НГ-Религии | 09.04.2002 |
То, о чем я сейчас скажу, родилось не вдруг. Это плод давнишних моих размышлений и переживаний. Поводом послужил разговор с моим знакомым, тоже считающим себя христианином, который заявил (вполголоса), что, возможно, для восстановления православной монархии нужно будет пожертвовать половиной (!) населения России, а на мой вопрос — кем собирается он жертвовать, собой или кем-то другим, был дан ответ — теми, кто восстановлению этой монархии будет противиться (при этом пошли ссылки на Ивана Ильина, весьма сомнительный авторитет для церковного человека).
Моим собеседником был интеллигентный молодой человек, кандидат наук, хороший семьянин и, что самое главное, регулярно участвующий в богослужениях и таинствах Церкви; так откуда такие мысли? Все очень просто. Его любимое чтение — это Платонов, но не Андрей, а автор «исторического» труда «Терновый венец России» и журнал «Русский Дом».
С этим журналом, а также с одноименной телепередачей я знаком давно, около трех лет. Имея с 1989 г. кое-какой опыт в чтении политических газет, я сразу почувствовал, что за силы стоят за ним: в первом попавшемся мне в руки номере вслед за статейками о жизни православных верующих была помещена обширная статья г-на Рогозина, тогдашнего председателя Конгресса русских общин (или интервью с ним, не помню точно). Тогда же я понял, что «Русский Дом» — политический журнал, отражающий точку зрения шовинистических кругов, православная же символика используется в качестве орнамента; в дальнейшем я лишь утверждался в своей первоначальной точке зрения. Но было одно обстоятельство, которое меня неприятно удивило, — это то, что журнал продавался не где-нибудь, а в магазине православной литературы, принадлежащем подворью одного очень почитаемого в России монастыря. На мой вопрос «Почему он здесь продается?» мне ответили, что его хорошо покупают. Тут мне невольно вспомнились слова пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны»: «Пастырю трудно идти против паствы, но и за паствой ему идти тоже не следует».
И вот здесь я коснусь очень серьезной проблемы нашей Церкви. До того момента, когда я пришел в Церковь, я почти не сталкивался с национализмом, разве что в армии, но это отдельный разговор. Оказалось, тема «сионистских» и «масонских» заговоров — одна из основных тем православной молодежи. Создалось впечатление, что православие для них всего лишь признак принадлежности к русской нации, а не истинная вера во спасение через Иисуса Христа для всех людей вне зависимости от национальной принадлежности. Так что аналитики из «Русского Дома» верно рассчитали, что найдут сочувствие в среде православных неофитов. Казалось бы, дело духовенства — убеждать верующих в несовместимости христианства и национализма как одного из проявлений человеконенавистничества, однако большая и, что самое печальное, молодая часть духовенства сама придерживается националистических убеждений. Когда я задал вопрос о причинах этого явления профессору МДА А.И. Осипову, то услышал ответ, что это реакция на русофобию в СМИ. А как же тогда заповедь Спасителя отвечать добром на зло, или Иван Ильин нам ближе и понятнее?
В этой связи не могу обойти молчанием просветительскую деятельность Сретенского монастыря в Москве. Прямо скажу — у меня она вызывает неоднозначную оценку. С одной стороны, издательство монастыря печатает очень полезную литературу, с другой — в книжной лавке «Сретение» мне попадалась литература ультранационалистического толка, как правило, без указания издательства, и я лишь могу надеяться на то, что появилась она в продаже в обход наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Однако далеко не случайно, что именно вокруг Сретенского монастыря группируются те, кто считает возможным рядом с творениями святых отцов класть такого рода литературу, в первую очередь потому, что отец Тихон сам является членом редакционного совета журнала «Русский Дом».
Мне часто говорят: «Где еще можно услышать священника?» (имеется в виду телепередача «Русский Дом»). Однако опасность состоит в том, что вместе со словом священнослужителя, который рад малейшей возможности рассказать о своей вере и вере Церкви большой аудитории, слушатель проглатывает и слово генерала КГБ Леонова, а именно это и есть главная цель создателей проекта «Русский Дом», и священники, принимающие участие в нем, должны четко понимать свою ответственность за то, что зрители (или читатели) будут воспринимать Евангелие через призму «Русского Дома».
Москва