НГ-Религии | П. Иванов | 11.04.2002 |
По сообщению корреспондента агентства ENI Джонатана Лаксмора, в Хофгайсмаре (Германия) состоялась экуменическая встреча «Коллоквиум-2000». Спонсорами встречи выступили Всемирный совет Церквей, Всемирный союз реформистских Церквей и католическое агентство «Пакс Кристи Интернэшнл». В течение десяти дней христиане, мусульмане, буддисты и индуисты обсуждали одну главную тему: «Вера — богословие — экономика. Церкви и общественные движения перед лицом глобализации».
О спасении и освобождении
Более десяти лет прошло с тех пор, как Ватикан в «инструкциях» 1984 и 1986 гг. осудил «теологию освобождения» — течение, зародившееся в Латинской Америке и других регионах третьего мира в 70-е гг., — политизацию Церкви и чрезмерное сближение с марксизмом. Между тем, по мнению некоторых участников встречи в Хофгайсмаре, сегодня «теология освобождения» вновь наращивает свое влияние, хотя она и нуждается в том, чтобы приспособиться к новым реальностям.
Как сказал корреспонденту ENI никарагуанский баптистский богослов Хорхе Пикслей, поражение сандинистской революции в Никарагуа и крах социалистического лагеря, создававшего прикрытие для подобных социальных экспериментов, заставляют искать экономические и политические альтернативы на локальном уровне, а не заниматься свержением правительств и режимов.
Пикслей считает, что ватиканские «инструкции» по поводу «теологии освобождения» серьезно повлияли на католических ученых, но не сказались на общинах верующих. Стремление сделать бедняков самостоятельными в своей жизни и вере не стало менее важным и актуальным.
Другой баптистский церковный деятель, Марта Бенавидес из Сальвадора говорит, что новая реальность ставит перед верующими новые вопросы и что Церкви уже не смогут вернуться к доктрине, которую она определила как спасение без освобождения.
Богослов из Германии Йорг Ригер обратил внимание на то, что в большей части Латинской Америки экономические и социальные проблемы постоянно обостряются и потому предположение, что «теология освобождения» исчезла, отражает скорее идеологические построения, нежели реальность. По его мнению, сегодня «теология освобождения» должна быть модернизирована, ей предстоит овладеть новым языком — понятия «бедный» или «богатый» обозначают слишком многообразное содержание, чтобы их можно было использовать для обобщения. Как считает Ригер, «вместо идеалистических, утопических ответов на вопросы, стоящие перед людьми, нам нужны конкретные ежедневные шаги».
«За экономическую справедливость и веру»
Участвовавшие во встрече христиане многих деноминаций, по сообщению корреспондента агентства ENI Джонатана Лаксмора, настаивают на поиске альтернатив глобальному капитализму, способствующих развитию демократического участия и гарантирующих выживание бедных и маргиналов. Они также призвали Церкви поддержать «всемирную коалицию за экономическую справедливость и веру» и оказать сопротивление «фундаменталистской религиозной приверженности неолиберализму».
«Идеология свободного рынка господствует во всем мире, во всех сферах человеческой жизни, она владеет даже нашими телами и нашими самыми глубинными помыслами, — говорится в заключительной декларации встречи. — Пришло время для радикальных перемен в нашей экономической системе».
Участники коллоквиума отдают себе отчет в тех «трудностях, неудачах и искушениях, с которыми связано вовлечение Церквей и религиозных общин в нынешнюю экономическую систему». Они полагают, что в противовес «теологии процветания» должна быть выдвинута «теология милосердия». И христиане, и мусульмане, и иудеи, и индуисты, и буддисты придерживаются одних и тех же принципов, таких, как уважение к жизни и к природе, справедливость, создание возможностей для бедных.
Глобализация, по мнению участников коллоквиума, «безжалостно превращает мир в однополярное глобальное сообщество без границ», в котором финансовый капитал опустошает целые страны. При этом транснациональные корпорации становятся виновниками экологических бедствий и социальных потрясений, а Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие подобные институты держат третий мир в мертвой петле долговых обязательств.
«Мы выступаем против того предположения, что мировая экономическая система должна быть ориентирована прежде всего на накопление богатств, предназначенных для блага меньшинства, а не на удовлетворение основных потребностей всех людей и на совершенствование творения Божьего. Мы выступаем против обожествления капитала и против новой религии потребительства, в которой о смысле жизни говорится в категориях материального благополучия», — заявляют авторы итогового документа встречи.
Назад к Библии
Религиозные деятели озабочены поиском соответствующего обоснования для своего выбора. Как пишет корреспондент агентства ENI Джонатан Лаксмор, участвовавший в коллоквиуме в Хофгайсмаре профессор Бастиаан Виленга, богослов голландского происхождения, живущий в Индии, призвал христиан вернуться к Библии. «Все движения проходят фазу энтузиазма и фазу упадка, — заметил он. — У всех у нас есть определенные идеологические предпочтения, которые могут быть подкреплены или, наоборот, поколеблены библейскими текстами. Но если наш интерес к Библии является всеобъемлющим, то мы можем прийти к истине».
В своем интервью корреспонденту ENI после выступления на коллоквиуме профессор Виленга сказал, что христиане привыкли делать из своей веры самые различные выводы, но к взаимопониманию можно прийти, если вернуться к библейским корням. «Библейские тексты, которые 10 или 20 лет назад казались нам закрытыми, могут снова заговорить — одни сегодня, другие завтра. Мы должны быть открыты для этих голосов», — уверен он.
В речи перед участниками коллоквиума профессор Виленга остановился и на проблеме ложного использования библейских текстов. «Нет такого текста, который не мог бы стать предметом борьбы между различными толкованиями, — заметил он в беседе с корреспондентом ENI. — Но это не означает плюрализма, который готов принять любое мнение. Мы ищем в Церкви истину, которая бы нами руководила в наших действиях. Мы должны выносить суждения, зная, что они могут оказаться ошибочными и нуждающимися в пересмотре, и мы должны при этом надеяться, что общими усилиями понимание будет достигнуто».
Иметь или быть
Другой участник коллоквиума в Хофгайсмаре, профессор Хулио де Санта Ана из Швейцарии, выступил с предупреждением, что экспансия «финансового капитализма» может привести к серьезному кризису, если Церкви и другие общественные силы не окажут этой экспансии эффективного сопротивления. «Капиталистическая экономика, — заявил он, — пытается подчинить себе все остальные интересы. Ее развитие представляет собой процесс покорения мира ведущими западными буржуазными державами. Она стремится к свободе, но порождает угнетение. Она стремится к счастью, но приводит к страданиям. Она утверждает, что отстаивает жизнь, — но приносит смерть».
По словам профессора де Санта Аны, мировая капиталистическая экономика явилась результатом длительных исторических процессов, начавшихся с экспансии западных интересов и западного политического доминирования. Однако ныне она также позаимствована господствующими классами в незападных обществах и дополнена новыми технологиями, которые помогают достижению ее глобальных целей. В речи на коллоквиуме де Санта Ана также сказал, что Вторая мировая война положила начало «великому историческому компромиссу между трудом и капиталом», но этот компромисс исчерпал себя со «второй капиталистической революцией», о наступлении которой возвестила политика финансового дерегулирования в 70−80-е гг.
«Сейчас мы оказались накануне большого кризиса. Капитал, и особенно капитал финансовый, в высшей степени безответственен, но на нем будет лежать ответственность за этот кризис, — считает де Санта Ана. — Если мы хотим победить иррациональность нынешней фазы капитализма, то нам надо сформулировать систему альтернатив и на локальном, и на глобальном уровнях, — альтернатив, которые преодолевают логику неолиберальной идеологии».
Мартин Херндльхофер, высокопоставленный представитель католического агентства «Пакс Кристи», приветствовал выступление профессора де Санта Аны и заметил: «Марксистская терминология может быть непопулярной, но она верна. В марксистском анализе есть такие интуиции, которые нельзя игнорировать. Их надо изучать, чтобы дойти до сути. Неважно, марксистский это анализ или нет, а важно, помогает ли он нам понимать, действовать и вырабатывать стратегическую точку зрения».
Однако евангелическая христианка Ульрике Бикель из германского Министерства развития упрекнула профессора де Санта Ану в использовании «невнятного, чрезмерно обобщенного языка» и неспособности воспринимать иные мнения. «Я рассчитывала, что мы будем вести конкретную дискуссию о том, каким должен быть наш ответственный образ действий, а не указывать пальцем на транснациональные корпорации, брокеров и Уолл-стрит, — сказала она корреспонденту ENI. — Если мы хотим вступить в критический диалог с предпринимателями, то мы не можем приклеивать им ярлык, что они плохие, — иначе они просто не станут нас слушать».
По мнению Ульрике Бикель, профессор де Санта Ана игнорирует тот факт, что мы являемся не только жертвами, но и действующими лицами глобализации. При этом западноевропейские Церкви, особенно немецкие, вовсе не бедны, они обладают значительными денежными средствами и материальными активами, и им следует сосредоточиться на должном использовании этих средств и активов, а не заниматься обличением финансовых центров и институтов.
Старые церкви и новые проповедники
Как полагает профессор де Санта Ана, все крупные Церкви следуют примеру Римско-Католической Церкви, которая предпочла не реформироваться, а сосредоточиться на своей консолидации как института. «Большинство Церквей, — сказал он корреспонденту ENI, — заняты сейчас скорее собственным выживанием, чем проповедью Евангелия».
С этим суждением перекликаются слова представителя христиан Ганы Баффура Амоа, который предупредил Церкви, что если они не найдут общего языка с местными общинами, то могут быть вытеснены новыми религиозными группами, предлагающими «фальшивое евангелие процветания».
«Традиционные Церкви теряют под собой почву — люди молятся там по утрам, а вечером идут к новым проповедникам, — сказал Баффур Амоа. — Насилие, коррупция и моральная деградация усиливаются, и это — серьезный вызов всем, кто верит в добрые нравы и в любовь к ближнему и чтит десять заповедей. Молодежь уже не воспитывается на этих ценностях, и у людей нет времени ее учить».
Амоа считает, что традиционные Церкви привыкли играть главную роль в деле социальной помощи, быть тем местом, куда люди приходят за поддержкой. Но сегодня ресурсы оказались перераспределены в пользу движений, борющихся за социальную справедливость, которые не имеют институциональной базы и не удовлетворяют потребности людей. По его мнению, Церкви должны были бы делать для людей гораздо больше, но они все еще не откликаются на экономические потрясения. Экуменическое движение, сказал Амоа, занимается совсем другими делами, и оно должно открыть глаза на ежедневные страдания множества людей.
По поводу критики, адресованной экуменическому движению, высокопоставленный представитель Всемирного совета Церквей Мартин Робра сообщил корреспонденту ENI, что еще в начале 90-х гг. ВСЦ выступил с декларацией о вере и экономике, и в этой декларации содержалась четкая критика господствующей экономической парадигмы. Однако, заметил он, все Церкви переживают сейчас трудное время, время неопределенности, и им приходится задаваться новыми вопросами и искать новые подходы. Поэтому, полагает Мартин Робра, критические высказывания сегодня чрезвычайно полезны.
Слово Божье и реальность
Бывший генеральный секретарь ВСЦ Филип Поттер в своей речи на коллоквиуме также резко критиковал экуменическое движение за то, что оно не смогло отреагировать на проявления экономической несправедливости, и призвал церковных лидеров энергичнее выступать против «несправедливых структур глобального капитализма».
В интервью корреспонденту ENI Поттер заявил, что после краха советской системы, совпавшего с процессами экономической глобализации, люди растерялись и не знают, что им делать. В состоянии растерянности оказались также и Церкви. Поттер считает, что угроза всемирного экономического коллапса весьма реальна, и особенно опасно то, что неизвестно, где он может начаться.
В дни работы коллоквиума более 100 его участников присоединились к демонстрантам, собравшимся у представительства «Дойче Банк» во Франкфурте. Протестантский активист Франк Куршнер-Пелкманн сказал корреспонденту ENI, что демонстранты протестуют против той роли, которую играет «Дойче Банк» в процессе «глобальной капитализации». Он отметил, что это была первая в Германии акция протеста, организованная на международной и межконфессиональной основе. По мнению Куршнер-Пелкманна, уже звучало много протестов против деятельности Всемирного банка и Международного валютного фонда, но гораздо меньше известно о ключевой роли частных банков в агрессивных попытках покорить мир с помощью финансовых институтов.
Филип Поттер в своем выступлении на коллоквиуме сказал, что широкие протесты против саммита Всемирной торговой организации в Сиэтле в 1999 г. показывают: люди увидели возможность альтернативы кабальным условиям, навязываемым богатыми странами. Он добавил, что политика дерегулирования рынков, начавшаяся в конце 70-х гг., лишила отдельные государства возможности контролировать финансовые потоки — и это совпало с захватывающим развитием коммуникаций и высоких технологий. По мнению Поттера, сейчас все более широким становится признание необходимости вновь ввести элементы регулирования, чтобы избежать угрожающего разрыва между богатыми и бедными.
«Мы остро нуждаемся в обновлении богословского образования, в исследовании проблем, вставших перед нами в последнее десятилетие, — сказал Поттер. — Это вопрос о связи между словом Божьим и реальностью. Мы должны держать Библию в одной руке и газету в другой. Газета без Библии лишена смысла, а Библия без газеты бездейственна».
Характерно замечание, которое сделал по поводу речи Поттера Джек Менке, директор Института развития и стратегических исследований (Суринам). По его мнению, Церкви сумели прийти к консенсусу в отвержении глобализации, но так и не нашли удовлетворяющего всех определения, что же это такое.