Русская линия
НГ-Религии О. Карабааги11.04.2002 

Самоубийство во имя веры
Что стоит за готовностью некоторых мусульман взрывать себя динамитом?

Все люди хотят жить, в том числе и люди, взрывающие себя динамитом. Но для всех остальных важно понять, почему они это делают. Возможно, это поможет в будущем спасти и их жизни, и жизни многих других.
2 июля сего года навсегда войдет в историю как день самого масштабного террористического акта с участием смертника. По своим масштабам он сравним со знаменитым бейрутским взрывом 1983 года, когда смертники-шахиды из ливанской шиитской организации «Хезболла» взорвали казармы оккупационного корпуса США в Бейруте.
Американские исследователи из центра изучения терроризма в одном из докладов в конгрессе США констатировали, что дать всеобъемлющие определения терроризма столь трудно, что приходится ограничиваться простым описанием явления. Специалисты обычно выделяют религиозный и политический терроризм. По мнению ряда исследователей, такое разделение лишено достаточных оснований, так как политический терроризм тоже имеет религиозную природу.
Николай Бердяев писал о связи революции и сектантского сознания российского крестьянства. В конце XIX века народовольцы ввели в оборот понятие «святой террор». Метафизическая подложка якобинского террора «сверху» тоже достаточно очевидна. История же терроризма ХХ века демонстрирует свободную циркуляцию идеологического и человеческого ресурса между политическими (как правыми, так и левыми) и религиозными террористическими организациями.
Парадигма террора сформулирована еще в Ветхом Завете, и одним из первых в истории ярким проявлением терроризма было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. Это восстание проходило под знаменем именно религиозным — противостояния иудейского монотеизма римскому государственному язычеству. Вера в Единого Бога делала иудейских повстанцев не только не боящимися смерти, но и ищущими ее на поле боя.
Исламский терроризм имеет давнюю традицию. Во многих языках мира слово ассасины является синонимом слова «убийцы» в память о борьбе средневековой исламской секты. В исламе же впервые на доктринальном уровне сформулировано понятие шахид. «Исламский энциклопедический словарь» определяет его следующим образом: «Шахид — пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью. Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных, ему гарантирован рай. Прославление гибели за веру, приближение к Богу вызывает стремление удостоиться этой чести…»
В 60−90-х годах ХХ века шахидизм возродился с новой силой. Это было связано с возникновением ряда шиитских террористических организаций, сопротивляющихся сионизации Ближнего Востока.
В шиитском исламском пространстве традиция шахидизма особенно сильна, что связано с постоянным воспоминанием о гибели внука пророка Мухаммеда, особо почитаемого имама аль-Хусейна — «шаха шахидов». Один из самых популярных в шиизме лозунгов гласит: «Весь мир — Кербела, круглый год ашура». Кербела — место смерти Хусейна, ашура — день его смерти.
В 1968 году бывший капитан сирийской армии Ахмад Джибрил организовал оппозиционную Ясиру Арафату организацию «Народный фронт освобождения Палестины». Он особо настаивал на операциях с применением смертников, когда разрабатывал программу борьбы с израильским режимом.
В начале 80-х годов создается самая известная ливанская террористическая организация «Хезболла» (Партия Бога). Основателем и идеологом партии был шейх Сейид Мухаммад Хусейн Фадлалла (его интервью было опубликовано в «НГР» от 24.02.99). Он сплотил вокруг себя группу шиитского духовенства, изучающую опыт Исламской революции в Иране. Современные черты военизированной боевой организации «Хезболла» приобрела в 1982 году, когда в Баальбек прибыли из Ирана несколько сотен «Стражей Исламской революции» для борьбы с израильской интервенцией.
Сразу при создании «Хезболла» заявила о планах уничтожения государства Израиль путем священной войны — джихада. Джихад был объявлен также США и Франции, так как эти державы приняли вооруженное участие в оккупации Ливана. Конечной целью «Хезболла» является создание на территории Ливана исламской республики по иранскому образцу.
Одной из первых диверсий «Хезболлы» был невиданный по масштабу ранее взрыв 23 октября 1983 года. Начиненный огромным тротиловым зарядом грузовик с водителем-смертником ворвался на территорию казармы морских пехотинцев США в Бейруте и протаранил здание. При взрыве погибли 240 человек, огромное количество солдат были ранены. Месяцем позже подобная же диверсия совершена против французской казармы, погибли около 60 солдат, и опять за рулем был смертник-шахид.
«Хезболла» вообще выдвинула из своих рядов больше шахидов, нежели все другие исламские террористические организации вместе взятые. Лидеры и организаторы боевой деятельности «Хезболла» занесены мировыми спецслужбами в списки самых опасных террористов: это Ишад Мугние, ныне уже уничтоженный со всей своей семьей Аббас Муссави, Фадлалла, нынешний глава Хезболла шейх Хасан Насрулла и другие, объявленные в США вне закона наравне с бен Ладеном или Карлосом — Шакалом.
С конца 70-х годов существует и закрытая военно-террористическая организация «Исламский джихад». Центр организации находится в Дамаске. С момента создания и по сей день ее возглавляет доктор Фатхи Шакаки. Диверсии «Исламского джихада» реализует боевая террористическая группа организации «Аль-Касэм».
В 1994 году д-р Шакаки объявил о создании в рамках «Аль-Касэм» особого диверсионного отряда смертников из 70 человек.
В октябре 1994-го террорист-шахид из «Аль-Касэм» взорвал себя в центре Иерусалима на автобусной остановке. Вместе с самоубийцей погибли 23 человека.
Ноябрь 1994-го, шахид-смертник Хишам Хаммед таранит грузовиком-миной караульное помещение военного поста в Нецариме (сектор Газа), убиты несколько израильских офицеров.
Январь 1995-го, шахид-самоубийца организует взрыв на автобусной остановке на этот раз в Натании, около 20 человек убиты и более 60 ранены.
Шахиды из самых различных исламских организаций провели множество терактов, но не все они были связаны со взрывами, и рамки данной статьи не позволяют рассмотреть историю этого вопроса подробнее, необходимо лишь отметить, что в традиционном исламском пространстве нет дефицита в добровольцах-мучениках.
Характерно, что в период ирако-иранского конфликта иранское командование известие о мученическом самопожертвовании солдата отправляло его семье в форме поздравления. Для мусульман Ирана, где верят, что шахид попадает в рай, минуя испытания Страшного Суда, такая форма была не проявлением цинизма, а, напротив, предметом семейной гордости за своего родственника.
Арабский антисионистский и антиглобалистский терроризм хоть и считался огромной международной проблемой, но никогда не рассматривался как явление уголовного порядка.
Совсем другое дело — исламский терроризм в Чечне. Те формы борьбы, которые ичкерийские сепаратисты применяют в последнее время, вынуждают рассмотреть эту проблему в ином свете.
В сентябре 1999 года Шамиль Басаев объявил о создании батальона смертников. Напомню, что в свое время такое же заявление сделал лидер «Исламского джихада» Фатхи Шакаки, и мы знаем, что за этим последовало.
Российский Генштаб моментально отреагировал: «Заявление Басаева — блеф чистейшей воды, бандиты не пользуются поддержкой простых мусульман, те, кто сражаются в рядах непримиримых, обыкновенные уголовники, воюющие за фальшивые доллары, и шахидов им взять негде». Такая оценка басаевского заявления была ошибочной.
2 июля в Аргуне, в Урус-Мартане, в Гудермесе и в Нойбере, на территориях, где дислоцировались различные части федеральных сил, прогремели взрывы огромной силы. Планировался еще один взрыв в селе Курчалой, но он по невыясненным причинам не произошел. В каждом случае погибал водитель-смертник.
Очевидно, что чеченцы стали применять метод борьбы, эффективность которого превышает эффективность любых ракетно-бомбовых ударов по направленности действия и затратам на его осуществление. Отличие — неизбежная смерть человека, являющегося одновременно и «средством доставки».
Мировой опыт свидетельствует о том, что предотвратить действия террориста-камикадзе практически невозможно. Также стоит отметить, что два из четырех взрывов произведены не в горной Чечне, где, как считают в России находится очаг сопротивления, а в самом центре той территории, которую достаточно давно контролируют российские военные.
Можно было бы предугадать такое развитие событий. В мае и июне водители-шахиды взрывали свои машины в непосредственной близости от блокпостов. Ввиду относительной незначительности потерь российское командование с поразительной халатностью проигнорировало этот тревожный сигнал, хотя вся история ближневосточного сопротивления американо-израильскому присутствию говорит о том, что маломощные взрывы возле военных постов легко превращаются в масштабные акции устрашения.
Терроризм с использованием смертников-шахидов не в последнюю очередь спровоцирован и порочной практикой захвата женщин-заложниц под предлогом того, что они снайперы и участницы боевых действий, а также жестокое обращение с ними. Традиции Кавказа таковы, что женщина, побывавшая в руках чужих, даже если это было против ее воли, не имеет будущего. И ее самоубийство принимается окружающими как должное… Так появляются женщины-смертники, которым нечего терять.
Проблема шахидизма настолько серьезна и всеобъемлюща, что для ее решения необходим комплексный подход с привлечением специалистов, способных разбираться в таком сложном и многогранном явлении, как исламское мировоззрение.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика