Русская мысль | Т. Вергата. | 10.04.2002 |
С сегодняшним совершением Евхаристии Иисус вводит нас в познание одного особенного аспекта Своей тайны. Мы слышали в Евангелии фрагмент Его беседы, происходившей в капернаумской синагоге после чуда умножения хлебов. В ней Он открывается как истинный хлеб жизни, хлеб, сшедший с небес, чтобы отдать жизнь миру (ср. Ин 6:51). Это беседа, которую слушатели не понимают. Перспектива, в которой они оказываются, слишком материальна, чтобы уловить истинное намерение Христа. Они-то мыслят в категориях плоти, которая? не пользует нимало? (Ин 6:63). Иисус же, напротив, в Своей беседе открывает безграничные горизонты духа: ?Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь? (там же).
Но слушатели строптивы: ?Какие странные слова! кто может это слушать? Они считают себя людьми в здравом рассудке, твердо стоящими на земле. Вот почему они качают головой и ворча уходят один за другим. Первоначальная толпа постепенно уменьшается. В конце концов остается малюсенька кучка наиболее верных учеников. Но в вопросе о? хлебе жизни? Иисус не намерен идти на компромисс. Более того, он готов к уходу даже самых близких: ?Не хотите ли и вы отойти? (Ин 6:67).
…Так много слов звучит вокруг вас — но только слова Христа не стареют с течением времени и остаются навеки. Нынешний период вашей жизни ставит вас перед решительным выбором: специализация образования, направление трудовой деятельности, собственное дело в обществе и в Церкви. Важно отдавать себе отчет в том, что среди множества вопросов, стоящих перед нашим духом, решающие не касаются слова? что??. Существенен же вопрос? кто??: к? кому? идти? за? кем? следовать? ?кому? доверить собственную жизнь?
…Подлинное значение в жизни имеет тот, с кем ее разделишь. Но внимание: всякая человеческая личность неизбежно оказывается ограниченной; даже в самом удачном браке нельзя упускать из виду некоторой доли разочарования. Однако, дорогие друзья, не оказывается ли это подтверждением того, что мы слышали от апостола Петра? Всякий человек, в большей или меньшей степени, в конечном счете вынужден воскликнуть вместе с ним: ?К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни?. Только Иисус из Назарета, Сын Бога и Марии, вечное Слово Отца, родившийся две тысячи лет назад в Вифлееме Иудейском, способен удовлетворить самые глубокие чаяния человеческого сердца.
В вопросе Петра? к кому нам идти? уже содержится ответ о пути, по которому следует идти. Это путь, ведущий ко Христу. И с Божественным Учителем можно соединиться личностно: Он действительно присутствует на алтаре в реальности Своего Тела и Своей Крови. В евхаристической Жертве мы можем войти в соприкосновение — таинственным, но реальным образом — с Его личностью, припадая к неиссякаемому источнику жизни Воскресшего.
Такова дивная истина, дорогие друзья: Слово, ставшее плотью две тысячи лет назад, присутствует сегодня в Евхаристии. Вот почему год великого юбилея, в течение которого мы празднуем тайну Боговоплощения, не может не быть и годом? особенно евхаристическим?.
Евхаристия — таинство присутствия Христа, Который дарует Себя нам, потому что любит нас. Он любит каждого из нас личностным и уникальным образом в конкретной повседневной жизни: в семье, среди друзей, в учебе и труде, во время отдыха и развлечений. Он любит нас, когда наполняет свежестью дни нашего существования, но также и тогда, когда в часы страданий Он попускает, чтобы на нас обрушились испытания: ведь даже через самые суровые испытания Он дает нам услышать Свой голос.
20 августа 2000 г.