Русская линия
Известия Юлия Кантор16.04.2002 

В этом убеждены буддисты с невских берегов

Юлия Кантор

Питерский храм Будды — единственный в Северной Европе. Изначально он строился не просто как молельный дом, но и как своего рода музей, центр индо-тибетской духовности. Инициаторами постройки храма были Тубдан-Чжамцо, 13-й далай-лама Тибета, и российский подданный Авган Лобсан Доржиев — ученый бурятский лама, служивший у далай-ламы советником. За образец при разработке проекта петербургский архитектор Барановский взял классический тип тибетского соборного храма Цокчэн-дуган. Но восточные традиции были переосмыслены в европейском духе модерна начала века. Первое богослужение здесь состоялось 21 февраля 1913 года — в день, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых. Считалось, что постройка храма в Петербурге стала возможной лишь «благодаря неизменным милостям Белого царя» — Николая Второго.
«Странное здание открылось по правую руку — темно-красное, с золотыми бляхами на фронтоне… Они заглянули в ворота — никого. Дверь в глубине между четырехугольными колоннами открыта, и там темно и, должно быть, прохладно… Большой Будда сидел в нише на скрещенных ногах, загадочно улыбаясь». Это Каверин, роман «Исполнение желаний». Вслед за его героями, 60 с лишним лет спустя, вхожу в храм. Внутри действительно прохладно, но вовсе не темно — зал погружен в спокойный свет ламп. Пестрый ковер глушит шаги, между четырех- угольными колоннами по нефам блуждают странные, ни на что не похожие и невесть откуда возникшие звуки. Яркие пятна росписей и драпировок пестреют в полумраке, охраняющем покой золотого изваяния Просветленного Будды.
Статуя Будды высотой около трех метров, выполненная из алебастра в соответствии с ламаистскими канонами, по преданиям, была привезена из Китая. Большевики, искавшие в национализированном храме и его святынях якобы «утаенные от советской власти» сокровища, разбили изваяние. Статуя же Будды, которую видели герои Каверина (и он сам), — более поздняя, изготовлена в Польше. (В конце 30-х годов уничтожена и она. Ее осколки доныне лежат на дне пруда близ Елагина острова.) Часть храмовых сокровищ лишь чудом сохранилась в петербургском Музее истории религии, часть, как говорят члены нынешней общины, ныне находится в запасниках Казанского собора. Уничтожена великолепная библиотека; уникальные архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая в первой трети XX века, не найдены до сих пор. После войны в храме размещалась радиостанция, глушившая «вражьи голоса», затем — Зоологический институт.
Десять лет назад храм возвращен верующим. Ныне в Петербурге около 13 буддистских общин, в основном состоящих из молодежи, в общей сложности буддистов в Петербурге несколько сотен. «Многие удивляются, почему мы, русские, пришли к буддизму. Считается, что в нашей стране это учение исповедуют только буряты, тувинцы и калмыки. Ничего подобного: никакого этногеографического принципа здесь нет. Мы пришли сюда, потому что хотим совершенствоваться». Моя собеседница Вика каждый день приходит в храм, где вместе с другими членами общины восстанавливает его. И «совершенствуется», общаясь с учителями и выполняя так называемые практики — «послушания».
В течение жизни и «постижения» буддисту разрешено менять пути и практики. Чем больше их, тем шире кругозор. К примеру, даже уход в монашество для буддиста может быть лишь временной практикой. «Попробуйте, скажем, месяц, решите сами, нужно ли это вам на пути к просветлению. Если нет — надо уйти, — рассказывает Лена, ежедневно работающая в храме. — Ничего непоправимого нет».
Двери храма Просветленного Будды открыты для всех. Сюда приходят питерские старики, в начале тридцатых годов любовавшиеся им, нарядным и ярко освещенным, с распахнутыми воротами, из Центрального парка культуры и отдыха, что расположен неподалеку. «Тогда заходить не решалась, боялась, кто-нибудь донесет — арестуют. Хоть теперь зайду», — рассказывает пожилая горожанка, завороженная улыбкой Будды. В петербургских школах введены предметы «История религии» и «История города». И в храм практически ежедневно приходят школьные экскурсии. При этом буддисты неизменно приветливы, но к себе никого не зазывают, поскольку учение не признает миссионерской деятельности: «Человек должен сам почувствовать свою приуготованность идти по пути просветления». Вторая часть поговорки «человек предполагает…» в устах буддиста звучит так: «…а пространство располагает».
Питерские буддисты ныне предвкушают один из главных своих праздников. В мае день рождения Будды, «не создававшего учения, которое было всегда, но открывшего его людям, объяснившего, что такое счастье». Счастье — это отсутствие желаний. Двери храма распахнуты для всех: путь к просветлению — в нирвану — открыт.
Санкт-Петербург


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика