Русская линия
НГ-Религии М. Шевченко09.04.2002 

Умирающая надежда студентов
Диакон Александр Мусин уволен из Санкт-Петербургской академии по собственному желанию и сблагодарностью

Ситуация в Санкт-Петербургских духовных школах должна быть великой радостью для всех, кто хотел бы полностью лишить простых верующих Русской Православной Церкви права на свободу выражения собственного мнения по церковным вопросам.
Подобное право остается за теми, кто собирается насаждать в Церкви обрядоверие, сектантское сознание, римо-папистскую ересь об абсолютной власти епископата, превращать Церковь в заложницу своих политических национал-патриотических игрищ. Им позволено все: продавать в храмах политические брошюры (типа книг Олега Платонова «Россия под властью масонов») и журналы типа «Русского дома», разжигать украинофобию и ненависть к представителям других конфессий, даже создавать полувоенные, полукриминальные формирования (вроде казачьих организаций).
Те же, кто наивно полагал, что богослужение не просто языческая мантра, что его слова должны и могут иметь реальный отклик в умах верующих вплоть до буквального понимания (на вопрос «достоин?» может последовать ответ «не достоин!»), что каноны еще хоть что-то значат в РПЦ, что высшая церковная власть готова открыто, по-христиански рассматривать внутрицерковные конфликты, выслушивая все стороны, — ошиблись. Им теперь уготованы прозвища «неообновленцев» и «раскольников».
А вот как реагируют на происходящее некоторые высшие иерархи РПЦ.
«Телеграмма митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона ректору Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископу Тихвинскому Константину» была получена еще 16 июня, но вывешена в коридорах Академии только 14 сентября.
«Из письма группы студентов СПбДА, переданного по факсу в ставропольскую Духовную семинарию, узнали о беспрецедентном происшествии, случившемся в храме Академии при хиротонии иеродиакона в иеромонаха в день Вербного Воскресения.
Хотелось бы передать авторам этого письма следующее — постыдно и кощунственно послушникам студентам командовать Архиереем и Ректором, указывать, кого следует рукополагать, а кого нет. Когда придет время рукополагать вас, с каким чувством вы, „смиренные послушники“, а точнее, досадители епископу, будете подходить к своему Архипастырю.
Страшно, если кощунники, подобные этим, для которых Божественная Литургия и таинство хиротонии, — время бесчинного митинга и хулиганской демонстрации, окажутся в священном сане. Их хулиганские действия уже сейчас позволяют высказать в их адрес „анаксиос“ и анафема. Нельзя ли узнать, кто финансирует этих безумцев?
С любовью о Господе,
Митрополит Гедеон. 16 июня 2000 г.».
Что сказать? Теперь, как известно, стало страшно обсуждать слова, произнесенные «князьями Церкви». Так что запрет со стороны владыки Гедеона простым верующим высказывать свое мнение о кандидатах в священники оставим без комментариев.
Но его слова о «бесчинном митинге и хулиганской демонстрации» и о «финансировании студентов» свидетельствуют о той лжи, которая была пущена в отношении ребят и преподавателей их оппонентами. Надеемся, что со временем митрополит Гедеон все-таки разберется в происшедшем.
Возможно, ему поможет в этом комиссия, которая, верится, все-таки будет создана Синодом для объективного расследования происшедшего. Если выяснится, что имел место «митинг», «бунт», «финансирование», что «либеральная пресса» (и «НГ-религии» в первую очередь) оклеветала священноначалие, то и студенты, и преподаватели, и журналисты готовы понести церковное наказание.
А если выяснится обратное?
Одновременно было вывешено следующее распоряжение, возможно, принятое задним числом:
Распоряжение N 38 от 30 августа 2000 г. по учебной части:
«За несоответствие духу и целям школы отчислить нижеследующих учащихся:
1. Мельника Виктора — III курс
2. Собченко Владимира — I курс
3. Бортника Сергея — 3А класс
4. Шорина Димитрия — 3А класс
5. Левыкина Дениса — 3А класс
6. Сушко Владимира — 2Б класс
7. Чумака Ивана — 1Б класс
8. Залецкую Ольгу — 2 рег. класс
9. Хрущеву Анастасию — 2 рег. класс.
Основание: резолюция Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира: „Полностью согласен с мнением Вашего Преосвященства, поддерживаю предложение об отчислении из числа учащихся перечисленных лиц, показавших полное нарушение дисциплины, послушания, смирения и нежелание учиться в согласии с уставом Духовных школ. Церкви нужны преданные и стойкие служители, а не обновленцы, раскольники и смутьяны. Митрополит Владимир. 26 августа 2000 г.“.
Ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии Епископ Тихвинский Константин».
Основание к отчислению — не поведение учащихся и их «злой умысел», а резолюция, мнение митрополита. Очевидно, к 26 августа на имя митрополита епископ Константин подал некий рапорт, где представил действия студентов в определенном свете. Текст рапорта не известен. Степень участия отчисленных студентов в «анаксиосе» различна.
Так, Чумак вообще за этой литургией не присутствовал, отчислен только за то, что ухаживал за Ольгой Залецкой и не отрекся от нее, когда от него этого потребовали. Достоин внимания и этнический состав отчисленных. Отчетливо проглядывают антиукраинские настроения самого ректора и рукоположенного им Игнатия Тарасова.
Ректор отнял половину лекционных часов у преподавателей, которые так или иначе выразили свое несогласие с его мнением.
Часы отобраны у архимандрита Ианнуария (Ивлиева), ведущего специалиста по Новому Завету, члена комиссии по канонизации святых РПЦ протоиерея Георгия Митрофанова, ведущего специалиста по истории РПЦ, который вообще лишен чтения курсов лекций в Академии, за ним оставлена только семинария. У диакона Игоря Ивонина, у Александра Маркидонова сократили часы. Причем это произошло после официального утверждения сетки часов на ученом совете 6 сентября. Ректор сам вызывал указанных преподавателей и принудил их отказаться от часов.
Лишен должности воспитателя во 2-м классе заведующий библиотекой СПбДА игумен Стефан Садо, протоиерею Георгию Митрофанову и протоиерею Александру Сорокину после окончания классного руководства в выпущенных в этом году классах вопреки традиции не было предложено должности воспитателей.
Отобранные часы прежде всего переданы другу ректора архимандриту Никону Лысенко и назначенному из Москвы старшему помощнику проректора по воспитательной работе иеромонаху Дамиану (которого студенты уже окрестили — отец Диоклетиан). Он уже успел прославиться, заявив студентам, что «СПбДА — гнойник на теле РПЦ» и он прислан его удалить.
Возгласом последней надежды на справедливость звучит «Обращение части отчисленных студентов Санкт-Петербургской духовной академии».
«Дорогие отцы, братья и сестры!
Потеряв всякую надежду на христианское разрешение и умиротворение администрацией и Ректором СПбДА сложившейся ситуации, мы вновь обращаемся к вышестоящим компетентным церковным инстанциям с просьбой о помощи. Нас, студентов Духовной академии, в нарушение ее действующего устава самолично отчислил из состава учащихся Владыка Ректор без объяснения причины, без приказа, утвержденного ученым советом Академии, а по клеветническому письму.
Приехав в Санкт-Петербург 7 сентября, мы были выкинуты администрацией Академии на улицу без средств к существованию и без крыши над головой. Кроме того, нам без всяких объяснений несколько дней не выдавали нашу собственность, личные вещи и личные документы, стремясь таким образом довести нас до отчаяния и вынудить оклеветать самих себя принесением ложного покаяния, что и было сделано частью отчаявшихся студентов.
Недостойный кандидат в священнослужители монах Игнатий (Тарасов), почувствовав себя на вершине власти, продолжает расправляться со студентами, запугивая их отчислением и другими прещениями за их несогласие с его рукоположением и за их общение с выгнанными товарищами.
Бухгалтер Академии монахиня Ника (Мартинчук) требует от всех учащихся чуть ли не буквально брать у нее благословение, а также полнейшего ей подчинения вплоть до необщения с теми или иными неугодными ей лицами. Все это вызывает в нашем сердце боль, но не за себя и свое будущее, а за Духовную академию и за тех ребят, которые там остались учиться. Ибо это сильно напоминает нам годы гонений на верующих, когда изгонялись преподаватели и студенты Духовных школ и запрещались в служении священнослужители.
Поэтому, чтобы не повторялись печальные ошибки прошлого и не восторжествовала несправедливость, мы решились еще раз смиренно просить нашего отца Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священный Синод Русской Православной Церкви и Учебный Комитет при Священном Синоде Московского Патриархата разобраться в этой ситуации, восстановить нас в составе учащихся и посодействовать христианскому умиротворению в СПбДА.
13 сентября 2000 г.».
Диакон же Александр Мусин уволен в итоге из Академии по собственному желанию, с выплатой денег по сентябрь и объявлением благодарности с записью в трудовую книжку.
Студенты же просто вышвырнуты на улицу.
Такая вот печальная история…


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика