстан?
Муфтий Р. Гайнутдин. Мусульмане очень уважительно отнеслись к визиту Папы. На это есть причины. Русская православная церковь до сих пор считает ислам лжерелигией и нашего святого Пророка — лжепророком. Она никогда публично не говорила, что ислам — это богоданная религия. Папа Римский и в своих выступлениях, и в обращениях к мусульманам, и в своих заявлениях, принятых Ватиканом, во-первых, просил прощения за крестовые походы против мусульман и, во-вторых, заявлял, что ислам является богоданной религией. Мусульмане выражают ему глубокое уважение.
Александр Яковлев, корреспондент. Но это не значит, что отношения между простыми православными и мусульманами недостаточно доброжелательны?
Муфтий Р. Гайнутдин. Политику церквей делают высшие иерархи. Взаимоотношения православных христиан и мусульман нашей страны всегда были и остаются дружелюбными. Мы всегда говорим, что нет противостояния между нашими религиями. И в дальнейшем мусульманские религиозные деятели нашей страны выражают полную готовность активно взаимодействовать, вести диалог, плодотворно сотрудничать с Русской православной церковью и другими нашими традиционными религиями.
Не Русская православная церковь, не буддисты, не иудеи, а именно мусульмане в нашей стране стали инициаторами создания Межрелигиозного совета России. Мы подчеркнули, что знаем: Русская православная церковь ведет диалог с мусульманами Ирана, и пора начать диалог с мусульманами своей страны. Хвала Всевышнему, Патриарх благословил своих иерархов на создание Межрелигиозного совета России. С 1998 года этот Совет действует.
Виктор Широков, корреспондент. Как вы относитесь к спорам по поводу решения о переходе татарской письменности на латиницу?
Муфтий Р. Гайнутдин. Я лично выступаю против перехода татарского языка на латиницу. Если есть необходимость сменить графику, то тогда мусульманские деятели нашей страны скорее будут поддерживать переход графики татарского языка на арабскую письменность. Это исторически будет оправдано, поскольку с 922 года наши предки приняли ислам и перешли на арабскую графику. Это в крови. Сегодня некоторые тюркские республики СНГ переходят на латинскую графику. Но это не означает, что и Татарстану надо переходить на латиницу. На территории Татарстана проживает только одна треть всех татар России, а две трети находятся за пределами республики. Эти татары, безусловно, будут оторваны от той литературы, от тех учебников, которые будут издаваться на территории Республики Татарстан. Не надо разрывать связи татар, компактно проживающих в других областях и республиках России, в странах СНГ.
Мы считаем, что, даже с чисто религиозной точки зрения, это приведет к определенной изоляции мусульман Татарстана.
Владимир Поляков, редактор отдела политики. Мы все, к сожалению, не очень большие знатоки Корана. Я не раз встречал в СМИ утверждение, что Коран призывает к уничтожению неверных. Это действительно вытекает из Корана или тут заблуждение?
Муфтий Р. Гайнутдин. К сожалению, утвердилось мнение, как будто Священный Коран призывает убивать неверных. Это неправильно. Могу сказать обратное: ислам является религией богоданной, а Бог дал человеку свои учения. Священным Писанием, которое было дано последним, является Коран. Не в Коране была заложена борьба с неверными и борьба с язычниками и идолопоклонниками. Борьба за утверждение единобожества велась по велению самого Всевышнего. К этому призывали и Тора, и Евангелие.
Но я одно хочу сказать. Все мы здесь россияне. Когда говорим об исламе, я хочу, чтобы вы не забывали такой момент. Мы смогли уберечь наших верующих от экстремизма и вступления на путь терроризма. Хвала Всевышнему, все наши духовные управления с первого дня возникновения проблем с различными течениями, сектантами начали борьбу против экстремизма и радикально настроенных идеологов. Хвала Всевышнему, наши имамы в своих проповедях старались воспитывать прихожан в мире и добились очень больших успехов. Сегодня мы можем гордиться тем, что за последние десять лет ислам не радикализировался на территории нашей страны. Заслуга мусульманского духовенства в этом не-оспорима. Наши верующие сохранены от радикализма и экстремизма. Сегодня они ведут борьбу с теми, кто стал на путь преступления и терроризма.
Игорь Серков. Мы благодарим вас за то, что вы нашли возможность для такого серьезного разговора, который, думаю, помог нам взглянуть на многие вещи по-иному.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика