Русская линия
Труд Светлана Цыганкова17.04.2002 

Время спасения
На вопросы «Труда» отвечает председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн

Ваше Высокопреосвященство! После семидесяти лет репрессий и гонений Русская православная церковь вновь играет в духовной жизни общества видную роль. Что, на ваш взгляд, поспособствовало столь быстрому, эффективному возрождению Церкви? — Действительно, как только в год празднования 1000-летия Крещения Руси государством было просто сказано: «Можно», — начался неожиданный духовный подъем. Значит, пришло время возвращения к нормальному, естественному для России укладу жизни, к исконным традициям православной культуры. Это хорошо понимало духовенство. Особый импульс возрождения Церкви исходил и исходит от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Именно благодаря его усилиям, его видению насущных задач как Церкви, так и общества активизируется благотворная религиозная работа в ближних и дальних пределах страны.
Но сегодня мы говорим не только о возрождении, а и о рождении нового.
Прежде всего — о новых отношениях между светским и церковным началами нашей жизни. Белгородчина — один из примеров успешного продвижения в данном направлении. Благодаря позиции губернатора Евгения Савченко у нас складывается некая, не побоюсь «громкого» слова, симфония государственной и церковной властей. Она проявляется и в воссоздании порушенных прежде храмов, и в строительстве новых, и в обеспечении условий для проповедования слова Божия в больницах, домах-интернатах, учреждениях системы исполнения наказаний, среди подрастающего поколения. Речь не о разовых акциях, а о долговременных программах, зафиксированных в соглашениях с различными областными структурами и ведомствами.
— Из-за частого появления священников на светских мероприятиях порой возникает вопрос: эти мирские заботы не суетны ли, не мешают ли главной задаче — помочь конкретному человеку прийти к Богу и обрести смысл жизни, духовную опору? — Церковь отделена от государства, и у нас нет никакого намерения вмешиваться в его дела. Но она не отделена от общества. Народ ведь и составляет Церковь, он является народом Божиим и живет, подчиняясь как законам гражданским, так и законам Божиим. Поэтому мы своим социальным служением помогаем в меру сил оздоровлению общества, и тут устремления государства и наши идентичны. В этом смысле понятно, надеюсь, наше участие в мирских делах.
Но есть и другие важные аспекты. Вот, например, восстановление храмов и строительство новых. Это же не просто расширение деятельности Церкви, а еще и врачевание ран на духовном теле народа. У людей, особенно престарелых, социально незащищенных, сегодня очень мало радостей, они так нуждаются в добром слове и любви, которые получают, приходя в храм.
Крайне необходимо также, чтобы везде были церковные приходы, возрождающие общинную жизнь. Громадные просторы России требовали и требуют определенной системы управления — организации жизни вокруг каких-то центров. Такими центрами были искони церковные приходы. Вспомним, как осваивались земли Сибири и Дальнего Востока. Монахи, влекомые идеей служения Богу в отдаленных местах, уходили на восток, в таежную и степную глухомань. А уже по проторенным ими путям шли служивые люди, строители, землепашцы.
Поднимавшиеся в таежных далях храмы оказывались центрами не только религиозной деятельности, а и культурной, социальной жизни. Нередко храмы являлись единственным организующим, сплачивающим ядром в окружении агрессивных сил, как природных, так и людских. Именно система приходских общин духовно скрепляла Российское государство. Русская православная церковь и сегодня имеет тесные духовные взаимоотношения со всеми государствами бывшего СССР, так как в них по-прежнему действуют православные общины. Это показатель того, как можно сохранить единство в главном, имея свободу, различие в ином…
— Сегодня многие задумываются: что с нами происходит? Почему падает уровень нравственности, учащаются проявления вражды, агрессивности, становится нормой криминальный образ жизни? У Церкви есть на это ответы? — Полный ответ на этот вопрос будет слишком обширен, поэтому выскажу лишь несколько собственных соображений. Я думаю, что в тот момент, когда началась так называемая «демократизация» общества, нам были предложены ложные вехи — людей направили к некой системе крайнего индивидуализма. Наши традиционные нравственные ценности, православные христианские ориентиры оказались как бы в тумане, в отдалении. А Церковь, только еще освобождавшаяся от пут тоталитаризма, была не в силах донести всю правду до большинства народа, и миллионы людей оказались деморализованы. Это вызвало соответствующую реакцию, падение нравственности.
Сегодня приходится исправлять положение, отыскивая по возможности краткие и верные пути. Хорошо, что уже и государственная власть озаботилась этой острейшей проблемой. Но что интересно: в процессе многообразной работы приходим к тому же, от чего ушли, — к утверждению общинности, естественно, с учетом современных реалий. Причем жизнь показывает, что в провинции сохранилось больше духовных основ. Поэтому многие и говорят обоснованно, что подлинное возрождение России начнется из провинции.
— Владыка, как быть с тем обстоятельством, что сегодня немало людей приходит в храмы либо из-за моды, либо из-за суеверного страха, либо чтобы угодить начальству, которое опять же нередко приходит из-за конъюнктуры да чтобы покрасоваться перед телекамерами со свечечкой в руке?..
— Мы понимаем, что некоторые люди приходят в храм, как вы говорите, из-за моды, по конъюнктурным соображениям. Иначе — есть прихожане, а есть и «захожане», «прохожане»: Но важно помнить: они все же пришли в храм Божий, а не в кабак и не туда, где продают наркотики, развратничают. Так что это уже положительно. Но немало и таких примеров, когда у случайно зашедших в храм с необременительным желанием побыть в его особой атмосфере, послушать церковный хор вдруг сердце открывается Богу — и начинается особенная душевная работа. Многие так обрели истинную веру в своей душе, милость и любовь Божию…
Порой также можно услышать в наш адрес упреки, что вот, мол, вы все новые храмы открываете, а уже действующие заполняются людьми лишь по праздникам, в будни они пустуют: Но давайте вспомним — до революции, когда верующими были почти все русские люди, в будни в храмах тоже не было полно народу. И это объясняется естественным положением вещей — людям ведь надо работать, а тем более не остановишь современное производство. В то же время хочу подчеркнуть: мы открываем много новых храмов, но в старых действующих молящихся не становится меньше. Сегодня уже очевидно, что Православная церковь имеет будущее, на смену старикам и старухам заступает молодежь. И это происходит несмотря на то, что несколько десятилетий власть просто запрещала людям ходить в церковь, а за крещение ребенка, за отпевание усопшего отца или матери иные наши соотечественники лишались работы.
Главное, теперь каждый может свободно прийти в храм. А дальнейшие его отношения с Церковью — дело его совести — В российском обществе давно нарастает обеспокоенность тем, что после падения тоталитарной системы не только стали возрождаться традиционные для нашей страны религиозные конфессии, но и расплодилось множество сект, деятельность которых направлена не на духовно-нравственное развитие, а, наоборот, на разрушение личности, что порой даже ведет к актам самоубийства: — Русская православная церковь считает, что сегодня эта проблема для нее — наиглавнейшая. На исконной территории нашей Церкви резко усилилась деятельность инославных церквей и религиозных объединений, а также различных сект, среди которых есть и так называемые тоталитарные, разрушающие психическое здоровье человека. Эта деятельность является деструктивной всегда, когда она направлена на людей, крещенных в православии или связанных с ним историческими корнями. Поэтому уже несколько лет ведется работа по возрождению миссионерского служения Русской православной церкви.
— В обиходном понимании миссионерство — это проповедь о Христе, обращение в православие людей, живущих на удаленных, в основном северных, территориях.
Что, эта задача уже не актуальна? — Конечно, актуальна. В советское время кирилло-мефодиевские традиции миссионерской деятельности, продолженные выдающимися русскими отцами-подвижниками, были прерваны. Власть просто эту деятельность запретила, как и благотворительное служение. Возрождение миссионерства началось по определению Архиерейского Собора 1994 года. Сперва была создана рабочая группа по выработке концепции и мне доверили ее возглавить. Мы собрали всю возможную информацию, проанализировали современное состояние миссионерского поля. И увидели, что нужны не только подвижники проповедования учения Христа в дальних краях (туда мы вскоре стали направлять миссионерские экспедиции, а затем и специально оборудованные поезда, корабли, плоты, благодаря которым множество людей, оторванных от больших городов и храмов, получили возможность соприкоснуться с церковной жизнью). Мы увидели прежде всего, что перед православными миссионерами встала задача сохранить на канонической территории православную паству от нашествия, а вернее — экспансии иноземных вероучителей и сект. В последние годы они, пользуясь религиозной жаждой людей и, увы, их недостаточной осведомленностью, привлекают в свои ряды все новых и новых членов.
Десятки тысяч иноземных миссионеров, ринувшихся в Россию как в некую духовную пустыню, оторвали наших людей от общества, они стали социально бесполезными. Вот почему одним из первых наших дел стало создание реабилитационных центров. Они помогают людям выходить из сект, возвращаться в Церковь, восстановить свое место в обществе. Работают центры и с людьми, попавшими в сети наркомании. Причем занимаются реабилитацией, как правило, активные члены общины, нередко те, кто сам прошел через ужасы секты, но сумел вернуться к нормальной жизни. Пока реабилитационные центры действуют там, где есть священник, подготовленный для руководства этой работой.
«Жатва многа, делателей же мало», — говорил Иисус Христос, что требует неустанно заботиться о подготовке новых делателей — новых миссионеров, которые могли бы надлежащим образом встретить тысячи наших соотечественников, возвращающихся в лоно Церкви.
Все эти направления Миссионерский отдел Московского Патриархата старательно развивает. Переоценить значение нашего дела, я уверен, невозможно. Ведь везде, куда ступает нога миссионера, звучит Слово Божие и для людей наступает время благоприятное — время спасения.
— Нетрудно понять, Ваше Высокопреосвященство, что успех этой деятельности определяется не только степенью самоотверженности и самоотдачи, подготовленностью подвижников веры, но и материальной основой всего здания церковной миссии: — Безусловно. Именно поэтому, восстанавливая прерванную традицию, мы позаботились об учреждении благотворительного Миссионерского фонда Русской православной церкви. Как мы и надеялись, нашлись люди, памятующие, что, трудясь, надобно поддерживать слабых, что по завету Христа «блаженнее давать, нежели принимать». Помимо Московской Патриархии, учредителями фонда стали Газпром, финская фирма «Крудэкс», ЗАО «Сэлдом-Петербург», другие общественные и финансовые структуры. Их поддержка помогает усиливать и расширять миссионерскую заботу.
Нас особенно радуют взаимоотношения с Газпромом, руководители которого ответственно относятся к содействию в деле духовного обновления жизни. Так, в учреждении фонда непосредственно участвовал Рем Иванович Вяхирев, он вошел в Попечительский совет. Так что решение любого вопроса не обходится без одной из лучших российских производственных структур. Именно Газпром помог нам начать осуществлять на практике идею быстровозводимых храмов.
Сейчас в десятках поселков на Крайнем Севере, где действуют производственные структуры Газпрома, один за другим встают новые храмы.
Люди в этих населенных пунктах уже чувствуют себя духовно защищенными.
Такая вовлеченность транснациональной газовой компании в процесс Православной миссии укрепляет надежду, что и другие российские экономические структуры, цивилизованные предприниматели увидят в нашем деле не просто заботу Церкви, а государственную задачу. Совместными усилиями мы сумеем изжить навязываемый нам извне крайний индивидуализм и возродить общинные начала. Если сегодня не заниматься духовными проблемами народа, он может потерять свою самобытность. Недаром сказано: «Русь, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Так вот, Русь всегда утверждалась и будет утверждаться верой православной.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика