Русская линия
НГ-Религии Олег Недумов10.04.2002 

Теократия как высшая форма государственности
Социальная доктрина РПЦ раскрывается по мере приближения Архиерейского Собора

Ввиду важности более подробного освещения социальной доктрины РПЦ мы решили дополнить интервью митрополита Кирилла изложением некоторых моментов его выступления во время съемок телевизионной передачи «Канон». Она будет показана в день открытия Архиерейского Собора. Митрополит Кирилл вновь обратился к теме социальной доктрины Русской Церкви. Несмотря на то что владыка подробно ответил на вопросы «НГ-религий», касающиеся этой темы, мы считаем своим долгом дополнить его интервью, поскольку, на наш взгляд, митрополит Кирилл сообщил много нового.
На вопрос, может ли Церковь согласно доктрине признать ту или иную форму государственного устройства наиболее соответствующей ее принципам и учению, митрополит Кирилл дал довольно неожиданный ответ.
Он подчеркнул, что на первый взгляд Церковь пребывает над всеми этими государственными устроениями. Ее должен заботить в первую очередь духовный строй жизни. Церковь обращена только к единственной цели — человеческому спасению. Казалось бы, форма государственного устройства здесь не имеет существенного значения. Однако тщательное изучение Священного Писания и святоотеческих творений, по словам владыки, привело возглавляемую им группу к пересмотру этой точки зрения. Владыка считает, что в Священном Писании совершенно очевидно выражено, что наивысшим с религиозной точки зрения государственным строем является теократия. В древности теократической формой власти было правление судей в Израиле.
Судей нельзя даже назвать собственно правителями. Скорее они были вождями, которые управляли своим народом от имени Божия. Большинство судей одновременно были и пророками, особо духовно просвещенными людьми. Их задача заключалась в том, чтобы Божью правду в отношении мира и человека передавать конкретно израильскому обществу. Именно такая форма является с религиозной точки зрения наивысшей. Однако она, по мнению владыки, требует соответствующего нравственного состояния общества.
Если сравнивать монархию и судейство, то судейство, конечно же, религиозно более возвышенно. Но судейство не могло существовать в таких нравственных и духовных условиях, которые не воспринимали сам принцип теократии судейства. Произошел нравственный упадок еврейского народа, и в результате появилась монархия. Но она также является богоучрежденной формой правления. Если сравнивать монархию с республикой, то республика в религиозном смысле — еще более низкая ступень государственного устройства. Потому что в Священном Писании о республике вообще ничего не говорится. Это — целиком и полностью человеческое изобретение.
Из всего этого владыка делает вывод, что всякие формы и методы управления государством прямо обусловливаются нравственным состоянием общества. Если в нынешних нравственных общественных условиях начать искусственно создавать монархию, то тем самым будет создана карикатура и скомпрометирована сама идея. Поэтому в доктрине нет призыва к реставрации монархии или судейства.
Митрополит Кирилл также отметил, что в разработанной доктрине подробно прописаны механизмы взаимоотношений Церкви с различными ветвями государственной власти. В ней оговаривается, что иерархический уровень тех или иных представителей Церкви должен соответствовать статусу государственных учреждений и служащих, с которыми они поддерживают контак ты.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика