Русская линия
Русская мысль Р. Шухевич10.04.2002 

Паломничество по Европе

На днях мы вернулись из Рима, куда ездили на Всемирные дни молодежи. Поездку организовал петербургский кафедральный католический храм Успения Пресвятой Девы Марии, который давно стал местом самого тесного сотрудничества между ликами. Есть здесь и клуб анонимных алкоголиков, и общество? Militia Dei?, в цели которого входит помощь тем, кто попадает под влияние сектантов. А еще можно найти простое человеческое общение. В такое общение вылилось и наше паломничество в Рим.
В паломничестве приняли участие как прихожане Успенского храма, так и православные члены Английского клуба — добровольной организации при приходе, занимающейся? самообразованием с английским уклоном?.
Паломническая сторона поездки состояла прежде всего в том, что каждый день в автобусе и на остановках мы читали совместные молитвы. Вскоре начался и живой экуменический католическо-православный диалог.
Белорусско-польская граница встретила нас недружелюбными белорусскими таможенниками и пограничниками. Сразу же обнаружились сложности с визой у нашего руководителя — сестры Иоланты с Филиппин. Белорусские стражи порядка имеют, как стало мне известно из рассказов белорусов, особый циркуляр об отлове? лиц афро-азиатской национальности?, направляющихся в Европу.
С Божией помощью границу преодолели и оказались в Польше. Контраст с Белоруссией почувствовали сразу же в приграничном городке Тересполе: дома здесь куда богаче, а люди более сытые и веселые. И на дорогах перестало трясти. Зато везде слышна русская речь. Обращаешься к прохожему: ?Шпрехен зи дойч? А он тебе по-русски: ?Нет, по-немецки не говорим?. Улыбчивые и доброжелательные прохожие охотно вступали в диалог. Так, на собственном примере я убедился, что слухи о неприязненном отношении поляков к русским сильно преувеличены.
Через восемь часов пути мы добрались до места, куда мечтает попасть любой верующий из Восточной Европы, — в Ченстохову. Польские монахи оказали нам радушный прием в местном монастыре. Огромное впечатление на нас произвел храмовый комплекс иконы Матери Божией Ченстоховской, знаменитой на весь мир. Перед общей для православных и католиков святыней (Русская Православная Церковь совершает празднование этой иконе 6 марта по старому стилю) на коленях молились почти все члены нашей группы.
Следующую ночь мы провели в пути, а наутро оказались в предместье Вены, в монастыре Св. Архангела Гавриила. Сразу же почувствовали германскую строгость и сдержанность во время приема: хотя хозяева были очень радушными, польского гостеприимства у них не было. Подумали: ?Быть в Австрии и не быть в Вене?! Нет, это невозможно?! Полчаса на электричке — и мы в столице бывшей империи.
Еще ночь в пути — и мы в Падуе. Здесь впервые встретили мы паломников из всей Европы. Приложились к мощам св. Антония Падуанского, побродили по узким улочкам, посмотрели на широкие улыбки падуанцев.
В российской прессе давно пишут о гостеприимстве и русофильских настроениях итальянцев. Но мы никак не ожидали, что все это настолько соответствуют действительности. В Падуе в первом попавшемся кафе оголодавших молодых русских паломников бесплатно покормили хозяева, а несколько дней в семьях в деревне Вилла-Нова пролетели для нас как один чудный миг. И праздник здесь для нас устроили — и поражались русской выносливости: мы две тысячи километров в автобусе тряслись без нормального сна, а тут прыгали больше всех. И все как один спозаранку встали. Лишь через день начались расспросы и разговоры, порой откровенно смешившие: ?У вас есть в России музыкальные центры? Знаете ли вы, что такое оливки? Как вам наши пицца и спагетти?
О том, что наша поездка — все же паломничество, напоминали нам службы в местной церкви. Поют они удивительно красиво. Но и мы лицом в грязь не ударили, и песнопения на русском языке местным жителям очень понравились.
Присутствие Бога ощутить можно было не только в храме. Бог и здесь, рядом, повсюду. В людях, окруживших нас теплотой и заботой, в красоте итальянской природы, в чудесной красоте венецианских храмов и дворцов.
Приехав в Рим, мы сразу поняли, что здесь прибыли? все флаги в гости?. Встречали молодежь всех цветов и оттенков со всех концов Земли. За четыре дня мы уже привыкли к гостеприимству падуанцев. Поэтому оказаться поселенными на каменном полу в помещении бывшего детского сада было не очень приятно. А рядом в ангаре жили с полсотни чернокожих паломников из Кот-Д'Ивуара. Первоначально относились к ним с опаской, думая, что у них все же другая культура, другие обычаи, другой цвет кожи. Но через три дня немного сдружились. А один паломник из нашей группы сказал: ?Еще неделя, и мы забудем, что познакомились с ними всего лишь несколько дней назад?.
Помимо отсутствия горячей воды и плохого питания веселила меня вежливая, но настойчивая опека организаторов-итальянцев. Один из попутчиков моих сетовал: ?Вот, поселили в каком-то бараке, даже дверей нормальных нет. Да еще и ночами с фонариком и ротвейлером пересчитывают, чтобы никто не убежал?.
Паломничество предполагает организацию, но ее почти не было. А когда была, то ее место тут же занимала самоорганизация: катехизацию можно пройти и в Петербурге, а катакомб, где молились и совершали богослужения первые христиане, или Тирренского моря в Петербурге не найдешь. Самостоятельно посетили мы Ватикан, где в гротах захоронены тела многих первосвященников. Собор Святого Петра оглушил нас божественным величием, особенное впечатление производит тот момент, когда видишь, как через боковые нефы тянутся бесконечные вереницы паломников и туристов.
Не меньшее впечатление производит базилика Санта-Мария-Маджоре, где находятся остатки яслей, в которых лежал Христос. Рим, надо заметить, предстал перед нами не только во всем величии зданий, в улыбчивости и радушии итальянцев, но и в толпах галдящих паломников. Из-за обилия красно-белых флагов у нас создалось впечатление, что вся польская молодежь на эти пять дней переехала в Рим.
Кроме обилия паломников-поляков поразило также и количество украинцев, проживающих в Италии нелегально. И все без исключения доброжелательные и словоохотливые. Спрашиваю:
— Вы откуда?
— Со Львовщины. Приехал сюда на заработки. Италия — единственная страна, которая не депортирует, если нет вида на жительство. Спать можно под открытым небом, а международная католическая организация? Каритас? бесплатно кормит. Все, что заработаешь, — отправляешь домой. На те сто долларов, которые я высылаю раз в месяц, живет моя семья из шести человек!
— Думаете возвращаться?
— Конечно. На родину тянет. Раз в неделю собираемся в кафе, слушаем родную речь, поем русские и украинские песни. Если домой приедешь, там работы нет.
Гвоздем программы нашего странствия стал поход на поле под Римом, называющееся Тор-Вергата. Организаторы постарались, чтобы этот путь не был для нас легким: 15 километров пешком тащили мы на себе тюки с едой на два дня, спальными мешками и одеждой. А как раз в этот день температура воздуха дошла до 47 градусов. С двух сторон стояли пожарные машины и щедро нас поливали водой, но одежда сохла мгновенно. Еду и минеральную воду свободно раздавали на обочинах, а поэтому за всеми нами тянулись горы мусора.
На Тор-Вергате нам предложили расположиться в синем секторе, где речь Папы транслировалась и по-русски. Старческий голос Иоанна Павла II говорил о самом главном. Представьте себе: на поле собралось два миллиона человек со всего мира. Вряд ли можно вообще словами передать то чувство, которое охватывает тебя, когда видишь огромное поле рук, приветствующих Папу. И ощущаешь себя частичкой огромного целого. Христианского мира. Заснуть и проснуться пришлось в мокрых от росы спальниках. Пришли к общему выводу: ?Первую ночь за двенадцать суток по-человечески выспались. А то все либо мало, либо в автобусе?.
Отъезд из Рима проходил несколько по-будничному, хотя во время прощального ужина в одном из монастырей все вновь почувствовали итальянскую доброту и гостеприимство. Печально было уезжать из такой теплой Италии, где живут такие теплые итальянцы. На следующее утро нас встретила более холодная Германия. Мюнхен, Берлин.
Завершилось наше паломничество где-то между Берлином и Брестом. Возвращение домой было не таким интересным, но, главное, многие из нас чувствовали на себе доброту Божию, позволившую увидеть все то, что мы увидели. За что и благодарили мы Бога все вместе на обратном пути.
Рим — Санкт-Петербург


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика