Русская линия
Независимая газета В. Суриков15.04.2002 

Российские наемники: вымысел и правда
Издержки возрождения ислама в Республике Татарстан

Контртеррористическая операция в Чечне, переходя из одной стадии в другую, продолжается. По заявлению командующего объединенной группировкой федеральных войск на Северном Кавказе Геннадия Трошева, боевикам, особенно наемникам, надо отрабатывать деньги. Они нападают на колонны, минируют дороги, обстреливают блокпосты, устраивают засады. Оружие и боеприпасы находятся в горах на заранее подготовленных складах. Ударную силу бандформирований составляют наемники из арабских стран и ближнего зарубежья — «шакалы войны». Некоторые из них воюют за деньги, другие — против иноверцев, взяв на вооружение, по словам Салмана Радуева, «тактику измора». В СМИ периодически приводятся также данные о российских наемниках в Чечне (с правовой точки зрения их нельзя назвать наемниками, а лишь лицами, участвующими в незаконных вооруженных формированиях). В связи с этим в российской печати неоднократно муссировались слухи об «исламском поясе», центрах ваххабизма в России, в частности в Татарстане, и о том, что в Чечне якобы сражается так называемый «татарский батальон».
На территории РТ исторически соседствуют две крупные религии — православная и ислам. Из 1200 религиозных общин 978 — мусульманские. Деятельность ряда религиозных организаций, за которыми стоят международные клерикальные центры, приводит нередко к возникновению конфликтных ситуаций как внутри конфессий, так и в межконфессиональных отношениях.
Особую активность проявляют исламские центры и так называемые нетрадиционные религиозные образования. Международная исламская организация спасения пытается насаждать идеи ваххабизма, стремится к политической власти на основе использования насильственных и экстремистских методов. По свидетельству компетентных источников в правоохранительных органах, исламские организации «Аль-Игаса» (входящая во Всемирную исламскую лигу в Саудовской Аравии), «Ибрагим-Аль-Ибрагим», «Тайба» и другие использовали процесс мусульманского возрождения в РТ в своих целях. Их миссионерами велась пропаганда идеологии религиозно-политического радикализма, что приводило к конфликтам в среде мусульманского духовенства, возникновению групп ваххабитского толка из числа верующих.
КГБ Татарстана недавно была выявлена негативная деятельность нескольких иностранцев на территории республики — эмиссаров «Аль-Игаса». За разжигание конфликтов на религиозной почве и национальной основе, призывы к джихаду они были выдворены из Российской Федерации. В результате эта организация закрыла свое представительство в республике.
Зарубежные исламские организации «Ибрагим-Аль-Ибрагим», «Тайба» и их миссионеры стремились вовлечь молодежь Татарстана в ваххабитские группы. В результате один из функционеров «Тайба» также был выдворен из страны за действия, несовместимые с истинным исламом.
Негативное влияние на мусульманскую общину в РТ оказал представитель «Тайба» гражданин Алжира Бу Сетта Аберразак. Во время пребывания в Казани он вмешивался во внутренние дела мусульманского духовенства, создавал интриги между руководством Духовного управления мусульман, подстрекал учащихся медресе к столкновениям с сотрудниками местной газеты. Иностранец организовал направление молодежи в религиозные университеты Саудовской Аравии и Кувейта, известные своей фундаменталистской направленностью.
Активную пропаганду экстремистских форм ислама осуществляли паломники и миссионеры пакистанской организации «ТАБЛИК». В отдельных мечетях под их влиянием исполнение религиозных обрядов отличалось от традиционного, что вызывало непонимание среди верующих. Кроме того, они явно пренебрегали установленными в республике правилами пребывания иностранцев.
Одним из основных каналов проникновения в РТ нетрадиционных экстремистских течений ислама стала подготовка мусульманских учащихся, активно поддерживаемая зарубежными исламскими центрами. «Тайба» и «Ибрагим-Аль-Ибрагим» финансировали в 1998 г. работу летних лагерей для шакирдов (учащихся медресе). Арабские преподаватели внедряли в сознание слушателей ортодоксальные формы ислама. По представлению правоохранительных органов функционирование таких лагерей было прекращено. В ходе разбирательства установлено, что многие иностранные «учителя» ислама не имеют педагогического образования, используют сомнительную программу обучения и методику преподавания, неоправданно вводят новые нормы совершения религиозных обрядов, чуждых традиционному исламу, а также широко используют ваххабитскую литературу.
Отдельные жители РТ выезжают за границу для получения религиозного образования. В таких странах, как Королевство Саудовская Аравия, они попадают под влияние идей радикального ислама. Получая финансовую поддержку, скорректировав взгляды, становятся носителями идей ваххабизма, пытаются придать религиозной деятельности политический характер, создавать «партии», решать гражданские вопросы экстремистскими методами. Все это послужило благодатной почвой для отдельных представителей мусульманской молодежи, стремившихся, по их словам, глубже познать религиозное учение на волне исламского возрождения в республике. Причем местом познания «правильного» ислама некоторые из них, пользуясь подсказками «доброжелателей», избрали территорию Чеченской Республики.
В 1997—1999 гг. некоторые представители мусульманской молодежи Республики Татарстан периодически выезжали в Чечню для углубленного изучения ислама. Еще до начала контртеррористической операции учащиеся медресе «Йолдыз» из Набережных Челнов и Альметьевского исламского института, прослышав о том, что в Чечне бесплатно «глубоко и истинно» преподают ислам в специальных институтах, небольшими группами устремились туда. Установлено, что своеобразным подстрекателем выступил житель РТ, удмурт по национальности, некий Алексей Ильин, местонахождение которого в настоящее время неизвестно.
Почти все они в Чечне попадали в учебные центры Шамиля Басаева и Хаттаба «Кавказ» (вблизи селения Сержень-Юрт Введенского района) и «Абдул Малик». Один из жителей Набережных Челнов Напалков, узнав от Ильина о бесплатном обучении исламу и арабскому языку в неких чеченских институтах, в начале 1999 г. выехал на Северный Кавказ. В Ичкерии он попал в лагерь «Кавказ». Когда стали изучать военные науки, осознал, что его готовят для боевых действий, и уехал домой. Другой слушатель этого лагеря Габдулхаков из Альметьевска по совету некого Рамазана поехал в Набережные Челны, где в медресе «Йолдыз» он встретил еще двух «соискателей ислама», и все вместе очутились в «Кавказе». Такая же судьба постигла еще нескольких жителей Татарстана, прошедших обучение в лагерях чеченских экстремистов. Фактически это были пункты по подготовке боевиков. Военно-полевые лагеря круглосуточно охранялись вооруженными сотрудниками. Обучение велось по двум потокам (зонам). На первом — «Талибане» — изучали Коран, исламские правила, толкование Джихада и арабский язык, а на втором, в так называемой «военке», — основы военного дела, стрелковое оружие, гранатометы, минометы, химическое оружие, взрывчатые вещества, основные понятия тактики боевых действий. Преподаватели были, в основном, арабы из Йемена, Ливана и Афганистана. Некоторые учащиеся привлекались к охране лагерей и зданий с оружием в руках, другие работали переводчиками арабского языка на курсах изучения исламских дисциплин и военного дела, а также помогали арабам вести занятия по военно-тактической подготовке.
В лагерях слушателей тщательно изучали, выявляли склонных к экстремистским формам ислама, вероятно, для последующего использования в качестве «пушечного мяса», контролировали их разговоры. Некоторые жители Татарстана, высказывавшие недовольство, обвинялись в сотрудничестве с российскими спецслужбами, после побоев и угроз их изгоняли из этих «исламских институтов». Житель Набережных Челнов, бывший настоятель мечети Айрат Вахитов, за высказывания о том, что поведение преподавателей-арабов не соответствует рамкам исламской морали, был обвинен в сотрудничестве с российской контрразведкой. Его заперли в подвал и две недели избивали, а затем изгнали из Чечни. Судьба других жителей РТ, обвиненных в сотрудничестве с российскими спецслужбами, до сих пор неизвестна.
Многие слушатели этих лагерей из Татарстана осознали, что их втягивают в деятельность незаконных вооруженных формирований, и под разными предлогами возвратились домой. КГБ РТ было возбуждено уголовное дело по ст. 208 УК РФ. Однако в ходе следствия фактов участия их в незаконных вооруженных формированиях Чечни установлено не было, и дело прекращено. В отношении нескольких жителей республики уголовное дело приостановлено до установления их местонахождения и выяснения фактической стороны их возможной преступной деятельности.
В декабре 1999 г. прогремели взрывы на одной из ниток газопровода Пермь-Казань-Нижний Новгород на территории Кировской области, недалеко от границы с РТ, и возгорание на магистральном газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород. По поручению прокуратуры расследование проводил следственный отдел КГБ РТ. Задержаны организаторы и исполнители преступления, составляющие группу из 12 человек различной национальности из Кировской области, Башкортостана и Татарстана. Цель диверсии, по их словам, — привлечь внимание Запада к чеченской проблеме. Участники преступной группы Айрат Гильметдинов, бывший студент Альметьевского исламского института, и Рамазан Ишкильдин, из республики Башкортостан, в первой половине 1999 г. проходили обучение в лагере полевого командира Хаттаба «Кавказ», где получили навыки совершения диверсионно-террористических актов, которые и применили на практике.
Таким образом, говорить о российских «наемниках» или лицах, участвовавших в деятельности незаконных вооруженных формирований из Татарстана в Чечне, пока преждевременно. Не исключено, что отдельные жители РТ, как и любого другого региона России, могут находиться в рядах боевиков, ведущих военные действия против федеральных сил. Сейчас таких юридически закрепленных данных пока не имеется.
В то же время предпосылки для этого существуют. В свое время лидеры радикально-националистических образований Татарстана встречались с руководством Чеченской Республики, высказывали поддержку их политике. Они не призывали открыто ехать на войну на стороне боевиков, но говорили что, если ребята поедут, отговаривать их не будут. Элементы антироссийских проявлений, осуждение контртеррористической операции в Чечне тоже способствовали «нужному» влиянию на молодежь и могли привести отдельных граждан республики в стан террористов.
Все эти негативные проявления стали возможными, вероятно, из-за недооценки в прошлом опасности ваххабизма властями Республики Татарстан. Сейчас проводится работа по исправлению положения, в частности, по упорядочению обучения молодежи в исламских вузах и медресе. В первую очередь, чтобы желающие имели возможность получить хорошее религиозное образование на месте, не скитаясь по арабскому миру и не попадая в руки ваххабитов и других экстремистских мусульманских центров.
Между тем в республике создаются все условия для упрочения мусульманской веры: действуют многочисленные мечети, исламские духовные учебные заведения. Символом возрождения ислама в Татарстане является строительство с помощью Востока в казанском кремле грандиозной мечети Куль Шариф.
Москва-Казань-Москва


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика