Русская линия
Труд Светлана Цыганкова17.04.2002 

Обретение святых мощей
В краеведческом музее десятки лет в склянке хранилось бесценное для верующих духовное сокровище

Для большинства из нас библейские события и действия больше походят на мифологические сказания. И вдруг я узнаю, что упоминаемый в Ветхом Завете жезл Аарона, первого первосвященника еврейского народа и старшего брата пророка Моисея, действительно существовал. Мало того, частица чудотворного жезла, который, напомню, однажды сделался змеем, а в другой раз пустил почки, расцвел и дал миндаль — частица этого жезла есть в Петрозаводске! Кроме того, есть еще частицы мощей святой мученицы Параскевы Пятницы и преподобного Антония. Несколько десятков лет они хранились в Республиканском краеведческом музее. Лежали в ящике письменного стола. Ведь это сенсация! Естественно, я пошла в музей.
-Да, — ответили мне. — Частички жезла и мощей где-то были. Их долгое время хранила Лидия Вячеславовна Бобикова. Она и подтвердила, что у нее в письменном столе катался стеклянный пузырек из-под каких-то таблеток, в котором были частички мощей и жезла Аарона. — А почему такие ценности находились не в хранилище? Лидия Вячеславовна пожимает плечами. — Но внесены же сокровища в ваш каталог, выставлялись в экспозициях? — Нет. Они мне достались вместе с письменным столом от бывшей сотрудницы. Потом я их отдала директору музея.
-Только через несколько дней удалось выяснить, что загадочный стеклянный пузырек не пропал. Все боялись, как бы его случайно не выкинули вместе со всяким хламом. Находится он в сейфе в кабинете нового директора Республиканского краеведческого музея Натальи Волокославской. С ее разрешения мы с Лидией Вячеславовной взяли склянку. Я, вспомнив предварительный разговор с секретарем Петрозаводской епархии отцом Олегом и то, как он сказал, что к частичкам мощей могут прикасаться священники, а если это делают обычные люди, то они должны быть обязательно крещеными. Когда нам не без труда удалось откупорить пузырек, из него на стол выпали три крохотных бумажных пакетика. Мы не стали их разворачивать, а только прочитали надписи. Бумага по фактуре старинная, серого цвета. Надписи сделаны чернильным пером еще старославянскими буквами. На одном пакетике написано, что там частица жезла Аарона, на другом — частица мощей святой мученицы Параскевы Пятницы, на третьем — преподобного Антония, как предположили сотрудники музея, речь идет об Антонии Римлянине.
— А когда вообще подобные святыни впервые появились в Петрозаводске? — спросила я позднее заведующую отделом научно-справочного аппарата и публикации документов Национального архива Карелии Наталью Пономареву. — 21 апреля 1828 года последовало Высочайшее повеление быть в Олонецкой губернии особой епархии. Епископ Старорусский, викарий Новгородский, преосвященный Игнатий (Семенов) был переведен во вновь открытую епархию, — поведала собеседница. — В августе он прибыл в Петрозаводск. А уже 17 ноября 1829 года принял нетленное сокровище — святыни, перенесенные по распоряжению Святейшего Синода во вновь открытую епархию из Киева и Новгорода. Для встречи святынь архипастырь вышел с крестным ходом за город и ковчеги с ними нес до собора сам на «сребро- позлащенном» блюде. С этого времени в Петрозаводском кафедральном соборе было установлено ежегодное празднование в первое воскресенье после 17 ноября. Для мощей на пожертвования мирян епархии (около 12 тысяч рублей) по рисунку, сделанному самим преосвященным Игнатием, в Санкт-Петербурге изготовили серебряную с украшениями плащаницу. В центре ее находилось живописное на кипарисовой доске изображение Спасителя, а вокруг располагались «сребро- позлащенные» ковчежцы в виде гробиков, на крышечках которых были изображены лики тех святых, частички мощей которых там хранились.
— Много ли их было? — Список частиц мощей содержит 77 статей, — сказала Наталья Ивановна. — Среди них названы печерские игумены Варлаам и Никон, Киевский митрополит Михаил, епископы Новгородский — Нифонт, Суздальский — Симон, Переяславский — Ефрем, священномученик Кукша, Илия Муромец, мученик Иоанн Младенец и многие другие. Позднее плащаница была перенесена во вновь построенный кафедральный Свято-Духовский собор. После его закрытия в 1930 году следы плащаницы теряются. Откуда же появились в краеведческом музее частички мощей святой мученицы Параскевы Пятницы и преподобного Антония Римского, частица жезла Аарона? Ведь в списке из 77 статей, о котором говорила Наталья Пономарева, их нет. На этот вопрос не смогли дать ответ ни сотрудники краеведческого музея, ни Национального архива. Один мой знакомый, глубоко верующий человек, сказал, что и не стоит об этом задумываться. Есть вещи, которые невозможно объяснить. Обретение частичек святых мощей произошло не случайно — значит, так нужно, пришло время. Они бы никогда не сгинули, не пропали, не исчезли. Они просто ждали своего часа.
Частички святых мощей должны возвратиться на свое место, в храм Александра Невского. Именно там они и пролежали в стеклянном пузырьке десятки лет, ведь в советское время в здании храма располагался краеведческий музей. Значит, действительно пришел их час. Они должны занять достойное место в возвращенном Церкви храме, чтобы каждый православный мог прийти и поклониться святыням.
Секретарь Петрозаводской епархии отец Олег был поражен известием, что в краеведческом музее хранятся святыни. — Частицам мощей верующие поклонялись с древних времен, — сказал отец Олег. — Они всегда особо почитались. По учению Церкви, мощи являют особую близость в молитве и общении со святым. Моление с чистым сердцем приближает нас к святому, по его ходатайству мы получаем от Бога просимое. Мощи обостряют молитвенный настрой верующего. И с древних времен совершались необыкновенные чудеса перед иконами с частичками мощей. Но на них нельзя смотреть как на какой-то магический предмет, это не талисман. Мы должны понимать, что причиной всех несчастий, болезней является греховное сердце. И если человек хочет избавиться от болезней, не изменив свое сердце, то ему молитва не даст ничего. Бог не слышит людей, которые хотят от этого мира только удовольствий, богатства, благополучия, но забывают свои обязанности перед ним. Кто благоговейно подходит к Богу, чувствует себя нарушителем Его заповедей, недостойным милости Его, тот может получить просимое, если оно совпадает с волей Божией и богоугодно.
— Найденные в краеведческом музее частички мощей не больше рисового зернышка: — Это не имеет значения. Любая частичка мощей — святыня. И ее место в Церкви. С отцом Олегом согласны все без исключения. Обретенные святые мощи должны вернуться в храм, к верующим. Директор краеведческого музея Наталья Волокославская готова передать святыни Православной церкви. Последняя готова их принять. Говорят, когда в одном месте собираются частички разных святых мощей, на это место сойдет Божия благодать. Каждый из нас сможет ощутить ее.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика