Русская линия
НГ-Религии Р. Пинхасов08.05.2002 

А горские евреи обсудили свои проблемы в Баку.
Некоторые считают, что это знаменует начало нового этапа истории

В ряду народов, для которых Кавказ стал общим домом, особое место принадлежит горским евреям, играющим важную роль в культурно-исторической жизни региона. Актуальные аспекты этногенеза и этнической истории горских евреев, современные этноконфессиональные процессы, вопросы сохранения и развития традиций этого народа обсуждены на Международной научно-практической конференции «Горские евреи Кавказа» в Баку 24−26 апреля 2001 г.
Историческая судьба горских евреев, одной из еврейских этнических групп, расселенных на Восточном Кавказе, в ХХ веке, по мнению профессора Михаила Членова была непростой и исполненной драматических событий и потрясений: «их еврейское происхождение, принадлежность к еврейской цивилизации в разные периоды то нависала над ними смертельной опасностью, то, наоборот, оборачивалась спасением». Осложнял ситуацию и поддержанный советской властью процесс так называемой татизации, то есть превращения их из евреев в татов.
Многими исследователями, занимающимися горско-еврейской историей, их происхождение связывается с одним из колен Израилевых, поселившихся во времена персидской династии Ахеменидов среди древнекавказских и древнеиранских народов. Они сохраняли свой семитский язык и иудейскую веру вплоть до новоперсидского времени. Где-то в VIII—IX вв. предки современных горских евреев были ассимилированы окончательно ираноязычными племенами, что и определило их нынешнюю иранскую языковую принадлежность.
В 20−30-х гг. XIX в. отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся с 1860-х гг. В начале XX века в Баку, Дербенте и Кубе открыты школы с преподаванием на русском языке; наряду с религией в них изучались и светские предметы. В 1908—1909 гг. опубликованы первые еврейские книги на татском языке. Серьезно занимается поиском архивных материалов, разбросанных по всему миру, другой участник конференции профессор Михаил Агарунов.
Сегодня происходит возрождение культуры горских евреев и ярким свидетельством тому служит прошедшая в Баку Международная научно-практическая конференция «Горские евреи Кавказа». Она стала продолжением Первого международного научного симпозиума «Горские евреи — история и современность», состоявшегося в марте 2001 г. в Москве и впервые за семьдесят четыре года собравшего ученых и политиков для обсуждения проблем сохранения культуры и религии представителей одной из еврейских этнических групп — горских евреев.
Конференция в Баку проведена на том же высоком и официальном уровне, что и симпозиум в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Этим было подчеркнуто уважение азербайджанских властей и к России, и к горским евреям, а также к главным организаторам конференции: Российскому фонду сохранения и развития еврейской культуры, группе «ЗАР» (братья Гилаловы), московской религиозной общине горских евреев «Бейт Талхум». Эти организации за удивительно короткие сроки объединили вокруг себя, а в мире горских евреев это уже достойно высшей похвалы, тысячи людей, обеспокоенных проблемой идентичности народа. Московский симпозиум вызвал большой отклик в мире. Поэтому президент Российского фонда сохранения и развития еврейской культуры Заур Гилалов пригласил на конференцию в Баку множество ученых, представителей еврейских общин горских евреев СНГ, Израиля, США и международных организаций такого ранга, как Всемирный еврейский конгресс, Всемирная сефардская организация, американский распределительный комитет «Джойнт», «Сохнут».
Государственный советник по национальной политике Идаят Оруджев огласил приветствие участникам конференции президента Азербайджанской республики Гейдара Алиева, в котором подчеркивалось, что «горские евреи Азербайджана — полноправные граждане независимой республики, свобода личности которых, национальные права и права человека защищены Конституцией и государственными законами Азербайджанской республики».
Послание главного сефардского раввина Израиля Бакши Дарона зачитал раввин Иегуда Якубов, с официальным приветствием от кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ выступил доктор философских наук Сергей Вайнштейн. Присутствие в зале президиума Академии наук Азербайджана — академика-секретаря Отделения общественных наук АН Азербайджана Джамиля Гулиева, посла государства Израиль в Азербайджане Шмуеля Мояла, директора Института археологии и этнографии АН Азербайджана Арифа Аббасова, ректора университета «Тяфяккюр» Маила Дамирли, президента ВААД России, профессора Михаила Членова, кандидата исторических наук Юрия Мурзаханова, сотрудника музея Иерусалима Леи Шамаиловой, профессора Саши Голубофф (США) — подчеркивало интерес и важность научного обмена ученых из разных стран мира.
Послание президента Гейдара Алиева встречено бурными аплодисментами не только по причине его популярности, но и в связи с существованием в Азербайджане уже 270 лет в Красной Слободе (г. Куба) компактного проживания евреев, известного всему миру. Поэтому второй день участники конференции провели в Красной Слободе, бывшей Еврейской Слободе, одном из красивейших уголков республики. Руководил выездной научной сессией представитель религиозной общины Исаак Нисанов.
Ученые и политики отметили большую роль Заура Гилалова в возрождении культуры и религии горских евреев.
На официальной встрече с Зауром Гилаловым в кабинете министров премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде выразил уверенность «в необходимости постоянных контактов с представителями горских евреев, сумевших сохранить свою этническую самобытность и традиции». Сейчас идет подготовка к открытию Азербайджанского отделения фонда, программа которого включает в себя ряд интереснейших проектов, в том числе подготовку к изданию книги «Евреи Азербайджана», празднование 80-летия популярнейшего в регионе Азербайджанского государственного театра русской драмы им. Вургуна, культурно-просветительские проекты для Красной Слободы и многое другое.
Хочется отметить, что братья Гилаловы продолжают дело своего отца — известного мецената Таира Гуршумова. Достаточно вспомнить семь выпущенных книг, первую синагогу горских евреев, построенную в Москве, первый в мире журнал горских евреев «Миньян», Первый международный научный симпозиум в Москве, прошедшую недавно международную конференцию в Баку. А повышенный интерес к представителям одной из восточных еврейских этнических групп вызван ее активностью в деловой, научной, политической жизни столицы России. Уже сейчас начата подготовка к проведению Всемирного съезда горских евреев.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика