Русская линия
Сегодня (Киев) Я. Коцюба10.04.2002 

Паломники посыпали голову пеплом и обдирали в кровь колени.
Некоторых прочан приводили в чувство с помощью нашатыря

Маленькое село Зарваница Тернопольской области, в котором проживает всего 157 человек, в очередной раз принимало огромный поток верующих греко-католической церкви. Каждый год сюда на прощу приходят паломники из многих стран, чтобы исповедаться в своих грехах и покаяться…
Нынешняя проща была особенной — юбилейной. Приуроченная к 2000-летию христианства и освящению иконы и храма Божьей Матери Зарваницкой. По некоторым оценкам, численность прочан достигла 1,5(!) миллиона человек. Корреспондент «Сегодня» тоже побывал на зарваницкой «всеукраинской проще» и увидел процесс покаяния, как говорится, «изнутри».

Особо ревностные «грешники» в Зарваницу шли пешком

Желающих попасть из Киева на прощу было много. Двух «Икарусов» на всех киевских паломников не хватило, поэтому некоторым молодым ребятам пришлось «пострадать за веру» и разместиться в проходе на рюкзаках. До Зарваницы ехать — девять часов. Правда, особо ревностные греко-католики к месту прощи еще неделю назад ушли пешком.
Когда автобусы подъезжали к Зарванице, от самого Тернополя можно было наблюдать сплошной поток прочан. Взвалив на плечи котомки, сумки и рюкзаки, они двигались по направлению к греко-католической «мекке».

Спиртное Церковь продавать запретила

В само село въехать было невозможно, поэтому транспорт останавливался в нескольких километрах от Зарваницы. Добираться дальше приходилось пешком. Все бы ничего, если бы за спиной не висели рюкзаки, в которых лежала палатка на двадцать человек весом в хорошие 50 килограммов. Две ночи предстояло провести именно в этом «жилье».
На подходе к Зарванице регистрировали прибывающие группы. Эта процедура была важна не столько для статистики, сколько для получения бесплатных обедов и ужинов, которые для верующих готовила полевая кухня.
Вдоль всей дороги к месту ночевки на обочинах сидели попрошайки и выманивали у прохожих деньги. Тут же стояли всевозможные киоски с церковной утварью, иконами, книгами. Рядом расположились продавцы мороженого, воды и другой съедобной мелочи (печенья, чипсов и т. д.). Правда, спиртное церковные власти продавать запретили. Поэтому любителям горячительных напитков пришлось туговато. Однако на следующий день пивные ларьки стояли через каждые двадцать метров…

«Боже! У него же кровь!..»

По дороге можно было увидеть такое… «Боже! Он же истекает кровью!..» — крикнула одна прочанка, медленно приседая в обморочном состоянии. По дороге полз (в прямом смысле этого слова) верующий и рыдал, читая покаянные молитвы. Периодически он останавливался и посыпал голову дорожной пылью. Его колени были сбиты в кровь. Даже монахи-католики, чей монастырь размещался недалеко, удивленно поглядывали на «грешника», который, судя по кровавому следу, уже довольно долго себя истязал.
Кроме добровольной жертвенности случались и непроизвольные трагедии. Жара и духота, давки делали свое дело. Периодически кареты «скорой помощи» увозили «сердечников» в районную или областную больницы. Обмороки стали вообще привычным зрелищем: через каждые десять минут кого-то оттирали, отпаивали водой и совали под нос ватку с нашатырем. Поговаривали, что Зарваница для некоторых паломников стала местом последнего пристанища…
Официальная часть прощи длилась двое суток непрерывных церковных служб. Верующие непрерывно пристрастно молились… В один из этих дней приехала Нина Матвиенко — и ночью дала концерт, на котором некоторые прочане… уснули, измученные дневной жарой и длительными службами.
Кроме паломников, в Зарваницу прибыли юношеские группы правых и националистических организаций: «Тризуб» имени С. Бандеры, Молодежный КУН, Союз украинской молодежи, «Пласт», представители Белорусской партии свободы и т. д. Украинские «ультрас» разместились в палаточном городке у подножия горы, на берегу реки Стрыпы. Как оказалось, многие ребята приехали сюда не столько для покаяния, сколько на… работу. Особенно это относилось к представителям «Тризуба», которых собралось более тысячи человек. «Тризубовцы» занимались охраной правопорядка: во время ночных служб им приходилось стоять в заградительных цепях, чтобы паломники не передавили друг друга.

О дороге домой

Назад в Киев пришлось возвращаться поездом. Правда, доехать из Зарваницы до Тернополя тоже было проблемой. А как хотелось побыстрее смыть с себя паломничью пыль! И хотя все тело разбивала усталость, на душе как никогда было спокойно и светло!..
Киев-Зарваница-Тернополь-Киев


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика