Русская линия
Прочие периодические издания Н. Сухинина06.05.2002 

Огонь, попаляющий сомнение

Сегодня наш собеседник Архимандрит Варфоломей (Калугин). Один из старейших насельников Троице-Сергиевой лавры. Он много лет был духовником Горнего монастыря в Иерусалиме. Девять (!) раз он сподобился стать свидетелем сошествия Благодатного Огня.
Каждый год в Великую Субботу над Своим Живоносным гробом в Йерусалимском храме Воскресения совершает Господь великое знамение — сошествие Благодатного Огня. И каждый год дает Господь православным возжечь от него свои свечи.
— Батюшка, слава Богу, дождались светлых пасхальных дней. Христос воскресе!
— Воистину воскресе!
— В субботу, 14 апреля, на Гроб Господень в Иерусалиме сойдет Благодатный Огонь — великое Божье чудо, которым вот уже много веков укрепляет Господь православных. Наверное, в этот день вы вспомнили свою первую Пасху в Иерусалиме, первое увиденное вами сошествие Небесного пламени?
— Забыть это невозможно. И хотя прошло с той поры восемнадцать лет, помню, все как вчера. Во время ожидания Огня было такое напряжение, страх, покаяние — трудно передать. Я испытал страх, скорее, трепет: вдруг по моим грехам Господь не даст Благодатного Огня, и из-за меня другие лишатся благодати. Была мысль: чудо-то чудо, но у меня такое ожесточенное сердце, что его ничем не прошибешь, никаким чудом. А когда получили Благодатный Огонь — сердце плавилось! И я вспомнил: «Идеже хочет Бог побеждается естества чин». И в самом деле: там, где действует благодать, — все переплавляется! Я, когда взошел на Голгофу, упал там и рыдал. При соприкосновении с Благодатным Огнем человек преображается. Ни сказать, ни объяснить ничего не можешь, обнаруживаешь, что не плачешь, но слезы текут и текут из глаз, и сердце горит, становится огромным. В него входит нечто горнее, ощущение глубины мира, возникает особое, благодатное, радостное состояние.
— Наверное, и сам ваш приезд на Святую землю духовником Горнего монастыря был огромной радостью? Ведь в 1983 году мало кто мог сподобиться такого…
— Да, паломники тогда, как сейчас, в Иерусалим не ездили. Я ходил по евангельским местам, где родился и жил Спаситель, дышал святым воздухом Святого града и испытывал покаянное чувство — достоин ли я такой благодати? Приехал, помню, в феврале, а в мае — Пасха. Первый раз встал у гроба Господня в ожидании Благодатного Огня.
— Отец Варфоломей, но ведь вы пережили эту великую духовную радость девять раз! Наверное, даже к самым большим потрясениям можно привыкнуть?
— Я бы не назвал это привычкой. Конечно, первый раз переживаются особые чувства. Это во всем так. Потом уже не было сомнения — сойдет не сойдет, душа не металась в нетерпении и страхе. Была внутренняя уверенность — так должно быть. Благодатный Огонь сойдет. Но чем ближе решающие минуты, тем больше волнения, вот уже скоро…
— А когда впервые люди стали свидетелями сошествия Благодатного Огня на Господний Гроб?
— В самой глубокой древности, еще в первые века христианства. Например, святой Григорий Нисский, а это 394 год, писал о нем, а в 780 году упоминал об Огне святой Иоанн Дамаскин: «И свет зря во гробе ужасашеся». В IV веке церковный историк Евсевий описывает случай, происшедший во II веке. Не хватало масла в лампаде на Пасху. Налили в нее воды из силоамского источника. И лампада была чудесным образом зажжена Небесным Огнем, горела всю пасхальную службу.
— Батюшка, по милости Божьей, четыре года назад я тоже сподобилась побывать в Иерусалиме на сошествии Благодатного Огня. Храм был переполнен, стояла я далеко от Господнего Гроба, но все, что довелось пережить, — незабываемо. Расскажите нашим читателям о подготовке к встрече этого великого чуда.
— Само торжество начинается крестным ходом от Иерусалимской Патриархии до алтаря Воскресенского храма. Потом выходит из царских врат патриарх в полном облачении, духовенство, клир, негромко, торжественно поют тропарь: «Воскресение Твое Христе Спасе…» Впереди несут хоругвии. Шествие направляется к Кувуклии, часовне с Гробом, обходит ее трижды. Потом патриарх разоблачается, остается в одном подризнике и епитрахили, и входит в Кувуклию. Причем, во все времена строго следили, буквально обыскивали патриарха, нет ли с ним чего-то воспламеняющегося, спичек, например. Патриарх входит в Кувуклию.
— И наступает самый волнующий момент…
— И наступает самый волнующий момент… Патриарх молится у Гроба, паломники в храме, все держат наготове пучки свеч, по тридцать три в каждом пучке, по числу земных лет Спасителя. В храме заранее гасятся все свечи, заливаются лампады.
— И вдруг будто фотовспышки запрыгали по храму или мигание света.
— Вы сравниваете это со вспышками? У всех свое ощущение Благодатного Огня. Мне же довелось как-то увидеть яркий свет и услышать звук, напоминающий шелест листьев при слабом ветерке. Другой раз я видел над Гробом Господним голубоватое облако. Кто-то видит вокруг, на стенах, на иконах голубоватые капельки, будто огненные росинки. Одна русская монахиня рассказывала, что рядом с ней стояла гречанка и как только она увидела всполохи света, то вскрикнула от радости и подбросила свои свечи вверх, так они к ней вернулись зажженными.
— Но вот из Кувуклии измученный, бледный от перенесенного напряжения, выходит Иерусалимский Патриарх. В его руках пылающие свечи.
— Знаете, чему я не переставал удивляться все девять раз? Как, каким образом Небесный Огонь мгновенно растекается по огромному храму Воскресения Христова? Патриарх только вышел, к нему тянут за Огнем руки со свечами, но поднимаю голову, а наверху, под самым потолком (а паломники всюду, чуть ли не на люстрах висят) уже горят пучки свеч. Удивительно… Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят по лицу, прикладывают к груди — и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и — следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла — дырки-то и нет.
— А как долго приходилось вам ждать сошествия Благодатного Огня за ваши девять лет в Иерусалиме?
— Обычно минут пять, иногда больше. Помню, Огонь не сходил минут двадцать. Напряжение растет, люди со слезами на глазах молятся, просят Господа о милостях к нам, грешным. Вот уж когда человек испытывает настоящее покаянное чувство.
— Батюшка, я запомнила, как странно вели себя в храме арабские парни. Они кричали, прыгали, скакали, влезали друг другу на плечи, по нашим, русским меркам, просто хулиганили.
— Нет-нет, это никакое не хулиганство. Это православная арабская молодежь, которая, как и другие православные, с нетерпением ждет сошествия Небесного Огня. Но они другие, более темпераментные, более эмоциональные, они по-другому выражают свою радость. Нам это непривычно, конечно, но, что делать, надо потерпеть.
— И еще, батюшка, прошу разрешить мое давнее сомнение. В храме Гроба Господня из года в год дежурят израильские полицейские. Они следят за порядком, они грозны и неприступны. Помню, как нас, паломников, прикорнувших в ночь перед сошествием Огня на полу на старой газете, стали выталкивать из храма на улицу, в темноту. Они шли стеной, что называется, по головам людей, и гнали, и гнали их к выходу. Батюшка, ведь они из года в год видят Благодатный Огонь, убеждаются наяву в его сошествии и… Почему, батюшка, не вразумляются?
— Полицейские выполняют свой долг. Никто не знает, что у них на душе. Чужая душа, сами знаете… Однажды после сошествия Огня я видел, как один полицейский поцеловал облачение Патриарха Диодора. Он хотел, конечно же, сделать это незаметно. У нас ведь тоже государственные служащие только последние несколько лет открыто исповедуют православную веру. Впрочем, в мою бытность не проходило деликатнее.
— Но какие у неправославных могут быть поводы к сомнению? Ведь Благодатный Огонь сходит только на православную Пасху, всегда в Страстную субботу и всегда почти в один и тот же час! Сам Господь дает нам верный знак Истины! Ведь принимается Огонь только в православные руки, так ведь, батюшка?
— Был в истории случай. Армяне хотели заполучить Благодатный Огонь. Пришли раньше всех, подкупили охрану выгнали во двор православных греков и закрылись в храме. А православных не пустили. Священники, миряне, паломники издалека встали у входа в храм Воскресения Христова в глубокой печали. Скорбно молились и плакали. И последние стали первыми! Благодатный Огонь ударил в колонну, рядом с которой стояли православные, покатился по храму и возжег свечи у всех православных. Вам, наверное, показывали эту колонну?
— Показывали. Русские паломники прикладываются к этой колонне с особым трепетом.
— Понимаете, опровергать факт схождения Благодатного Огня бессмысленно. Единственное, что остается, — молчать. Когда 18 лет назад я приехал в Иерусалим, на Пасху в огромном храме Воскресения было десять-пятнадцать человек из России, в основном священники. Поездки в Святой град сопровождались большими трудностями, даже дипломатических отношений с Израилем у нас не было. Но потихоньку весть о чуде из чудес просачивалась. А в апостольские времена разве не так было? Запретили произносить имя Спасителя. Почему? Потому что ничего другого сделать не могли. Ведь доказать ложность Христова учения было невозможно. Всюду руками апостолов при призывании имени Иисуса Христа свершались знамения и чудеса. Вот и сейчас. Доказывать, что Огонь выдумка — безумие, это неопровержимый факт Божьего благословения. И что остается? Молчать.
— Но молчать-то все труднее. Наверное, сейчас на Пасху в храм Воскресения собирается больше православных из России, чем 18 лет назад?
— Вы прибыли в Иерусалим теплоходом? А это около тысячи человек, не меньше. И не один был теплоход, и самолеты летят, поезда едут, автомобили поспешают. Все устремляются к Господнему Гробу. А кто не имеет возможности, по телевизору, сидя дома (!) могут наблюдать, как сходит Благодатный Огонь. Как теперь его опровергнешь?
— А надо ли, батюшка, стремиться к поездке в Иерусалим? Ведь нередко едут люди нецерковные, даже неверующие, для них такая поездка продиктована больше любопытством, желанием не отстать от других.
— Если есть деньги, почему не съездить? Может быть, именно в этой поездке человека коснется благодать, может, затеплит он свечечку от Огня, и сердце дрогнет, человек ужаснется, что так долго жил без Бога. Нам сейчас очень многое дается. А люди холодные. Суетятся, придумывают себе ценности, ищут смысл жизни в благополучии, каждый живет сам по себе. Но Огонь Благодатный, он ведь для всех сходит, и для верующих, и для неверующих, и для вразумившихся, и для сомневающихся.
— Может быть, для сомневающихся в первую очередь? Чтобы попалить своим небесным жаром эти самые сомнения?
— Да, явление Благодатного Огня в Иерусалимском храме в Великую Субботу — неоспоримое доказательство истинности Православия. И никогда не угаснет пламенное стремление людей к этому чуду Божьей любви, дарованному грешному человеку в утешение и во спасение. Есть неписанное предание, что в год воцарения Антихриста Господь не даст Благодатного Огня.
— Батюшка, читатели нашей рубрики «Шаг к храму» — разные люди. Это священники, их верные матушки, учителя воскресных школ, православные врачи, библиотекари. Много и таких, кто только начал свой путь к Богу. Помню, тогда, в ожидании Благодатного Огня, я молилась у Гроба Господня за тех, чьи имена знаю по переписке с ними, и за тех, чьи имена ведает Господь. Их молитву, поддержку чувствую и благодарю за нее. Вот и Вас прошу, батюшка, помолитесь за читателей «Семьи», всем живется несладко, но с Богом в сердце — спасительно.
— Благословение Господне на читателей «Семьи». Христос воскресе!
— Воистину воскресе!


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика