Русская линия
НГ-Религии А. Казанкин07.05.2002 

Старейшая русская обитель под угрозой
Патриарх Варфоломей приказал греческим монахам занять скит Ксилургу

Затяувшееся пртивостояние между Константинопольским и Московским патриархатами вышло на новый уровень. Вслед за отказом Священного Синода Константинопольского Патриархата ратифицировать берлинские соглашения по эстонскому вопросу, что вызвало возмущение в Москве, решением этого же Синода греческие монахи направлены в скит Ксилургу Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Это решение Константинопольского Патриархата также получило крайне негативную оценку в РПЦ. Это вполне естественно, так как скит Ксилургу является одной из главных русских святынь на Афоне.
Скит Богородицы Ксилургу — древнейшая русская обитель в мире, созданная, по преданию, воинами из дружины княгини Ольги, крестившейся в Константинополе около 957 г. Здесь принял монашество преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской лавры. Именно с него началось русское присутствие на Святой горе. «Мы не можем оставить без внимания решение Синода Константинопольской Церкви о передаче русского скита Богородицы Ксилургу на Афоне греческим монахам. Если потребуется, мы обратимся для разрешения данной проблемы к общественному мнению», — заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая 29 марта на ежегодном собрании правления и Попечительского совета Международного общественного фонда единства православных народов. «Такому захвату мы уступить не можем», — сказал предстоятель Русской Православной Церкви, подчеркнув, что в действиях Константинопольского Патриарха Варфоломея он усматривает определенную тенденцию: сначала Эстония, затем Украина, и вот теперь — русский скит на Афоне.
Принятое Синодом Константинопольского Патриархата решение вызвало недоумение и беспокойство наместника Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремии, который узнал о случившемся в Салониках, откуда срочно вернулся на Афон. После его прибытия для обсуждения ситуации собран совет старцев монастыря. На нем принято решение о подселении в скит Ксилургу трех русских монахов. На данный момент Афон посетил с визитом секретарь Константинопольского Синода митрополит Филадельфийский Мелетон вместе с иноками, которым дано указание занять скит. Но митрополит Мелетон не смог встретиться с настоятелем Пантелеимонова монастыря и удалился ни с чем. На данный момент ситуация повисла в воздухе.
Монашеская республика Афон является канонической территорией Константинопольского Патриархата. Все монахи Афона являются греческими гражданами. В принципе Патриарх Варфоломей вправе распоряжаться судьбой афонских обителей. В данном случае он воспользовался одним из установленных правил, по которому можно заселять пустующие обители. Но правило это было истолковано Константинополем несколько превратно.
Прежде всего принятое решение противоречит договору, заключенному между всеми Поместными Православными Церквами, чьи монастыри существуют на Афоне.
Согласно ему, представленные в афонских монастырях этнические группы не должны искусственно разделяться изменением состава насельников монастырей. Договор этот подтверждает давно сложившуюся в монашеской республике практику. Во-первых, хотя Патриарх Варфоломей считается правящим епископом Афона, однако по древнему уставу без согласия 20 монастырей, на которые поделена Святая гора, предпринимать подобные действия нельзя. Во-вторых, органы, управляющие афонскими монастырями, — Кинот и Протат — обладают значительной самостоятельностью в решении вопросов оперативного управления монастырями и организации их повседневной жизни. В-третьих, скит Ксилургу вопреки утверждениям заселен. Уже долгое время там проживает иеросхимонах Иаков, принявший постриг в Глинской пустыни.
Это далеко не первая конфликтная ситуация, которая возникает вокруг афонских скитов и монастырей. Несмотря на то что Россия вела войны с Турцией во имя сохранения монашеской республике на Афоне, греки еще с середины прошлого века пытались проводить политику на вытеснение с Афона русских иноков. В 1926 г. Греция присоединила полуостров к своей территории и объявила святогорцев своими подданными. Тогда же греческое большинство в Киноте установило правило о заселении пустующих монастырей, к которому апеллирует Патриарх Варфоломей.
Еще в конце прошлого века русские иноки с Афона писали, «если бы не искреннее участие русского посла… то греки выгнали бы нас с Афона, в чем и состояла главная задача всех притеснений и обид, сделанных ими русским».
Можно констатировать, что ситуация мало изменилась с той поры, когда русский посол в Константинополе граф Игнатьев писал: «Стремление возвысить патриарший Константинопольский престол над всеми другими, придать ему первенство, подобно престолу Папы в западном мире, и смотреть на собственность других церквей как на его достояние, более и более проявляется».
Вопреки появившимся сообщениям МИД России воздерживается от комментариев решения Константинопольского Патриархата. Об этом заявил официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Яковенко. Выступая в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», он пояснил, что Министерство иностранных дел «не комментирует внутрицерковные вопросы».
Между тем афонская ситуация имеет и явный потенциал внешнеполитического скандала. Предположим, что Константинопольский Патриарх задумает передать скит Ксилургу не греческим, а украинским монахам из Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), которая фактически признана Вселенской патриархией. Понятно, что это только еще больше упрочит церковный раскол на Украине и может привести к осложнению отношений между Украиной и Россией в целом.
Конечно, православному верующему в принципе все равно, где молиться — в Русской, Грузинской или Греческой Православных Церквях. Подчиняется он Богу и духовенству той местности, в которой находится. А монахам, отрекшимся от семьи, от мира (а стало быть, от нации и народности), вообще не пристало быть националистами или государственниками, особенно находясь за границей, на чужой канонической территории. Русские монастыри на Афоне — не посольства, не подворья и не выкупленные Россией участки земли.
Но древний церковный принцип «одна Церковь — одна страна», делающий невозможной войну между членами одной православной юрисдикции, нарушен в современном мире. Причем как Константинополем, так и Москвой, в равной степени препятствующим процессам автокефализации (юридической суверенизации) Православных Церквей.
Надо напомнить, что Автокефальная Церковь не становится «другой» Церковью, но остается все той же частью Единой Соборной Православной Церкви, основанной и возглавляемой Христом. И в этом смысле разница между Патриархами Константинопольским и Московским не больше, чем между генералами одной армии, родными братьями или чиновниками одного ведомства.
Количество накопившихся проблем между Москвой и Константинополем ставит РПЦ перед необходимостью принятия каких-либо решительных мер. Учитывая позицию МИД РФ, у РПЦ осталось не так уж и много рычагов воздействия на Константинополь, и в сложившейся ситуации весьма вероятен разрыв канонических отношений между Московским и Константинопольским патриархатами, уже имевший место в 1996 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика