Прочие периодические издания | М. Куликова | 30.06.2002 |
Правда об интровертах
Сегодня благодаря? психологическим тестам?, печатающимся в газетах между кроссвордом и астропрогнозом, самая простая тетя из магазина или парикмахерской уверенно скажет вам, экстраверт она или интроверт. В народе прочно укоренилось мнение, что экстраверт — это общительный весельчак, а интроверт — угрюмый и погруженный в себя увалень.
Конечно, это совсем не так. Говоря об экстра- или интроверсии, Юнг имел в виду не поведенческие стереотипы человека, а ту психологическую призму, через которую каждый из нас воспринимает мир. Одни делают это через призму? внешнего?, то есть через те общественные, внешние нормы и правила, которые существуют помимо нас и нашего внутреннего мира. Эти-то люди и есть экстраверты. Можно сказать, что они? лепят себя? с общества, с его ценностей, существующих на данный момент.
Интроверты же, напротив, окружающий мир воспринимают через призму собственной внутренней жизни и стараются, как в песне Макаревича, не прогибаться под изменчивый мир, а прогибать его под себя. Вполне понятно, что задача интроверта посложнее экстравертовой, поэтому и молчаливых людей с грустным взглядом среди интровертов будет побольше.
Однако загрустить может и экстравертная натура. Простой пример: конституционально хилый экстраверт, появившись на свет во времена, когда в моде квадратнотелые? качки?, обречен на грусть, потому что его самовосприятие всегда будет конфликтовать с принятым в обществе? идеалом?. Такой человек живет с грузом подсознательного недовольства своей? хилостью?, не сомневаясь в правильности окружающего накачанного мира, волей-неволей становясь замкнутым и недовольным экстравертом. Интроверт же в такой ситуации будет считать неправильным образ накачанного? быка?, и вполне можно предположить, что, занявшись, например, дизайном одежды, он в конце концов создаст новый образ мужчины — худого и длинного. И, прогнув под себя тем самым окружающий мир, будет счастливым, веселым и общительным интровертом. В общем, не в общительности дело, а в направленности сознания — внутрь или вовне.
Юнг считал, что бессознательное существует не только у отдельных людей, но и у целых сообществ — рас, племен, народов… Это бессознательное даже конкретно воплощено — в мифах, например. Одетый в костюм-тройку и галстук современный европеец может даже не подозревать о том, что основные мотивы его деятельности являются импульсами из его коллективного бессознательного — индоевропейского ли, иудео-христианского или даже из обоих сразу… И самое главное: у коллективного бессознательного та же самая особенность — направленность вовнутрь или вовне.
Загадка японской души
Точно так же, как и люди, народы, имеющие свое? коллективное бессознательное?, склонны либо прогибать мир под себя, либо приспосабливаться к миру. И на этом пути, точно так же, как у отдельных людей, возможны парадоксы, а может быть, этих парадоксов даже больше. Лучшие представители великой европейской цивилизации, несомненно, были экстравертами. Они снаряжали для дальних странствий свои корабли, привлеченные теми ценностями, которые находились вовне, — это были деньги, земли и рабы. Собственный внутренний мир всегда был загадкой для них, они встречались с ним в лучшем случае в церкви на дежурной исповеди.
Порабощенные же ими народы — от индейцев до индусов — были (и, кстати, остаются по сей день) типичными интровертами, и сохранение внутреннего мира, наполненного брахманами, слонами и вождями, оказалось для них намного важнее ценностей, которые им долго и безуспешно пытались привить незваные гости.
Покорившей, потребившей и произведшей все на свете экстравертной западной цивилизации (ее ?коллективному бессознательному?) стало в конце концов не хватать самого главного — новых внешних стимулов. Вот тогда-то, приблизительно в середине двадцатого века, цивилизованные поработители с жадностью набросились на новое и неведомое — внутренний мир тех, кого они внешне поработили. Этим с удовольствием и пользой для кармана воспользовались самые сообразительные представители? отсталых? народов. Количество гуру, наводнивших западные страны, стало исчисляться тысячами, а белые люди с удовольствием стали рядиться в брахманскую одежду и плясать негритянские танцы, не говоря уже о популярности рок-н-ролла и джаза.
Но игра в йогу так и осталась игрой для европейской цивилизации и уже очень скоро совсем наскучит ей. Уже сейчас западная цивилизация вовсю эксплуатирует самую инфернальную часть своего бессознательного, выплескивая потоки крови и ужаса в суррогатных формах жизни — видеофильмах и компьютерных играх, в этом находя спасение для бедного своего внутреннего мира, пытаясь хоть так расшевелить его. Но это пока путь к полному и окончательному разрушению.
Еще один великий последователь психоанализа — Фромм — в свое время констатировал, что из двух типов существования — иметь или быть — западная цивилизация однозначно выбрала? иметь?, а теперь оказалось, что функция? быть? у нее совершенно атрофировалась. Увы, кажется, это так. На время предпочтя? иметь?, белая европейская цивилизация добилась очень многого в смысле научно-технического прогресса, но совершенно потеряла внутреннюю основу своего существования.
В это же время некоторые изначально? интровертные? культуры по параметру? прогресс? догоняют и перегоняют белую цивилизацию. Одна Япония чего стоит. И самое главное — позаимствовав и превзойдя все? экстравертные штучки? западной цивилизации, Япония осталась полностью интровертной, погруженной в себя, традиционной и моноэтнической страной, будто бы не собираясь делиться со всем миром своими достижениями. Пока европейская цивилизация грезит о? едином мире?, Япония упорно копит свою, чисто японскую интровертную мощь.
Не надо сомневаться — и Китай, и Индия, и все остальные так называемые? отсталые? страны приобретут в конце концов все то, чем европейская цивилизация так гордится. И присоединят эту силу к уже имеющейся — собственной внутренней силе, внешне выраженной в виде традиционной культуры.
Такой у нас характер
Не будем анализировать почему, но так уж получилось, что Россия — европейская (то есть не афроазиатская) страна, населенная преимущественно белым населением и при этом обладающая совершенно не свойственным европейской цивилизации коллективным бессознательным. Европейцы вроде бы давно пытались понять? русскую душу?. Спрашивается: почему они не пытались понять? японскую душу? или, скажем, ?пигмейскую душу? А потому, кажется, не пытались, что с японцем ясно — он совсем другой, чужой, а вот русский вроде бы такой же, да не такой. И никто, включая самих русских, так и не определил сущности этой? русской души?. В конце концов, все худо-бедно удовлетворились тем, что в Россию можно только верить, хотя почему, никто по-прежнему не знал.
А оказывается, ларчик открывается просто — такое у нас коллективное бессознательное. Во-первых, мы интроверты. Это значит, что образ приемлемого для нас мира расположен внутри нас. Во-вторых, мы иррационалы, то есть наше представление о мире принципиально не-логично. Нам может не нравиться человек, объективно делающий нам добро, и нравиться откровенный злодей. Мы действительно выбираем сердцем, и не только президентов. Наше коллективное бессознательное работает по законам правого полушария мозга, и даже в нашем сознательном мышлении преобладают правополушарные функции: не анализ, а синтез, не логика, а интуиция. Тысячи анекдотов повествуют о нерасчетливости, парадоксальности, так называемом? разгильдяйстве? и изобретательности русских, отпугивая потенциальных инвесторов из обеспеченных стран.
Русская психоаналитическая школа возникла сразу же, как вышли первые работы Фрейда — в самом начале века. Впоследствии исследования в зависимости от смены политического курса то прекращались, то возобновлялись. Наконец с победой демократии психоанализ окончательно перестали подозревать в подрывной деятельности и, казалось бы, была получена полная свобода для исследований и практики. Наиболее оптимистично настроенные аналитики радостно потирали руки: теперь можно будет зарабатывать на чужом бессознательном.
Но радость оказалась преждевременной. Психоанализ в России хоть и существует, но не обрел популярности. Даже состоятельные граждане нашей страны не спешат к аналитикам, предпочитая им неаналитическую? духовную деятельность? — обращение к психотерапевтам не аналитикам, а? творцам?: арт-терапевтам, экстрасенсам (шарлатаны тут не имеются в виду), авторам нетрадиционных терапевтических методик. Наши люди как будто не нуждаются в детальном раскладе собственной души по полочкам — ?чувства?, ?эмоции?, ?комплексы?, они нуждаются в том, чтобы им показали эту душу в целом, такой, какая она есть, и тем самым исцелили ее.
Точно так же само по себе материальное процветание не интересно нам, и пока для нас не видно цели, ради которой мы должны быть богатыми, мы не будем стремиться к богатству, а добившись его лишь потому, что? так живут на Западе?, мы будем разочарованы. Это не наш глупый каприз, это свойство нашего мышления.
Есть в психологии одна теория, не связанная с психоанализом. Это так называемая теория лингвистической относительности. Вкратце ее содержание заключается в том, что наш язык, какой бы он ни был, отражает способ нашего мышления, и наоборот, язык является отражением типа мышления его носителя. На эту тему существует достаточно книг и публикаций, а нам сейчас важно одно: пока существует русский язык, существует русский способ мышления. Человек, в совершенстве владеющий русским языком, получает ключ к образу мышления народа, к его психике и, конечно же, к коллективному бессознательному. Именно это позволило Пушкину, человеку с негритянскими генами, быть намного более русским, чем потомкам белоэмигрантов, чьим первым (родным) языком стал французский или английский. И это не метафора, это очень жесткий закон? ненастоящей? науки психологии.
Выбери лучшее
Таким образом, стоит вам заговорить (а главное — начать думать) по-русски, как ваше мышление автоматически становится: интровертным, иррациональным, синтетическим и интуитивным. Ну ничего тут не поделаешь.
Это свойство кажется минусом только на первый взгляд, причем взгляд рациональный, тот самый, которым сегодня смотрят на ставшую отсталой Россию и думают: ну как, умерла? А если нет, то когда же? На самом деле внутренний ресурс Запада на исходе, а наш еще не тронут. На самом деле мы, восхищенные экстравертными достижениями? западных технологий?, должны понять, что технологии — это то внешнее, что пусть нелегко, но можно перенять и сделать еще лучше, как это сделала Япония, а вот внутренней силы взять неоткуда, кроме как в себе самих.
Мы увидели, что экстраверты живут хорошо, а мы вроде как плохо, и захотели стать экстравертами, чтобы жить так же. Но ведь для жизни с точки зрения психологии необходимы внутренние импульсы, иначе она превращается в унылую схему? производство — потребление?. У нас этих импульсов много, только мы, терзаемые непонятным комплексом вины, стесняемся заглядывать? туда? и не знаем еще, что нам взять? оттуда?. Зато многие русские, уехавшие на Запад, склонны жаловаться на непонятные скуку и неудовлетворенность.
Интровертная культура обладает практически неограниченным ресурсом, ценнейшим полезным ископаемым, без которого плохо сегодня приходится европейской цивилизации, — внутренней силой, внутренними образами и творческим потенциалом.
На этот потенциал мы сами, захлестнутые комплексом вины и пережевыванием обид, не обращаем пока внимания. Но путь к успеху может начаться только с принятием самих себя. И только от нас зависит, что именно мы будем черпать внутри — обиду или мудрость, злобу или понимание, безысходность или энергию творчества…