Русская линия
НГ-Религии С. Старцев01.05.2002 

Римо-католическая церковь готова к конклаву
Иоанн Павел II завершил «кадровую революцию» и сформулировал программу умеренного консерватизма

Когда 6 января Иоанн Павел II закрыл Святые врата Собора Св. Петра, тем самым завершив празднование Великого Юбилея, огромная радость не могла не наполнить сердце 80-летнего понтифика. Пророчество его духовного наставника, покойного примаса Польши кардинала Стефана Вышиньского сбылось: Кароль Войтыла ввел Римско-Католическую Церковь в третье тысячелетие. Возможно, в ознаменование этого факта мистик Войтыла решил закончить юбилейные торжества беспрецедентным жестом. На глазах у десятков тысяч паломников, собравшихся в этот день в Ватикане, и сотен миллионов телезрителей, наблюдавших за церемонией в прямом эфире, Папа Римский прямо на площади Св. Петра подписал энциклику «Novo Millennio Ineunte» («Начинающееся новое тысячелетие»). Не останавливаясь подробно на содержании этого примечательного документа, который заслуживает отдельного разговора, стоит подчеркнуть два принципиальных обстоятельства. Прежде всего Иоанн Павел II таким образом окончательно опроверг слухи о своем добровольном уходе с Апостольского престола, которые в конце года особенно активно циркулировали в Вечном городе. Главное же, однако, состояло в том, что в своем последнем окружном послании епископ Рима сформулировал программу умеренного консерватизма, вокруг которой на будущем конклаве должны будут сплотиться все его искренние единомышленники и последователи.
Конечно, было бы преувеличением называть эту энциклику «завещанием» Иоанна Павла II, но многие кардинальные линии папской стратегии получили в ней вполне адекватное отражение. Приведу лишь для примера. Проблема демократизации церковных структур, децентрализации власти, значительного усиления роли Синода и снижения роли Римской курии, которую настойчиво ставили в последние годы лидеры реформистского крыла католицизма, в частности архиепископ Милана Карло Мария Мартини, явно далека от устремлений понтифика. Войтыла отвечает на это призывом к укреплению духа «общности» в лоне Церкви, фактически отвергая подобные модернистские прожекты. «Критерии парламентской демократии» не применимы к деятельности Церкви, иерархия которой должна оставаться незыблемой, указывает Иоанн Павел II. Столь же характерно отношение Папы к нашумевшему документу «Dominus Jesus», выработанному под непосредственным руководством могущественного префекта Конгрегации по вопросам вероучения Йозефа Ратцингера и вызвавшего резкое неприятие со стороны представителей иных христианских конфессий.
В энциклике Иоанн Павел II безоговорочно защищает идеи этого документа, который знаменитый идеолог церковного реформизма Ханс Кюнг назвал «смесью средневековой отсталости и мании величия». Вслед за Ратцингером понтифик фактически утверждает неотъемлемое право Римско-Католической Церкви на единственно истинное понимание, толкование и проповедование христианской веры, которое «не может быть объектом диалогических переговоров» с представителями других конфессий.
Было очевидно, что за появлением столь серьезного манифеста последуют и конкретные организационные меры в русле подготовки Церкви к грядущему конклаву. Вообще, принимая во внимание преклонный возраст понтифика и состояние его здоровья, можно утверждать, что создание условий для выбора оптимального преемника является одним из основных направлений всей нынешней деятельности Иоанна Павла II. Решение провести очередную консисторию 21 февраля и обнародование списка 37 новых кардиналов 21 января стало важнейшим шагом на этом пути, поскольку было призвано завершить «кадровую революцию», последовательно проводившуюся Войтылой на протяжении всех 22 лет своего понтификата. Своеобразный рекорд, установленный при этом Папой, недвусмысленно указывал на неординарность ситуации. Действительно, понтифик пошел на грубое нарушение правил, введенных Папой Павлом VI, который установил, что участие в конклаве могут принимать лишь кардиналы, не достигшие 80-летнего возраста, а их число не должно превышать 120. Приняв решение вручить пурпурные шапочки сразу 37 «князьям Церкви», Папа одним росчерком пера значительно перекрыл этот лимит, доведя число выборщиков до 128 человек.
Безусловно, для такого шага существовали и объективные причины формального свойства. Скажем, требовалось даровать пурпурные одежды главам ряда «кардинальских» диоцезов, в частности, епископам Лиссабона, Толедо, Турина, Вестминстера, Сантьяго, Нью-Йорка. Почти автоматически в кардинальское достоинство должны были быть возведены и видные куриальные руководители — таковых набралось 11. В их числе необходимо прежде всего назвать префекта Конгрегации по проблемам епископов 67-летнего Джованни Баттисту Ре, который до сентября прошлого года занимал третий по значению пост в ватиканской иерархии — заместителя госсекретаря. Без сомнения, став «князем Церкви», он войдет в число папабилей (наиболее вероятных кандидатов на Апостольский престол) и одновременно так называемых «больших выборщиков» (ватиканских кингмейкеров).
Обращает на себя внимание факт введения в Кардинальскую коллегию секретаря Папского совета по христианскому единству Вальтера Каспера, который, по всей видимости, вскоре должен сменить на посту главы экуменического ведомства Ватикана 76-летнего Эдварда Кассиди. Кстати, именно Кассиди был одним из наиболее последовательных и убежденных критиков документа «Dominus Jesus», и, насколько известно, Каспер разделяет мнение своего патрона. Особо следует отметить и не имеющий прецедентов факт причисления к «князьям Церкви» представителя могущественной и засекреченной католической организации «Opus Dei», 57-летнего архиепископа Лимы Хосе Луиса Сипрани Торне, который уже зарекомендовал себя как активный проповедник консервативных идей, в том числе и в том, что касается сохранения жесткого централизма в Церкви.
Судя по всему, вокруг списка «пурпуроносцев» разгорелись жаркие дебаты, и на Папу с разных сторон оказывалось огромное давление. Ситуация не нормализовалась даже после того, как Иоанн Павел назвал имена своих избранников. 28 января изумленные католики узнали, что у них будут еще 7 новых кардиналов. Справедливости ради следует сказать, что имена двух из них Иоанн Павел II определил для себя еще на прошлой консистории 1998 года. Речь идет о двух кардиналах, назначенных секретным решением — «in pectore», чтобы серьезно не осложнять жизнь папским избранникам. Не случайно, что на сей раз, как это уже бывало и прежде, тайными кардиналами оказались иерархи, служащие Богу и ныне на просторах бывшего СССР. Это архиепископ Риги Янис Пуятс и глава католиков латинского обряда на Украине, архиепископ Львова Мариан Яворский, который знает Войтылу еще с краковских времен.
Но главный сюрприз Иоанна Павла II заключался в том, что к первоначальному папскому списку были добавлены еще пять новых «князей Церкви». Иными словами, Папа Римский, догмат о непогрешимости которого пока еще никто не отменял, вопреки всем писаным и неписаным законам решил скорректировать уже принятое ранее решение. Ничтоже сумняшеся он заявил, что еще неделю назад имел эти имена «in pectore», то есть «в сердце». Единственным формальным поводом для этой беспрецедентной акции было избрание 25 января (уже после обнародования первоначального кардинального списка) еще одного львовского архиепископа Любомира Гузара главой Украинской Греко-Католической Церкви. Кстати, объявляя о своем решении, Иоанн Павел II подчеркнул, что включая в Кардинальскую коллегию лидера украинских униатов, а также Пуятса и Яворского, он таким образом отмечает Церкви, выдержавшие в ХХ веке суровые испытания и давшие миру немало мучеников. (Сюда же с полным правом можно отнести и ранее назначенного кардиналом архиепископа Вильнюса Аудриса Юозаса Бачкиса, который, кстати, был одним из ближайших сотрудников творца восточной политики Ватикана Агостино Казароли и сопровождал госсекретаря во время его исторического визита в Москву в 1988 году.)
Однако главный герой дополнительного папского мини-списка занимал в «пятерке» последнее место. Им был 64-летний епископ Майнца Карл Леман, вот уже 14 лет возглавляющий Германскую епископальную конференцию. С 1983 года он занимает пост руководителя «кардинальского» диоцеза и тем не менее на трех последних консисториях был обойден кардинальской шапочкой. Сложилась поистине скандальная ситуация: немецкие епископы три раза подтверждали мандат Лемана на руководство национальной конференцией, а Папа столь же упорно не хотел вводить его в Кардинальскую коллегию. Причиной того, что лидер богатейшего и влиятельнейшего объединения европейских епископов впал в явную немилость Святого престола, была либеральная позиция абсолютного большинства германских пастырей по проблемам семьи, особенно в том, что касается разводов, повторных браков, абортов и применения противозачаточных средств.
Сразу оговоримся, сторонники Лемана вовсе не в восторге от всех этих явлений современной жизни, но выступают за то, чтобы Церковь действительно повернулась лицом к обществу. Так, например, германские епископы высказались за участие католических представителей в работе специальных консультаций в системе национального здравоохранения, которые среди прочего дают разрешение на проведение абортов за счет медстрахования. Надо ли говорить, что такая позиция вызвала полное неприятие Ватикана. Мимо внимания Святого престола не прошло и годичной давности крамольное заявление епископа Майнца, не исключившего добровольного ухода Войтылы «по состоянию здоровья», которое было расценено многими как предложение Папе уйти в отставку. Вообще с 1982 года, когда Леман призвал католиков найти в себе «смелости для обновления», а также «преодолеть традиционное разделение ролей между полами в лоне Церкви», в Ватикане его идеи стали рассматривать в качестве несколько смягченного варианта критической теологии Кюнга. Совершенно очевидно, что Иоанн Павел II и на сей раз не собирался увенчивать Лемана кардинальской шапочкой. Однако отсутствие его имени в первоначальном списке «пурпуроносцев» вызвало подлинное возмущение среди представителей реформистского крыла Церкви, и понтифик все-таки вынужден был пойти на попятную. Так глава германских епископов буквально проскользнул в почти уже закрытую дверь, ведущую на конклав. Нет никаких сомнений в том, что епископу Майнца предстоит сыграть на нем роль одного из «больших выборщиков».
Интересно, что при весьма вероятной перспективе избрания первым Папой третьего тысячелетия латиноамериканца или итальянца основная борьба на будущем конклаве должна развернуться между двумя немцами — Леманом и Ратцингером. В сложившихся условиях Леман определенно может взять на себя роль вождя церковных модернистов, особенно учитывая то обстоятельство, что исторический лидер католического реформизма 74-летний Мартини, похоже, вынашивает идею отойти от дел и удалиться на Святую землю. Естественно, при таком развитии событий главным оппонентом Лемана будет «железный префект» Ратцингер, сторонники которого благодаря «кадровой революции» Войтылы на конклаве будут иметь над реформаторами серьезный численный перенос. По сути дела, два этих церковных иерарха являются антиподами, олицетворяя противоположные тенденции в развитии современного католицизма. Более того, можно сказать, что будущий конклав станет своеобразным кардинальским референдумом по поводу доктринальной линии, которую два десятилетия от имени Иоанна Павла II проводил Ратцингер и которую не уставал критиковать Леман.
Имея в виду, что избрание Папы Римского осуществляется не при помощи арифметического большинства, но только через достижение приемлемого для всех компромисса, результат партии Леман — Ратцингер будет определять очень многое. Закономерно, что хорошие шансы на победу в ситуации жестокого противостояния модернистов и консерваторов на конклаве получают центристы, в рядах которых есть такие сильные папабили, как Диониджи Теттаманци, Кристоф Шенборн и новоиспеченный «пурпуроносец» — 58-летний архиепископ Тегусигальпы Оскар Андрес Родригес Марадиага. Особую роль на конклаве должна сыграть и группа 27 латиноамериканцев, которые вместе с кардиналами Испании и Португалии будут иметь 34 голоса и при этом могут рассчитывать на поддержку большинства североамериканских выборщиков. Если же эта группа сумеет найти общий язык с лидерами партии куриальных иерархов (Анджело Содано, Йозеф Томко, Ян Схотте), то обыграть общего кандидата от этой коалиции будет практически невозможно.
Ватикан


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика