Русская линия
Независимая газета Александр Игнатенко24.06.2002 

Правоверность, доказываемая ненавистью
Ваххабизм в изложении его сторонников

Столько всякого написано и напутано о ваххабитах, что настало время разобраться с тем, что такое ваххабизм, на основании того, как сами ваххабиты излагают свое учение. Это позволит, с одной стороны, показать, что именно они считают правильным в качестве изложения ваххабитского учения, а с другой стороны — позволит любому желающему (как защитнику, так и противнику ваххабизма) проверить точность и правильность изложения ваххабитских взглядов, ибо источники, в которых излагаются ваххабитские идеи (книги, брошюры, листовки) доступны российскому читателю.
1.Ваххабизм представляет собой результат селекции (отбора) и адаптации (приспособления) положений Корана и Сунны к ваххабитским представлениям и идеям. Вот что пишет о типично ваххабитском подходе к Корану и Сунне современный ваххабитский автор. «В этой книге я ответил на все вопросы, касающиеся постулатов исламской веры, подкрепляя по мере возможности (так!) свои ответы цитатами из Корана и достоверного Хадиса, чтобы убедить читателя в правильности ответов» (Мухаммад ибн Джамил Зину. Исламская акида — вероучение, убеждение. воззрение — по Священному Корану и Достоверной Сунне. Москва: «Бадр», 1998. С.4).
Действительно, подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующему принципу. Сначала идет некое положение, затем «по мере возможности» приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. (В случае, если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны.)
Этот прием, при том, что он создает впечатление соответствия провозглашаемых положений Корану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению с традиционным для ислама отношением к Божественному Откровению. В исламе задача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довести до людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей.
При этом в ваххабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваххабитскими постулатами положения Писания. Так, в ваххабитском учении важное место занимает концепция «неверия», причем к «неверным» ваххабиты относят иудеев и христиан (об этом — ниже). Но ни в одном участке ваххабитских текстов на русском языке, где обосновывается «неверие» иудеев и христиан, не приводится коранический аят: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, 2:62).
Поскольку ваххабизм является результатом селекции и адаптации исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а с другой — не расценивать как общеисламские те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются.
2. Ваххабиты абсолютизируют понятия «неверие» (араб. куфр, в ряде текстов на русском языке называется «безбожием») и «многобожие» (араб. ширк, в некоторых текстах называется «язычеством»). Ваххабиты провозглашают строгое единобожие, т. е. единственность Бога (араб. Аллах). Это — главное положение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себя соответствующим образом — единобожники. В истории ислама как монотеистической религии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного и адекватного пониманию сути единобожия, как оно доведено до людей в Коране и Сунне. Но ваххабиты, отрицают саму возможность теологического и, тем паче, философского понимания текста Корана и Сунны. И в определении сути единобожия они идут по иному пути — «от противного», через определение того, что единобожием не является. В этом нетрудно убедиться на примере главного произведения ваххабизма — «Книга единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба (М.С.Тамими. Книга единобожия. Москва: «Бадр», 1999 г.), а также современных ваххабитских сочинений (см.: С.В.Фавзан. «Книга единобожия», Махачкала: «Бадр», 1997; М.А.Башамил. Как мы понимаем единобожие. Махачкала: «Бадр», 1997) Эти книги на восемь-девять десятых своего объема посвящены рассмотрению того, что есть «многобожие» и «неверие» как отрицание единобожия или отход от него. Что же такое, по утверждению ваххабитов, «многобожие» и «неверие», и, соответственно, кто такие «многобожники» и «неверные»?
2а. «Неверными» в ваххабитской литератуте объявляются иудеи и христиане («Программы по изучению шариатских наук». Совместное издание Министерства по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации КСА, российского фонда «Ибрагим Аль Ибрагим». Москва, 1999. Раздел «Хадисы и термины». С. 89). В самом тексте «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: «Когда у них (у христиан. — А.И.) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (т.е. христиане. — А.И.) наихудшие из творений Аллаха!» «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!» (Тамими. «Книга единобожия». С. 119). «Неверие» и «многобожие» иудеев и христиан — общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются «многобожниками» потому, что они «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Основы исламского вероучения». С. 66). Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Хадисы и термины». С. 62).
2б. «Неверными» объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, малейшее отступление от единобожия («вероотступничество»). Собственно, вся «Книга единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба посвящена рассмотрению этих отступлений. Это — возвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение идолам, и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей (см. также: Фавзан. «Книга единобожия»; Башамил. Как мы понимаем единобожие"). Кроме того, «неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии» («Программы изучения шариатских наук». Раздел «Хадисы и термины». С. 21). К такого рода «неверным» отнесены, в частности, суфии (Там же. С. 22).
Провозглашение «неверными» мусульман, совершивших, по оценке ваххабитов, малейшее отступление от единобожия — такфир, — сущностная примета ваххабитского учения. В отличие от принятого в исламе положения о том, что верующий, совершивший некое действие (например, надел амулет, возложил цветы к памятнику, совершил зиярат к могиле праведника-вали — сделал, то, что ваххабиты расценивают как «неверие»), остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречение от символа исламской веры «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник», — в отличие от этого ваххабиты утверждают, что любое, малейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в «неверного». И он оказывается в этом случае «вероотступником», а «вероотступничество» в исламе наказывается смертью. Ваххабиты прямо заявляют, что ни произнесение формулы «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник», ни даже строгое следование положениям ислама не являются гарантией того, что мусульманин, совершивший малейшее отступление от единобожия, остается мусульманином (см.: Тамими. «Книга единобожия». С., 68, 69). Более того, ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, т. е. он может быть убит, а имущество его будет изъято. «Ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства („Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник“. — А.И.) наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в намазах (молитвах. — А.И.) к Одному только Аллаху, у которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека» (Тамими. «Книга единобожия». С. 68. Выделено мной. — А.И. Данная формулировка принадлежит Ибн-Абд-аль-Ваххабу, без малейших изменений она повторяется современным ваххабитским комментатором. — Там же. С. 69).
Особым разрядом «неверных» среди мусульман оказываются так называемые «лицемеры». «Лицемер» — это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Основы исламского вероучения». С. 7, 53−61), т. е. это мусульмане, которые скрывают «неверие». Иными словами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина. «…Нарушающий (по-ваххабитски трактуемое единобожие — А.И.) открыто или тайно (так!), должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства или заключения его» (Бен Баз. Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха и признание безбожниками тех, кто отвергает ее. Эр-Рияд: Генеральное управление печати при министерстве Вакуфов, 2000. С.35).
2 В. «Неверными» объявляются при этом последователи всех без исключения идеологических течений. Так, «принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама» (Фавзан. «Книга единобожия». С. 64). Список этих идеологических течений включает также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство» (Зину. Исламская акида. С.131). Конечно же, коммунизм — это явное «неверие» (Там же. С.65−67). Сильно достается «иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности»; к таковым доктринам относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм» (Там же. С.68). В последнем случае («бабувизм») не хочется гадать, что это такое.
2 г."Неверием" является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. «Неверие» — это «правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом» (Фавзан. Книга единобожия". С. 58). «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. «Неверие» — «притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать» (Там же. С. 60. См. также: М.А.-Л.Ибрагим. Установление законов Аллаха. Махачкала: «Бадр», 1997). Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе — в процессе обмена ценностями и услугами. Является, по утверждению ваххабитов, «многобожником» и «неверным» тот, «кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашивает помощи не у Аллаха…» (Тамими. «Книга единобожия». С. 97).

Право судить и миловать

3.Ваххабиты приписывают ваххабитскому движению абсолютную непогрешимость в вопросах единобожия и узурпируют право суда и санкций в отношении «неверных», «многобожников», «лицемеров». В ваххабизме есть, наряду с другими, один пункт, от обсуждения которого они чаще всего уходят. Кто дал или что дало им право, в исламе принадлежащее Богу и никому более, выносить окончательное суждение о том, является ли человек истинным единобожником (особенно — в случаях так называемого «скрываемого» или «тайного» «неверия» — «лицемерия») или нет, и применять к нему санкции (вплоть до лишения жизни)?
Но ваххабиты не могут игнорировать эту проблему — им о ней постоянно напоминают противники-мусульмане. И ваххабиты пытаются решить эту проблему тремя способами.
Во-первых, голословно утверждается, что ваххабиты следуют истинному единобожию. Еще они себя называют салафитами, т. е. теми, кто следует тому, чему следовал Пророк и первые три поколения мусульман — сподвижники Пророка, те, кто следовал за ними, и последователи тех, кто следовал за сподвижниками Пророка. Называют они себя и «спасенной группой» — так называется в одном из хадисов Пророка группа, которая избегнет (предполагается: на Страшном Суде) адского пламени (Зину. Исламская акида. С.120−121).
Но все равно в этом случае утверждается то, что еще предстоит доказать, и поэтому ваххабиты, во-вторых, изыскивают дополнительные признаки своей избранности. Они заявляют, что «спасенная группа» «представляет собой меньшинство» в умме — сообществе мусульман (Зину. Исламская акида. С. 121). Кстати сказать, в этом случае выделяется действительно миноритарность ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их движения.
Дополнительным признаком избранности ваххабитов делается то, что ваххабитское движение исходно носит особый этнический характер. Ваххабиты вносят уточняющий элемент в то, какая именно группа является носительницей истинного единобожия. Это, по мнению ваххабитов, арабы. «Именно арабы были носителями миссии Ислама… Претворив в жизнь Ислам, они станут лучшими на земле» (Зину. Исламская акида. С. 130). Обоснование этой идее в виде цитаты из Корана или Сунны не приводится, этого ваххабиты и не смогли бы сделать. Ислам с самого начала был религией наднациональной, отрицающей превосходство одной племенной, национальной группы над другой. А среди «носителей миссии Ислама» даже на самых ранних его этапах были и арабы, и эфиопы, и персы, и евреи, и берберы…
Но ваххабитам важно сделать эту заявку, чтобы уточнить характеристику той группы, которая еще до Божественного приговора на Страшном Суде знает, что именно она — «спасшаяся». И свое учение ваххабиты характеризуют как арабское. Неоднократно цитированная выше книга, изданная и распространяемая в России Министерством по делам Ислама КСА и фондом «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» (их эмблемы красуются на обложке), называется по-русски «Программы по изучению шариатских наук». Но она имеет на той же обложке логотип на арабском: «Программы по изучению шариатских и арабских (или аравийских) наук». Данный логотип в увеличенном размере вывешивался на семинарах, конференциях, курсах, которые проводились в России указанными выше министерством и фондом. В связи с этой книгой примечательны два момента. С одной стороны, издатели и распространители прекрасно знают, что в книге излагается особое религиозное учение (шариатские и арабские или аравийские науки), с другой стороны, они предпочитают не сообщать этого русскоязычным читателям, на которых направлена ваххабитская проповедь, и эти читатели полагают, что они изучают исламский шариат.
4.Только абсолютное подчинение ваххабитской группировке и активная вражда (вплоть до убийства) по отношению ко всем, кто к ней не принадлежит, является, по утверждению ваххабитов, решающим свидетельством единобожия того или иного человека. Как человек может уберечься от того, чтобы его провозгласили «неверным» и, тем самым, спастись от санкций за свое «неверие»? Естественно, отказаться от любых форм «неверия» и «многобожия» (см. выше) и, покаявшись в своем «неверии», стать последователем единобожия, как его понимает ваххабизм. Но это не убережет такого человека от обвинений в «неверии» и «многобожии», ибо он может иметь колебания и сомнения, а то и может быть обвинен в «лицемерии», т. е. в тайном, скрываемом «неверии» и быть подвергнутым такфиру, что лишит неприкосновенности его жизнь и имущество, и он станет объектом санкций вплоть до убийства.
Решающий довод единобожия человека (в первую очередь мусульманина), т. е. условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это — лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем не-ваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты. — А.И.), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам. — А.И.).» (Тамими. «Книга единобожия». С. 70).
Принадлежность к ваххабитской группировке устанавливается принятием идентификационных признаков — особым внешним видом (например, мужчины бреют усы и не бреют бороду) и особой одеждой (носят короткие, выше щиколоток брюки и т. п.). Примечательно, что опять-таки это делается «от противного» — как реализация принципа «недопустимости подражания неверным» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Хадисы и термины». С. 88 и сл.).
Но главное — мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие «ненавистью и враждой». Истинный единобожник, как его представляют ваххабиты, должен ненавидеть всех тех, кого ваххабиты считают «неверными», «многобожниками», «лицемерами». Однако ненависть — это эмоция, которую трудно проконтролировать. Ваххабиты особое внимание обращают на внешнее поведение человека. Именно такое внешнее проявление ненависти может уберечь мусульманина от обвинения в «неверии», в противном случае лишаются неприкосновенности его жизнь и имущество. Ненависть должна иметь постоянное внешнее проявление — вражду по отношению к «неверным». Чтобы быть мусульманином, человек должен «враждебно относиться к многобожникам и неверным. Сколько же есть еще мусульман, чистых и свободных от язычества (многобожия. — А.И.), но не питающих к язычникам (многобожникам. — А.И.) вражды! В подобном случае человек не может быть мусульманином….Каждый истинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять в язычникам вражду и испытывать ненависть» (Зину. Исламская акида. с.31−32.) Налагается запрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к «неверным». «Дружелюбие по отношению к неверным и оказание им помощи не разрешены» (Там же. С.101).
Главная санкция в отношении всех «неверных» — лишение их жизни. Так, если человек не следует шариату, как это следование понимают ваххабиты, то он «неверный». А, по утверждению ваххабитов, «Всевышний сказал: „Тот, кто допустил подобное, тот неверный, которого следует убить“, если он не вернется к Закону Аллаха и Его Посланника» (Ибрагим. Установление законов Аллаха. С.10). Убийство «неверных» должно, по утверждениям ваххабитов, проводиться системно и организованно — в форме джихада против «неверных».
5. Джихад как вооруженная борьба является, по мнению ваххабитов, условием распространения их учения. Джихад направлен против «неверных», «многобожников» и «лицемеров». Ваххабиты указывают разные типы джихада. Например, «Джихад бывает четырех типов: 1. Джихад против шайтана. 2. Джихад против души. 3. Джихад против неверных. 4. Джихад против лицемеров» (Зину. Исламская акида. С.59). Однако в ваххабитской литературе, распространяемой на русском языке, не обнаруживается никаких подробностей относительно «джихада против шайтана» или «джихада против души». Ваххабитские постулаты о джихаде касаются джихада против «неверных», «многобожников» и «лицемеров», т. е. тех, кого ваххабиты таковыми объявляют (см. выше).
Джихад определяется как «вооруженная борьба с позиций ислама» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.21; иного определения джихада на 420 страницах книги нет), «отстаивание интересов Аллаха вооруженным способом» (Бен Баз. «Необходимость соблюдения Сунны Посланника Аллаха…» С.9). Если джихад, в трактовке ваххабитов, есть вооруженная борьба, то тогда понятно, почему в их текстах не обнаруживается никаких положений, например, о «джихаде против души» (предполагается: о нравственном самосовершенствовании). Странно выглядели бы рассуждения о «вооруженной борьбе» человека против собственных пороков. Джихад, трактуремый ваххабитами как вооруженная борьба, является обязательным. «Джихад — это высшее проявление ислама, как сообщил об этом посланник (имеется в виду Пророк Мухаммад, но соответствующие слова Пророка не приводятся. — А.И.). Он — горнило, в котором выплавляются мусульмане, и которое позволяет отличить скверного [мусульманина] от хорошего. Он также является пропуском в рай», а «рай — под сенью мечей» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 21). Нелишне подчеркнуть (хотя это и очевидно), что «вооруженная борьба» есть использоване оружия с намерением убить противника. «В вооруженной борьбе мусульмане выходят победителями в обоих случаях: убили ли они или их убили» (Там же. С.25).
Цели джихада как вооруженной борьбы следующие (в разных ваххабитских публикациях различается последовательность пунктов). Во-первых, вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его монопольному господству. «1.Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 21). Или в несколько иной формулировке: «2.Ликвидация любых препятствий, мешающих распространению призыва к Аллаху. 3. Защита религиозных догм и исламской акиды от любых опасностей, которые угрожают им» (Зину. Исламская акида. С.100).
Во-вторых, целью ваххабитского джихада как вооруженной борьбы является борьба со всеми «неверными», «многобожниками» и «лицемерами»: «1.Борьба с язычеством (многобожием. — А.И.) и язычниками (многобожниками. — А.И.), так как Аллах абсолютно не допускает приобщения к Себе кого-нибудь еще» (Зину. Исламская акида. С. 100). «5.Вооруженная борьба с лицемерами» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С. 23). Правда, «неверные» могут спастись от убийства, если примут ислам или признают власть ваххабитов. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников, призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе — вооруженная борьба» («Программы по изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.25). Но, здраво рассуждая, и это не спасет их от убийства. Ведь эти люди в любой момент могут быть обвинены ваххабитами в том, что они «лицемеры».
Наконец, в-третьих, джихад как вооруженная борьба ведется для «4.защиты мусульман и их родной земли» (Зину. Исламская акида. С.100). При этом есть один очень важный нюанс — защищать вооруженным путем ислам, мусульман и их родную землю ваххабиты призывают и в случае потенциального врага, т. е. такого, намерения могут быть расценены ими как враждебные. «2.Вооруженная борьба с врагом, воюющим или намеревающимся воевать с мусульманами» («Программы По изучению шариатских наук». Раздел «Жизнеописание Пророка». С.22).
Мир в ваххабитской трактовке есть вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы. «Ведение Джихада зависит от того, насколько это возможно. И так претворяются в жизнь мекканские аяты (более ранние аяты Корана. — А.И.), где говорится о мире, о прощении, пока мусульмане еще слабы, и мединские аяты (более поздние. — А.И.), предписывающие в обязательном порядке воевать и участовать в военных действиях, когда мусульмане обретут силы» (Зину. Исламская акида. С. 99).

Ваххабизм и российские Законы

Ваххабизм, наряду с идеями и постулатами, до которых российскому Закону нет дела, содержит в себе основополагающие для ваххабизма положения и нормы, которые находятся в противоречии с российским Законом и, в случае их реализации или даже просто распространения в качестве таковых (т.е. как норм и положений), становятся преступлениями, т. е. нарушениями Закона. Так, ваххабитское провозглашение единобожия абсолютно не занимает российский Закон, как, к слову сказать, и многобожие-политеизм или безбожие (разве что в плане гарантии свободы совести). Но российский Закон на территории Российского государства не может быть безразличен к содержащимся в ваххабитском учении унизительным характеристикам в отношении тех или иных групп граждан, к проповеди национальной и религиозной розни и вражды, к призывам к внесудебным убийствам и т. п.
1.Ваххабитское учение находится в вопиющем противоречии с российскими конституционными принципами и правовыми нормами, предусматривающими неотчуждаемое право граждан Российской Федерации на свободу мировоззренческого выбора, а также право на свободу совести и свободу вероисповедания. В этом отношении ваххабитское учение содержит в себе нормы и положения, ориентированные на осуществление противозаконной деятельности, предусмотренной Законом о свободе совести и о религиозных объединениях, — «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий», а также «принуждение при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии».
2.Ваххабитское учение является экстремистским, так как содержит в себе нормы и положения, подстрекающие к деятельности, которая направлена на посягательства на права и свободы граждан, пропаганду войны, разжигание национальной и религиозной вражды, побуждение и принуждение граждан к отказу от исполнения установленных российским Законом гражданских обязанностей, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание незаконных вооруженных формирований, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. При этом указанные нормы и положения являются основополагающими в ваххабитском учении.
3.Ваххабитское учение содержит положения и нормы, которые сами по себе (даже без соответствующих действий по реализации этих положений и норм) представляет собой, по оценке российского Закона, терроризм («насилие или угроза его применения в отношениии физических лиц или организаций») и террористическую деятельность, которая определяется Законом в том числе как «подстрекательство к… насилию над физическими лицами или организациями» (Федеральный закон о борьбе с терроризмом).
Во многих субъектах Российской Федерации, в которых мусульмане составляют вероисповедное большинство, ваххабизм запретили. Волна подобных запретов была начата Законом Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (сентябрь 1999 г.) и продолжена в других субъектах Российской Федерации — Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Последним по времени (июль 2001 г.) является распроряжение главы Временной администрации Чеченской Республики о запрете деятельности религиозных организаций и групп, исповедующих ваххабизм.
Народное собрание Республики Дагестан вошло в Государственную Думу РФ (еще в мае 2000 г.) с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусматривающих запрет на территории России ваххабитской и иной экстремистской деятельности.
Запрет ваххабитской деятельности (в том числе распространения ваххабитского учения и создания ваххабитских объединений) на всей территории России является насущной задачей Федерального Собрания Российской Федерации — как минимум ради обеспечения права российских граждан (мусульман, христиан, иудеев, верующих других конфессий и неверующих) на свободу совести, не говоря уже об их праве на жизнь в условиях межконфессионального мира и общественной стабильности.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика