Русская линия
Известия В. Карцев01.05.2002 

Варвары ХХI века

Варварское уничтожение талибами памятников доисламской культуры на территории Афганистана потрясло мир. Как появились эти памятники в исламской стране? Есть ли религиозные основания для их разрушения? С подробностями специально для «Известий» — Владимир КАРЦЕВ, доцент Московского архитектурного института, один из ведущих российских экспертов по афганской архитектуре, десять лет проработавший в Афганистане.
В марте 2001 года на наших глазах произошло страшное и непоправимое событие в истории цивилизации. Событие, наверное, не осознанное еще нами полностью. Проигнорировав отчаянные призывы мирового сообщества остановить разрушение стоящего под охраной ЮНЕСКО историко-культурного комплекса, шедевра мировой архитектуры и искусства в Бамиане, религиозные фанатики из движения «Талибан» все-таки уничтожили его. Взорвано одно из «чудес света» — колоссальные статуи буддийских божеств, созданных в начале I тысячелетия н.э. — задолго до зарождения ислама. Стерт с лица земли самый значительный исторический памятник раннего периода истории Афганистана, сыгравший огромную роль в развитии культуры Востока начала нашей эры.
Буддизм, как религиозно-философское учение, сформировавшееся в VI—V вв. до н.э. в Индии, на территории Афганистана достиг высочайшего развития.
В первые века н.э. наряду с буддизмом на территории Афганистана и Средней Азии мирно сосуществовали различные философские воззрения, религиозные направления и секты. Целая колония христиан в VI в. н.э. входила в несторианскую митрополию в Герате. После арабских завоеваний в VII—VIII вв. и распространения ислама на территории Афганистана долгое время оставались не только буддийские секты, но и очаги христианской культуры, распространившие свое влияние далеко на Восток — вплоть до Индии. Позднее, в эпоху раннего средневековья, небывалому расцвету науки, искусств, архитектуры Востока способствовало более терпимое отношение ислама к свободомыслию, чем идеология ортодоксального христианства на Западе.
В Бамиане, который в XII в. был независимой вотчиной исламских правителей — младшей ветви рода Шансаб («царей гор»), находили пристанище многие поэты, художники, архитекторы, ремесленники, бежавшие из соседних областей и государств Востока, спасаясь от местных деспотий. Здесь, в Бамиане, в 1157 году был закончен основной литературный труд великого поэта среднеазиатского средневековья Низами Арузи «Собрание редкостей, или Четыре беседы». Произведения многих философов, мыслителей, поэтов и художников Востока связаны с Бамианом.
Бамиан сегодня — административный центр одноименной провинции современного Афганистана. Бамианская долина образует естественный проход в неприступных горах Центрального Гиндукуша, открывая путь к Балху, в Среднюю Азию, а также связывает Балх с Кабулом, Индией и Китаем. В прошлом здесь пролегал главный трансазиатский маршрут Великого шелкового пути. Через высокогорную долину проходили торговые караваны, странствующие монахи и богомольцы, орды кочевников и полчища завоевателей. Здесь осуществлялся контракт великих культур Востока и Запада, происходил взаимный обмен идеями и культурными достижениями народов с различными религиозными взглядами и философским мировоззрением.
До самых последних дней при подходе к Бамианскому ущелью со стороны Шибарского перевала внезапно открывалась грандиозная панорама буддийского монастыря с двумя высеченными в толще отвесных скал статуями Будды (III-V вв. н.э.). С невозмутимым спокойствием взирали на мир гигантские фигуры — малая статуя высотой 37 метров и расположенная немного дальше к западу большая фигура высотой 53,5 метра. У подножия большой скульптуры с особенной силой ощущалось ее психологическое воздействие на зрителя. Нечеловеческий масштаб, подчеркнутый суровой неприступностью окружающей природы, усиливал впечатление ирреальности и фантастической грандиозности. Колоссальные размеры статуй, умелое использование особенностей «скальной архитектуры», органически сливавшейся с горным ландшафтом, — все было направлено на выражение основного замысла древних зодчих: показать сверхъестественную мощь и величие духа по сравнению с ничтожной и мимолетной жизнью земного человека.
То, что произошло в Афганистане в наши дни, не поддается разумному объяснению. Преступным действиям талибов нет оправданий. Отдан приказ об уничтожении всех памятников изобразительного искусства доисламского периода. Между тем в Коране нет и не могло быть никаких упоминаний о необходимости уничтожения исторических памятников и духовного наследия доисламской культуры. Ригористические запреты на изображения человека и животных относятся только к религиозной исламской иконографии и никак не связаны с культурой предшествующих эпох и религий.
Полной и достоверной картины разрушений и потерь в результате многолетней войны в Афганистане нет. Достоверно известно, что погибла Национальная художественная галерея в Кабуле. Значительно пострадал Кабульский национальный музей, судьба многих его экспонатов трагична: они или просто уничтожены, или проданы на черном рынке. Разрушен древнейший комплекс буддийского монастыря в Хадде, под Джелалабадом.
Кабул-Москва

+ + +

Справка «Известий»
В провинции Бамиан (Афганистан) были уничтожены две статуи Будды. Одна — высотой 53 метра, другая — 35 метров. Как утверждают специалисты, взрывчатка, скорее всего тротил (использование пластита в этих целях неоправданно дорого), была заложена в отверстия в самих статуях. Раньше в этих отверстиях жили буддийские монахи и паломники — правильной формы округлые и квадратные пещерки служили своеобразными кельями. Взрывчатка была заложена именно в них, и при помощи электродетонаторов или детонирующего шнура все закладки взрывчатки сработали одновременно. До взрыва талибы забавлялись тем, что расстреливали статуи из крупнокалиберных пулеметов и гранатометов.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика