Прочие периодические издания | Е. Пятунин | 06.05.2002 |
На городской набережной, на месте расположения Федоровской (Романовской) церкви, был отслужен молебен. Внимание проходящих привлекали стоявшие со свечами в руках, священник, ведущий службу. Обращали на себя внимание горожане, известные в кругах вятской интеллигенции. Люди подходили и присоединялись. Старожилы сразу спрашивали: не церковь ли будут восстанавливать? Получив утвердительный ответ, многие старушки плакали…
1914 год. Октября 29 дня
«… Предлагаю консистории войти в суждение по вопросу о построении новых приходских храмов в тех местах города, где за отдаленностью приходских храмов для населения имеется нужда в них. С началом военных событий, во время которых в городе поселилось множество жителей соседних местностей, потребность в храмах стала ощущаться особенно остро». Никандр, Епископ Вятский и Слободской
«Изъявили согласие взять на себя труд быть членами этого строительного комитета и, по мере сил, содействовать успеху дела постройки храма следующие лица: Павел Николаевич Шкляев, статский советник, гласный городской Думы; Иван Аполлонович Чарушин, губернский инженер, гласный городской Думы; Алексей Андреевич Истомин, отставной подполковник, и другие лица. О чем представить на благоусмотрение Вашего Преосвященства считаю долгом». Священник Алексей Танаевский.
Запомним эти фамилии. Чарушин церковь построил. Шкляев пожертвовал 1000 рублей — огромные по тем временам деньги. В 1918-м его рас-cтреляли большевики. Осталась записка: «…Согласен рабу божьему Павлу — вечная память и упокоение в обителях небесных. Предлагаю внести имя в синодик для поминовения». Подписал уже знакомый нам Танаевский, священник Федоровской церкви…
1962 год. Июля 7 дня
«… В настоящее время в связи с пуском в эксплуатацию нового железобетонного моста через реку Вятку горисполком приступил к реконструкции набережной, и здание (церкви) подлежит сносу. Кирпич от разборки церковного здания будет использован как строительные материалы на строительстве школы. Прошу дать согласие на снятие с регистрации религиозного общества Федоровской церкви как распавшегося и здание передать Кировскому горкомхозу для сноса…» Уполномоченный Совета по делам православной церкви по Кировской области Д. Медведев.
Обратим внимание на тройную партийную ложь: «общество» (приход) не распалось. По данным из той же архивной папки церковь ежедневно посещали 25−30 человек, в праздники — до 200. Второе: кирпич от разрушенных церквей невозможно было использовать на строительство, слишком прочна была кладка. В этом вятские власти за 40 лет вполне могли убедиться. Третье: посмотрите на набережную и убедитесь сами, насколько здание «пересекало бы прогулочные аллеи и мешало осуществлению благоустройства»
Владыка Поликарп был категорически против закрытия храма. Его поступок в обкоме расценили как «бунтарский». Вскоре Поликарп был отстранен от должности и уволен на покой, хотя до пенсии ему было далеко. До самой смерти ему не' разрешали управлять ни одной епархией.
1962 год. Немного мистики
Юрий Николаевич Тарашнин, бывший милицейский эксперт, рассказывал мне, что в 1962 году он выезжал к Федоровской церкви на чрезвычайное происшествие. Когда храм начали разрушать, кладка плохо поддавалась взрывчатке, привлекли военных. Приехали два БТРа. Накинули тросы на колокольню. стали тянуть, тросы порвали, но ничего сделать не смогли. Церковь после этого ночь простояла, а днем сама завалилась на соседние дома. Убило одну старушку. Остальные спаслись потому, что были на работе…
Правнук последнего старосты Федоровской церкви вятский учитель Валерий Желнин рассказал, что прадед умер в 1958 году. Но в 62-м явился во сне своей сестре, и сказал:
«Приходи. Завтра церковь сносить будут». Так и случилось.
2001 год. Февраля 2 дня
В этот день городе был создан приход Федоровской (Романовской) церкви, куда вошли сын бывшего настоятеля отца Германа, уже упомянутый нами правнук старосты Валерий Желнин, священник Александр Бахаревский, а также представители вятской интеллигенции:
директор художественного музея Алла Носкова, кинорежиссер Марина Дохматская, журналист и писатель Николай Пересторонин, архитекторы Людмила Безверхова и Евгений Скопин.
С благословления Владыки Хрисанфа деятельность прихода и работы по восстановлению церкви курирует секретарь вятской Епархии отец Александр Балыбердин. Есть все основания считать, что храм возродится. И есть надежда.