Русская линия
Независимая газета А. Тамилин,
А. Умнов
08.05.2002 

Немусульман хотят пометить
Во имя чего талибы дискриминируют индусов?

Как сообщалось практически во всех мировых СМИ, министр «по упрочению добродетели и предотвращению порока» (иначе — религиозной полиции) Мохаммед Вали объявил, что власти Афганистана намерены ввести новую практику, в соответствии с которой лица, принадлежащие к индуистскому религиозному меньшинству, должны будут носить на одежде кусок материи желтого или оранжевого цвета, свидетельствующий, что они немусульмане, проживать в определенных кварталах и вывешивать желтые полотнища на своих домах. Кроме того, женщины-индуистки должны будут закрывать лицо, появляясь в общественных местах, подобно мусульманкам.
Администрация талибов в скором времени осуществит данную меру, но точная дата пока не определена, добавил министр. Решение, подчеркнул Вали, находится в полном соответствии с требованиями ислама, и «религиозные меньшинства в исламском государстве должны быть идентифицированы».
Религиозная полиция Афганистана известна тем, что регулярно заставляет всех без разбора посещать мечети и молиться, а также проверяет длину бороды взрослого мужского населения — насколько она «соответствует религиозным нормам ислама». Теперь же, по мнению талибов, «немусульмане будут ограждены от оскорблений и актов насилия со стороны полиции», которым они подвергались в ходе «рейдов».
В настоящее время в Кабуле проживают по меньшей мере 5000 индуистов, а еще несколько тысяч — в других городах Афганистана, однако точную цифру назвать затруднительно. Новое распоряжение талибов касается только индуистов, поскольку в Афганистане нет ни христиан, ни иудеев, а сикхов легко узнать по их характерным тюрбанам. Неясно пока, будет ли распространяться указ и на иностранцев.
Что касается самих индуистов, проживающих в Афганистане, то подавляющее их большинство категорически против «маркировки», поскольку «это сделает их беззащитными и морально уязвимыми». Однако генсек пакистанской организации воинствующих исламских фундаменталистов «Джамаат-и-ислами» Мунавар Хасан отметил, что указ талибов направлен прежде всего на «защиту индуистов и их прав. „Талибан“ следует просто похвалить за нововведение, так как предоставление защиты религиозным меньшинствам — обязанность любой исламской страны, и указ талибов полностью соответствует данной концепции».
Талибы решение о «маркировке» приняли еще в 1998 году, но ввод в действие до настоящего момента откладывали. Это не является для них чем-то необычным. Например, декрет о разрушении статуй Будды в Бамиане был принят еще в 1996 году, но непосредственный приказ об уничтожении Министерство по упрочению добродетели и предотвращению порока отдало лишь в марте этого года. Поэтому вряд ли у кого существуют сомнения в том, что и новую свою инициативу они доведут до конца.
Именно поэтому новая инициатива талибов подверглась острой критике со стороны Индии, России и США.
В специальном заявлении индийского МИДа говорится: «…Мы глубоко сожалеем, что принимаются такие указы в отношении религиозных меньшинств. Это новое свидетельство регресса и неприемлемых идеологических установок движения „Талибан“, что оправдывает меры по наложению на него санкций со стороны ООН».
Российский МИД в четверг выступил с заявлением, в котором указывается, что новый акт талибов — продолжение длинного перечня нарушений ими фундаментальных прав человека в Афганистане, включая массовые этнические зачистки, ущемление прав женщин, уничтожение статуй Будды в Бамиане. Россия решительно осуждает действия талибов и требует от движения «Талибан» полного уважения прав всех религиозных групп Афганистана.
Почти в тех же выражениях высказались и США в лице официального представителя госдепа Ричарда Бучера, который добавил, что попытка заставить любые социальные группы носить маркированную одежду позорит их и изолирует от общества, что совершенно недопустимо.

+ + +

В качестве отличительного знака иноверцев ярко выделяющийся цвет использовался задолго до талибов. В IX веке арабский халиф, во владение которого входили и афганские территории, обязал всех подвластных ему немусульман носить плащи и пояса «цвета меда». Правда, даже в центре халифата этот указ, касающийся главным образом евреев и христиан, как правило, не соблюдался.
Подобные попытки использовать желтый цвет в отношении инаковерующих (прежде всего евреев) отмечались в прошлом, впрочем также без особого успеха, и в Европе. Единственными, кто провел это в жизнь (правда, уже не на религиозной, а на чисто расистской базе), стали власти в нацистской Германии. Но что же скрывается за талибским указом сегодня?
Как известно, опираясь на поддержку из-за рубежа, противники «Талибана» в Афганистане продолжают отчаянно сопротивляться. Позиции же талибов на мировой арене все больше ухудшаются. Яркое тому свидетельство — недавно принятые против них санкции Совета Безопасности ООН. Признавшие же исламское движение афганцы до сих пор не только разделены клановыми и этническими противоречиями, но и различными интерпретациями самого ислама.
В этих условиях перед талибами крайне остро встала задача консолидировать собственные позиции внутри страны. Указ, подчеркивающий немусульманство других местных конфессий, призван утвердить мысль о несущественности различий между самими мусульманами. Имеет он и экономическую составляющую: в целом весьма немногочисленные в Афганистане индусы и сикхи и сейчас играют важную роль в торговле страны. Подчеркивая немусульманский характер обеих общин, «Талибан» способствует усилению их гораздо более многочисленных мусульманских конкурентов.
Внутри Афганистана указ талибов, по существу, закрепляет характерную как для мусульманского, так и для христианского средневековья форму обособления и ущемления отдельных религиозных групп. Вовне же он вольно или невольно напоминает прежде всего об антисемитской политике нацистов. Однако, возможно, именно на такой эффект и рассчитывают талибы. Для исламских экстремистов (многие из которых обосновались в Афганистане) давно лихорадящий Ближний Восток палестино-израильский конфликт — лишь эпизод конфронтации со всеми немусульманами, и прежде всего евреями. Яркий представитель этих сил — проживающий у талибов и лишенный гражданства у себя на родине саудовский миллионер бен Ладен.
В самом Афганистане антисемитизма (во всяком случае, в жестких формах) никогда не существовало. Более того, по местным легендам, сами афганцы произошли от древних евреев. Однако почему бы, используя вызывающую зловещие ассоциации символику, не привлечь на свою сторону новые отряды экстремистов? Тем более что соседний Пакистан давно уподобляет борьбу с Индией за Кашмир арабо-израильскому противостоянию, а немусульманские страны активно помогают противникам талибов. Дополнительным фактором укрепления связей с исламскими экстремистами, возможно, послужит вполне прогнозируемая гневная реакция в Европе и Америке. В конце концов именно США, громогласно осуждая бен Ладена, косвенно сделали из него «героя» для «антисистемных» сил в мусульманском мире. Почему бы на такой «эффект бумеранга» не рассчитывать и талибам?


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика