НГ-Религии | Александр Николаев | 10.04.2002 |
Завершившийся Собор принял несколько документов, которые являются четким ответом на вопрошания времени и общества. Безусловно, декларацией позиции Церкви следует считать «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», изложенные в докладе митрополита Минского и Слуцкого Филарета и одобренные Собором.
Данный документ в первых же строках весьма четко артикулирует положения, которые по целому ряду причин из церковной лексики последних лет исчезли.
«Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные… В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы».
Далее подробно говорится о природе церковного единства, причинах отпадения человека или группы от Церкви и возможностях воссоединения. Даются разъяснения понятию «отлучение», которое все чаще встречается в речах правых клерикальных деятелей и которое в обыденной речи почти приравнялось к духовной казни.
«Отлучая от общения своего члена, запечатленного ею в день его Крещения, Церковь надеется на его возвращение. Она рассматривает само отлучение как средство духовного возрождения отлученного».
Собор призвал вдумчиво и с пониманием относиться к тем, кто в различные эпохи отпал от церковного единства: «Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя, пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1−2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие».
Если в рамках секулярного сознания нового времени терпимое отношение к инаковости постепенно вошло в норму, хотя и несет порой отпечаток светского лицемерия, то в вероучительной сфере терпимость — явление более трудное, так как речь идет не о сиюминутных интересах, но об Истине.
Собор декларирует, что «Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия», при том сохраняя твердую убежденность в том, что Православная Церковь «сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви».
В свете многолетней эскалации национально-патриотической риторики, неоднократных призывов со стороны «патриотов» замкнуть православие в рамках «национальной традиции» чрезвычайно важна четкая формулировка, принятая Собором. Это ответ здоровых сил Церкви, нашедших в себе мужество стойко продекларировать базовые позиции, присущие христианству, несмотря на охранительные тенденции времени.
«Православие не является „национально-культурной принадлежностью“ Восточной Церкви. Православие — это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви… Православная Церковь, смиренно свидетельствуя о том, что она хранит истину, в то же время помнит обо всех исторически возникавших соблазнах».
Собор нашел верный тон и в отношении проблемы разобщенности христиан, длящейся уже почти 1000 лет: «Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом. Трагедия разделений стала серьезным видимым искажением христианского универсализма, препятствием в деле свидетельства миру о Христе. Ибо действенность этого свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин».
Говоря о разделении, Церковь подчеркивает, что не согласна с целым рядом положений, которые призваны оправдать или трактовать отсутствие единства: «Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. Подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные „модели“ единства представляются неприемлемыми».
Диалог с инославными есть основной путь, предложенный Собором, диалог, в котором сочетаются догматическая твердость и братская любовь: «Свидетельство не может быть монологом — оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только „отверстые уши“, но и „расширенное сердце“ (2 Кор. 6.11)».
В документе говорится о создании в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров, групп и программ, о регулярном проведении совместных богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмене делегациями, публикациями и взаимном информировании, о совместных издательских программах, обмене специалистами, преподавателями и богословами.
Диалог должен вестись и по широкому спектру проблем взаимодействия Церкви и мира, в том числе и совместная работа в сфере служения обществу.