Коммерсант | Берл Лазар | 09.04.2002 |
18 сентября мы отмечаем день рождения основателей хасидизма рабби Исроэля Баал-Шем-Това и рабби Шнеура-Залмана из Ляд, автора книг «Тания» и «Шулхан Орух». Знаменательно, что оба основоположника хасидизма родились в один день в последний, «итоговый» месяц года — Элул.
Важное место в хасидизме отводится тшуве, раскаянию и возвращению на пути Всевышнего. До появления хасидизма полагали, что раскаяние всегда связано со строгим настроением, слезами, постами. «И каяться можно с радостью и весельем, с танцами и душевным подъемом», — утверждает хасидизм. Ведь в Торе сказано: «Служите Всевышнему в радости». В этом заключается особый подход хасидизма, сумевшего осветить необычайным светом и радостью все этапы жизни.
Может показаться, что такой подход — легкий подход к жизни. Не бери ничего близко к сердцу. У тебя тяжело на душе? Вспомни подходящую хасидскую пословицу или поговорку, улыбнись, и все будет в порядке. Но это лишь поверхностный взгляд на философию хасидизма. Серьезно, глубоко изучающий это учение знает, что все гораздо сложнее. Действительно, хасидизм учит видеть во всем только положительное. Это не значит, что он отрицает наличие дурного в мире. Но он учит, что со злом следует бороться увеличением добра. Чем больше будет добра, тем меньше останется места для зла. Можно, конечно, поставить своей целью очистить мир от зла, но может случиться, что жизнь того, кто слишком много занимается этой деятельностью, в конце концов окажется посвященной злу.
Идеи хасидизма весьма актуальны в наше время, когда в силу разных обстоятельств тысячи людей заинтересовались своими корнями, своими традициями. Пробудить в этих людях раскаяние и желание следовать заповедям Всевышнего можно двумя путями. Либо объяснить им, как глубоко они заблуждались и грешили до сих пор, либо показать им, насколько истинны и величественны идеи Торы, насколько важно сделать свою жизнь духовной. В обоих случаях могут быть достигнуты желаемые результаты. Однако в первом велика опасность остановить при этом человека в глубокой грусти, депрессии. Точно также обстоит дело с самоощущением каждого из нас. Мы можем, подводя итоги уходящего года, исследовать все свои недостатки и при объективном анализе прийти к выводу, что их больше, чем достоинств. Вряд ли такой результат позволит нам войти в новый год с оптимизмом, в хорошем расположении духа. Предпочтительнее поставить перед собой задачу прожить следующий год так, чтобы в духовном смысле он превзошел уходящий.