Русская линия
Московский комсомолец Сергей Бычков15.04.2002 

Восхождение на Ватиканский холм

Вплоть до недавнего времени Папа Римский Иоанн-Павел II любил проводить немногие свободные дни в горных отрогах Альп. Страстный альпинист, горнолыжник, в молодости он играл в футбол, стоял на воротах. Начинал как форвард в юношеской футбольной команде Кракова. Когда в Италии в 1990 году проходил чемпионат мира по футболу, папа принимал сборную Ирландии. Оказалось, что он внимательно наблюдал за ходом чемпионата. Накануне встречи форвард ирландской сборной прекрасно взял пенальти. Благословляя футболистов, папа сказал форварду ирландцев Бонеру, что, играя в юности, он тоже часто брал пенальти. Один из репортажей с того чемпионата мира наш коллега так и озаглавил: «Как Папа Римский брал пенальти».
Вспомним времена железного занавеса, когда наше общение со странами «социалистического лагеря» было более тесным. В те годы бытовала шутка: «В социалистическом лагере Польша — самый жизнерадостный барак». Процессы освобождения от коммунистической догмы наиболее интенсивно происходили именно в Польше. Профсоюзное движение 80-х «Солидарность» явилось предвестником падения коммунистического режима. Убийство польскими спецслужбами популярного в народе священника Ежи Попелушко, духовника и наставника многих лидеров «Солидарности», стало предвестником убийства в России протоиерея Александра Меня. С той разницей, что в Польше убийцы были найдены и наказаны, а в России их ищут и поныне.

Поэт Анджей Явень

И все же многие страницы жизни братской Польши остаются неизвестными для нас и по сей день. Мало кто знает известного польского поэта Анджея Явеня, чья пьеса «У лавки ювелира» неоднократно ставилась на сцене краковского Рапсодического театра. Его жизненный путь как две капли воды похож на путь, пройденный еще одним знаменитым поляком — Каролем Войтылой. Так же, как и Войтыла, он родился 18 мая 1920 года в небольшом городке Вадовице, в Южной Польше, в семье унтер-офицера польской армии. Его мать, Эмилия Качоровска, воспитывалась в глубоко верующей литовской семье. Он учился охотно и отличался большими способностями. Он талантливо играл в гимназическом драмкружке, отлично пел и танцевал. В гимназии мальчик изучал основы режиссуры и драматургии. В гимназии он становится председателем Общества Девы Марии. После окончания гимназии будущий поэт поехал в Краков и поступил на философский факультет Ягеллонского университета. Польша переживала интеллектуальный и духовный расцвет, и Краков был столицей поэтов, писателей и художников. Ягеллонский университет был на уровне лучших европейских университетов.
Когда Анджей перешел на второй курс, Польша была оккупирована нацистами. Нацисты стремились уничтожить польскую интеллигенцию: славяне считались недочеловеками и подлежали уничтожению так же, как евреи и цыгане. Университет был закрыт, преподаватели депортированы. Но был организован подпольный «летучий университет», и несколько сот студентов посещали лекции. Чтобы избежать депортации, Анджей поступает на Краковский содовый завод. Анджею приходилось совмещать тяжелый физический труд на заводе с учебой в подпольном «летучем университете», но редкие свободные часы он отдавал сцене Рапсодического театра. Он становится одним из первых актеров этого подпольного театра, созданного в 41-м году его земляком Мечиславом Котлярчиком. Спектакли ставились в частных домах, в ризницах, случайных помещениях. Ни разу актерам не пришлось играть в пустом зале, хотя весть о спектаклях разносилась только по «сарафанному радио». Котлярчик внушал своим актерам мысль о том, что слово обладает огромной силой, способной поднять дух подневольного человека и вдохновить его на борьбу с оккупантами.
Уже в 42-м году молодой студент поступает в тайную семинарию, которую в Кракове организовал архиепископ Адам Сапега. Нацисты стремились искоренить христианство во всех его проявлениях, поэтому вскоре после закрытия университета была закрыта и краковская семинария. Но и после закрытия в ней продолжали обучать будущих священников нелегально: епископат прекрасно понимал, что без священства, без духовного просвещения нация может одичать. Для Анджея это были годы напряженного физического и интеллектуального труда. Но всегда, когда появлялась возможность, он с друзьями отправлялся в горы.

Рождение священника

Анджею Явеню прочили блистательную будущность как поэту, актеру и философу. Но 1 ноября 1946 года краковский архиепископ Адам Сапега рукополагает молодого поэта в священники. В этот момент умирает поэт Анджей Явень — и рождается католический священник Кароль Войтыла.
Светские биографы долго будут ломать голову в поисках психологических причин этого поступка. Будут говорить о несчастной любви, о катастрофе (будущий священник 29 февраля 1944 года попал под автомобиль и две недели провел в больнице), чтобы хоть как-то объяснить причину столь странного для неверующего человека выбора. Выбор священнического пути, обет безбрачия — странен для светских людей. Но для верующего сердца он естествен и почетен. Потеряв в 9 лет мать, а в 21 — отца, Кароль не мог не размышлять о вечности и о призвании человека свыше.
Переломив столь круто свою жизнь, молодой священник по благословению архиепископа Сапеги уезжает на два года в Рим, столицу католицизма. Он продолжил образование в «Ангеликуме», доминиканском университете святого Фомы Аквинского. Основное внимание уделял изучению философии и этики. Молодой священник впервые вырвался из-за железного занавеса. Он совершает пастырскую поездку во Францию, Бельгию и Голландию, где знакомится с поляками-эмигрантами. Через год он защитил в Кракове докторскую диссертацию, посвященную богословским проблемам этики. Архиепископ послал молодого доктора в захолустный приход в Неговице. Год, проведенный в сельском приходе, значительно обогатил его духовный опыт. 7 августа 1949 года его отзывают в Краков и назначают помощником священника в приходе святого Флориана.
С этого момента и вплоть до избрания папой Войтыла находится в центре интеллектуальной жизни Польши. Архиепископ назначает его руководителем духовно-пастырской работы в Ягеллонском университете. В 1953 году он начинает читать курс лекций по католической социальной этике на богословском факультете, потом одновременно берется за преподавание и в Люблинском университете.

Епископская стезя

В 1958 году Папа Пий XII возвел Войтылу в сан титулярного епископа, и он стал помощником тогдашнего епископа-администратора Краковской епархии. В 1959 году выходит первым изданием книга молодого епископа «Любовь и ответственность». С тех пор она выдержала десятки изданий на различных языках. Войтыла работал среди университетской молодежи, а для молодых это проблемы первостепенной важности. Католический священник рассуждает о сексуальном импульсе как особенности личности! Более того, он высказывает ряд мнений, которые до сих пор могут шокировать строгих моралистов: «¦Сексуальный импульс — особенность и сила общечеловеческая, и действует эта сила в каждом человеке¦ Сексуальный импульс у человека имеет естественную тенденцию перерастания в любовь¦ Сексуальный импульс кладет начало существованию человека… та реальность, которую мы называем сексуальным импульсом, не есть что-то темное и непостижимое, в основном она доступна для человеческой мысли, особенно мысли, основанной на Откровении…»
Во многих читателях эта книга рождает ощущение, что и сам автор как-то причастен к этим проблемам. Но не следует забывать: трудясь как пастырь среди молодежи, Кароль Войтыла неоднократно выслушивал исповеди молодых. Священнику рассказывают всеисповеди молодых. Священнику рассказывают все — даже самое сокровенное. Более чем 10-летний опыт пастырской работы среди молодежи помог ему с необычайной смелостью поставить перед богословами проблемы секса, семьи и брака. Ряд глав посвящен проблеме стыда и бесстыдства. «Стыд — это необычайно характерное стремление человеческой личности к сокрытию сексуальных ценностей, с нею связанных, настолько, чтобы они не заслонили самой ценности личности¦ Бесстыдство рушит весь этот порядок¦ Бесстыдством тела назовем такой образ жизни или манеру поведения конкретной личности, когда на первый план она выдвигает саму ценность секса, и настолько, что заслоняет истинную ценность личности¦ Однако это отнюдь не означает, что бесстыдство тела равнозначно исключительно полной либо частичной его наготе. Бывают обстоятельства, в которых нагота не есть бесстыдство». Отвага католического священника настолько велика, что он рассматривает даже проблему порнографии.
Он утверждает нерасторжимость брака (Католическая Церковь считает, что брак между мужчиной и женщиной может быть только одним — разводов, в отличие от Православия, которое благословляет второй брак, быть не может) и порицает прелюбодеяние, защищая институт брака. Он не боится вникать в самые сокровенные отношения между мужчиной и женщиной, рассуждая о причинах фригидности женщин и прерванном половом акте. Более того, он вполне профессионально касается проблем сексопатологии, предлагая довольно интересные методы терапии.
Те, кто успел пожить в советские годы, помнят ту мелочность, с которой чиновники опекали Церковь при социализме. Нельзя было крестить детей, ходить в храм даже на Пасху, читать Библию и молиться. Но в Польше эти запреты вызывали обратный эффект. И все же молодому епископу приходилось постоянно бороться за религиозные права своих прихожан.
Важной вехой в биографии Войтылы стало его участие в работе II Ватиканского Собора, который открылся 11 октября 1962 года в Риме. Этот Собор, созванный папой-реформатором Иоанном XXIII, очистил католицизм от вековых омертвевших наслоений, приблизив его к нуждам современности. Собор, работавший в течение 3 лет, отменил обязательную при богослужении латынь и позволил священникам служить мессу на языке той страны, в которой они живут. Отныне священники служат литургию не только ранним утром, но и вечером. Миряне в Церкви были подняты решениями Собора на небывалую высоту: был утвержден апостолат мирян. Простые верующие признаны равноправными с духовенством в деле проповеди и благотворения. Епископальную комиссию, которая разрабатывала этот документ, возглавлял архиепископ Кароль Войтыла.
Несмотря на то что папа Иоанн XXIII скончался вскоре после начала работы Собора, его дело продолжил и завершил его преемник, папа Павел VI. Кароль Войтыла, приехавший на Собор малоизвестным епископом, покидал его известным и пользующимся авторитетом архиепископом. Еще в период работы Собора папа назначил Кароля Войтылу архиепископом и митрополитом Кракова. А 26 июля 1967 года, во время тайной консистории, папа Павел VI возвел архиепископа Краковского в сан кардинала. С этого момента Войтыла не только получал право избирать папу, но и сам мог стать им.

Польский папа

Утром 17 октября 1978 года завершился конклав по избранию нового папы. Им стал, впервые за 455 лет, не итальянец. Последним иностранцем на папском престоле был голландец Адриан VI (1552−1553), избранный в разгар наиболее тяжелого периода для католицизма — во время Реформации. Кароль Войтыла был избран папой в 58 лет — он был необычайно молод, спортивен, да вдобавок еще и славянин. Все это настораживало. Для Рима это был нелегкий период: решения II Ватиканского Собора породили массу противоречий и споров. Многие считали, что начнутся расколы и разделения. Именно поэтому кардиналы верили, что спокойный, выдержанный Войтыла сможет умиротворить враждующих и твердой рукой поведет церковный корабль.
Вспоминаю слова тогдашнего архиепископа Курского и Белгородского Хризостома, заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви: «Если он будет больше папой, нежели поляком, то сможет умирить Церковь». Выбор кардиналов был верным: прошло 22 года нового понтификата, и Иоанна-Павла II теперь называют «сыном Собора».
Но избрание нового папы породило у многих политиков разделенного мира смуту. Вождям коммунистической Восточной Европы и Советского Союза казалось, что новый папа займет прочную антикоммунистическую позицию. Еще бы: летом 1967 года он отказался поехать в Рим на епископальную сессию, потому что польскому кардиналу Вышинскому власти отказались выдать заграничный паспорт. Не счесть было унижений, которым постоянно подвергался и сам Войтыла. Через три года после его избрания папой началась серия покушений на его жизнь. Но это не остановило его: он продолжает и по сей день посещать самые различные уголки Земли. За свой понтификат он совершил столько полетов, что его в шутку называют «аэропапой».
Можно спорить о том, что удалось и чего не смог сделать Иоанн-Павел II. Он так и не сумел переломить сопротивление римской курии: в начале понтификата хотел распродать часть богатств из ватиканских музеев, чтобы накормить голодающих. Но сумел предотвратить раскол, который назревал в Католической Церкви после II Ватиканского Собора. В период его 22-летнего понтификата решения Собора стали кровью и плотью католицизма. Вряд ли сегодня кому-то придет в голову оспаривать их. Он сумел стать подлинным первосвященником, поднявшись выше пристрастий и обид, нанесенных лично ему и его родной стране коммунистами.
Ему так и не удалось наладить отношения с Русской Православной Церковью. Его намечавшаяся встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Вене в 1997 году была сорвана благодаря проискам председателя Отдела внешних церковных сношений,
митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Этот эпизод до сих пор омрачает отношения между Католической и Православной Церквами. Конфликт между греко-католиками и православными на Западной Украине также не способствует развитию диалога между сестрами-Церквами.
Но не будем об этом: в светлый день рождения первого папы-славянина хочется говорить только о добром. В день 80-летия римского понтифика спешим поздравить его и желаем как можно дольше хранить спортивную форму, бодрость духа и ясность ума!


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика