Русская линия
Независимая газета С. Долгов18.04.2002 

Храм Христа Спасителя восстановлен. Что дальше?

Казалось бы, невозможное сделано: целиком восстановлен храм Христа Спасителя — храм императорской России, символ уничтоженной Москвы. Похоже, отцы города собираются поставить на этом жирную самодовольную точку. Между тем весь район вокруг разрушенного храма был буквально усеян церквями, восстановление которых, не требуя таких же громадных затрат, воссоздало бы в центре уникальный архитектурный ландшафт, естественно дополняющий праздничный облик Кремля.
После храма Христа Спасителя, пожалуй, самая интересная история на Волхонке у дома 16. Его историю подробно исследовал талантливый историк отечественной архитектуры Евгений Николаев. Когда Екатерина II обратилась в августе 1774-го с письмом к князю М.М. Голицыну: «Нету ли дома… в городе, в котором бы я уместилась», князь предложил свой. Дом Голицына и соседний Долгорукова по проекту Матвея Казакова соединили огромным деревянным дворцом. Один только тронный зал Пречистенского дворца с колоннадой по трем сторонам занимал площадь около 775 кв. м. Дворец был весь пронизан анфиладами. Императрица жаловалась из зимней Москвы на холод, сырость и путаницу бесчисленных дверей дворца, но в том же 1775 году Казаков получает чин архитектора, начинает строить Петровский дворец, а спустя год проектирует Сенат. Позднее Пречистенский дворец разобрали и поставили на старом фундаменте на Воробьевых горах. Дальнейшая его судьба неизвестна, кроме того, что иконостас дворцовой церкви хранился в Кремле, в церкви Петра и Павла до 1924 года. Дом на Волхонке горел в 1810-м, а окончательно — в 1812 году. В том же году Казаков скончался, но дом восстановили по его проекту. Первая московская гимназия просуществовала в нем целое столетие, до революции. В 1852 году дом перестроили. Это было время массовой переделки фасадов и массового уничтожения портиков. Колоннаду убрали также из большого двухсветного зала. В итоге нам достался сухой, невыразительный фасад, типичный для середины XIX века. Но сохранились обмеры, чертежи, само здание, есть все возможности обогатить Москву первоклассным памятником архитектуры.
На старых фото храма Христа Спасителя рядом с ним, по набережной в сторону Кремля, виден другой храм и колокольня в наряде московского барокко. Это церковь Похвалы Богородицы в Башмакове, ее звали также «старая проща», что само по себе свидетельство долгой истории. Древнерусское «проща» означало прощение грехов. Так до Романовых называли храмы с иконой, дарующей исцеление. Церковь известна на этом месте с 1475 года. В «Башмакове» — потому что это храмовое здание построено в 1705 году думным дворянином Дементием Башмаковым и находилось на его дворе. Чудотворная икона помещалась в приделе святого Николая Чудотворца. Славился храм и шестиярусным, целиком резным иконостасом с иконами изографа Кирилла Улинова. При сносе храма в 1932 году была найдена каменная плита с надписью, что под ней похоронен убитый в 1570 году в Ливонской войне Малюта Скуратов.
Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистых ворот в народе часто называлась не по главному престолу, а по одному из церковных приделов, церковью «Покрова на Грязех» (площадь перед ней часто заливало). Храм упоминается уже в Никоновской летописи в связи с пожаром 1493 года. Каменный храм выстроен в 1693—1699 годах стольником и полковником Борисом Федоровичем Дементьевым. Колокольня и трапезная построены в начале XIX века, но вполне органично основному объему. К храму должны были подниматься ступеньки, ведущие сейчас к арке наземного вестибюля метро «Кропоткинская». Несмотря на инженерную сложность задачи (под землей теперь станция метро, строившаяся открытым способом, тоже памятник архитектуры), восстановить церковь Покрова на Грязех необходимо именно на этом месте. Она «держала» пространство площади, начинала Гоголевский бульвар. Кстати, мрамор облицовки станции метро, белый и узорчатый, — оттуда. Облицовка потемней пошла на гостиницу «Москва». Строительство станций первой очереди метро традиционно начиналось сносом церквей, особенно пострадали Пречистенка, Лубянка и Красные ворота (о Лубянке см. «НГ» от 14 января с.г.).
«В связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена» президиум Моссовета в сентябре 1933 года вынес постановление «о закрытии церквей так называемых Воскресения и Успения». Церковь Воскресения Нового на Остоженке возвышалась над проездом к Зачатьевскому монастырю на изгибе улицы, хорошо просматриваясь с обеих сторон. Этим объясняются вытянутые пропорции колокольни, выстроенной в 1831 году, когда в отечественной архитектуре, воспитанной на классицизме, уделялось особое внимание созданию цельного городского ансамбля. Тогда же перестроили и саму церковь, но основной объем — не позднее первой половины XVIII века, на церковном чердаке видны были следы «кокошников». Сейчас на этом углу Остоженки и 1-го Зачатьевского переулка скверик. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, тоже каменная с XVII века и тоже перестраивавшаяся в XVIII, стояла между домами 39 и 47.
К тому времени снесли в основном и стоявший рядом Зачатьевский монастырь. Не в первый раз. Монастырь известен с XVI века. Зачатьевским он стал по соборному храму, когда в 1584 году царь Федор Иоаннович и царица Ирина Годунова, «тяготившиеся бездетностью», поставили здесь два храма: Зачатия Пресвятой Богородицы и Рождества Богородицы. Но в начале XIX века на их месте возводится новый храмовый комплекс с колокольней в модном тогда «готическом» стиле. Архитектором был М.М. Казаков, сын Матвея Федоровича. Как ни странно, из монастырских церквей уцелела лучшая — надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа над северными святыми воротами, сооруженная в 1696 году стольником Петра I Андреем Римским-Корсаковым.
По Чертольскому переулку и Пречистенке, рядом с домом Хрущевых-Селезневых, теперь Музеем Пушкина, стояла церковь Спаса Нерукотворного Образа «на убогих домах». По приделу ее называли также церковью Пятницы на Божедомке. «Убогими домами» звали на Руси морги. Церковь сооружена взамен ветхой в 1694—1696 годах царицей Марфой Матвеевной в «Вечное поминование» мужа — царя Федора Алексеевича. Церковь восхищала своими ампирными иконостасами. Снесена весной 1934 года. На ее месте построили школу. Подобная школа возвышается и на месте центрального храма Зачатьевского монастыря. Революционные учреждения любили почему-то оккупировать школы и заняли 80% дореволюционных школьных зданий. Детям приходилось учиться в три смены, но школ все равно не хватало. Тогда Моссовет принял решение: в центре Москвы построить 30 школ на месте храмов, ударить образованием по церковному мракобесию. Из них построено 23.
Существенно перестроенная в 1809 году церковь Ржевской иконы Божьей Матери и Пречистенских ворот фактически была уже третьей каменной церковью на месте нынешнего скверика дома #8 по Гоголевскому (бывшему Пречистенскому) бульвару. Точнее, за ним, несколько в углублении. Алтарями церковь выходила в Большой Знаменский переулок, а на бульвар — шатровой колокольней XVII века. Названа церковь по чудотворной иконе Божьей Матери, явившейся в 1593 году в деревне Клочки близ Ржева. Небольшой, как бы на четыре колонны, портик храма органично влился бы и сегодня в этот район «классической» Москвы. Для большей парадности крайние колонны были сдвоены, но все равно церковь производила очень уютное, успокаивающее впечатление. В конце XIX века церковь пришла в ветхость, трапезную и колокольню выстроили заново (архитектор А.А. Никифоров), но возводили колокольню по старому образцу. Теперь это надо проделать еще раз.
Разумеется, восстанавливать надо не все подряд, и не только храмы. Но именно «культовые сооружения» при «советской власти» уничтожали особенно рьяно, а церкви в этом районе, как на грех, попадались одна другой краше. Мы прошли только малый участок, но храмовое ожерелье тянулось в Замоскворечье и Хамовники, по Арбату и Моховой. Его воссоздание — заботливый и долгий труд.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика