Русская линия
НГ-Религии Н. Ермаков09.04.2002 

В Москве открыт Еврейский центр
В конфликте вокруг должности главного раввина России Владимир Путин, похоже, принял сторону Берл Лазара

Хасидизм (от евр. «хасид», т. е. «любящий Бога», «благочестивый») — религиозно-мистическое движение в иудаизме, возникшее в начале XVIII века у евреев Западной Украины. У истоков его стоял Израиль бен Элиэзер (1700−1760), прозванный также «Баал Шем Тов», что означает «обладатель доброго имени» или «добрый чудодей». Он родился в бедной семье, много странствовал по родной Подолии, Волыни и Галиции, будучи знахарем и писцом амулетов. Повсюду привлекал людей своими проповедями и поучениями. В качестве признанного духовного вождя нового движения он поселяется в подольском местечке Меджибож, куда уже при его жизни стали стекаться десятки тысяч его почитателей и учеников. Продолжателями его дела и учения были Дов-Бэр, Леви-Ицхок, Шнеур-Залман, его сын Шмуэль Шнеерсон и многие другие. В самое короткое время движение охватило большинство еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии. Уже среди второго и третьего поколений последователей движения появились различные направления и толкования хасидизма. Направление, основанное Шнеур-Залманом, получило название «хабад». Его центром стало местечко Любавичи, а в наши дни — Нью-Йорк. Сущность религиозно-философского учения хасидизма заключается прежде всего в принципе своеобразного «религиозного пантеизма», признающего, что весь мир — это проявление Божества. Бог присутствует везде, даже в самых обыденных вещах. Отсюда следует, что ничто не может считаться абсолютным злом, это только непонятное обычному человеку проявление божественного. Считается, что божественную сущность вещей человек может достичь внутренним духовным оком. Высказывается даже исключительно смелая мысль о слиянии человека с Божеством не посредством досконального изучения Закона, доступного только немногим, а посредством восторженной молитвы. Утверждалось, что любой поступок может стать делом Божиим, если человек, его совершающий, ощущает, что его ведет десница Господа. Особую роль в хасидизме играет духовный вождь — цадик (евр. — «праведник»). Считалось, что этот человек, обладающий даром пророчества, является посредником между Богом и людьми. Из философии хасидизма вытекает и его этика. Все добро имеет божественный характер, причем не отрицается набожность ни у нехасидов, ни у неевреев. Любовь к Богу и любовь к ближнему тождественны. Все люди равноценны, а грешник — лишь заблудший брат. Помогать надо всем. Основными добродетелями хасиды признают скромность, радость и воспламененность. Скромность проистекает из того что все в мире — творение Бога. Радость — отражение того, что Господь все создал для блага человека. Любое дело можно и нужно делать с радостью. Поэтому вокруг отдельных цадиков культивируются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Воспламененность — это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого доброго дела, рассматривая его как Божье. Досье составлено по материалам словаря «Религии и народы современной России».
В Москве в Марьиной Роще 19 сентября состоялось открытие еврейского общинного центра «Бейс Менахем». В нем приняли участие президент РФ Владимир Путин и главный раввин России Берл Лазар. Среди приглашенных присутствовали известный предприниматель Роман Абрамович и губернатор Самарской области Константин Титов, а также известный политический и общественный деятель Израиля, председатель партии «Исраэль ба-Алия» Натан Щаранский.
В своем выступлении президент РФ сказал: «Духовное возрождение нашей страны невозможно без понимания того, что культура России складывается из богатства традиций всех веками проживающих на этой территории людей… Без опоры на них, без этой животворной связи времен и культур мы не можем строить наше будущее, не можем понять настоящее… Взаимопроникновение культур, переплетение и развитие национальных традиций — это то, что обогащает нашу жизнь, делает нашу страну духовно сильной, уверенной и богатой».
Путин вспомнил, что в свое время в Петербурге он принимал участие в открытии первой еврейской школы для мальчиков. Он также подчеркнул, что совсем недавно, борясь с эмиграцией, «загоняли людей в подполье для изучения родного языка». «Кто же здесь жить будет?» — заметил при этом Путин.
Новый Еврейский общинный центр стал первым в Восточной Европе. Он возведен на месте деревянной синагоги, построенной в 1927 г. и сгоревшей при пожаре в 1991 г. Строительство центра продолжалось четыре года и велось на средства общины и спонсоров. Весь первый этаж здания отведен под ресторан с кошерной пищей, второй и третий занимает синагога, которая сможет принять более двух тысяч верующих.
В здании Еврейского общинного центра разместятся также резиденция главного раввина России и офисы Федерации еврейских общин СНГ. Здесь же будет находиться крупнейшая в Москве библиотека, где будут собраны книги по культуре еврейского народа.
Присутствие на церемонии президента Путина говорит о том, что в противостоянии между Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) и Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) российское руководство приняло сторону последнего.
Напомним, что главным предметом разногласий между КЕРООР и ФЕОР стала должность главного раввина России: если первый продолжает поддерживать Адольфа Шаевича, то вторая настаивает на признании главным раввином Берл Лазара.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика