Коммерсант | Федор Котрелев | 09.04.2002 |
В минувшее воскресенье папа римский Иоанн Павел II возглавил состоявшуюся в Ватикане торжественную церемонию канонизации пяти религиозных деятелей XVIII—XX вв.еков. Среди новопрославленных оказались и два папы — Пий IX и Иоанн XXIII. Мировая пресса, обычно безразличная к подобного рода событиям, на сей раз откликнулась на канонизацию волной критики. Главным ее объектом стала личность папы Пия IX.
Вместе с двумя папами к лику местночтимых святых (в католической церкви практикуется две степени святости: «беатус» — местночтимый святой и «санктус» — собственно святой) были еще причислены итальянский епископ Томмазо Реджо (1818Ђ1901), французский священник Гийом Жозеф Шаминад (1761Ђ1850) и ирландский аббат Колумба Мармион (1858Ђ1923). Однако настоящую полемику вызвало лишь прославление пап.
Имя папы Иоанна XXIII связано в истории католичества прежде всего со II Ватиканским собором. Находясь на ватиканском престоле всего пять лет (1958Ђ1963), Иоанн XXIII сумел созвать и начать проведение поместного собора, который, по словам католических историков, ознаменовал для католичества «приход новой весны». Выражалось это в провозглашении более мягкой позиции в отношении раскола христианских церквей, готовности к межцерковному диалогу и призыве развивать социальную доктрину церкви.
На фоне прославления «доброго папы» беатификация Пия IX показалась многим представителям либеральной общественности просто вызовом. Папа Пий IX (1792Ђ1878) считается ватиканским долгожителем: он пребывал на папском престоле дольше всех понтификов в истории католичества — с 1846-го по 1878 год. Но, конечно, не это вызвало возмущение критиков Ватикана. Пий IX считается яростным противником процесса объединения Италии, который особенно активно развивался во второй половине XIX века. Он был инициатором и главой I Ватиканского собора, провозгласившего столь непопулярные в мире догматы, как первенство римского епископа перед всеми остальными в мире и папская непогрешимость. И, наконец, особо негативное звучание канонизации Пия IX придают нетерпимость его к евреям, гонения на них и ставшая притчей во языцех история о похищении еврейского мальчика.
В 1851 году в семье болонских евреев Леви-Мортара родился мальчик Эдгардо. В возрасте полутора лет ребенок заболел и, находясь при смерти, был тайно крещен католическим священником. Мальчик остался жив и воспитывался ничего не подозревавшими родителями по всем традициям иудаизма. В 1858 году церковная полиция, узнав о факте крещения еврейского мальчика, арестовала его, заявив, что он христианин и должен воспитываться по-христиански. Эдгардо Мортара был принят лично папой Пием IX и уже никогда не вернулся в лоно семьи.
Дело Мортара получило сильный резонанс в мире. Однако ни возмущение еврейских общин, ни личное вмешательство Наполеона III не заставили Пия IX вернуть мальчика родителям.
С осуждением канонизации Пия IX выступили практически все израильские и большинство либеральных европейских газет. Все они публикуют заявления не только еврейских религиозных деятелей, но и политиков. В частности, израильский министр диаспоры Михаэль Мельхиор заявил, что «глубоко огорчен прославлением папы, приветствовавшего насильственное изменение вероисповедания». Ватикан уже заявил, что не расценивает слова Мельхиора как официальную позицию правительства Барака. Официальная же позиция Ватикана была озвучена папой Иоанном Павлом II в его воскресной проповеди. «Святость живет в истории, и никто из святых не свободен от несовершенства нашей человеческой природы. Причисляя своего сына к лику святых, церковь прославляет не какие-то его частные ошибки, а призывает почитать его добродетель в целом и подражать ей», — сказал папа.