Коммерсант | Берл Лазар | 09.04.2002 |
К читателям газеты «Коммерсант»
Главный раввин России, избранный Конгрессом еврейских общин и организаций, Адольф Шаевич
От всей души поздравляю всех евреев с праздником Суккот. Сказано в Торе: «В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего семь дней… В шалашах живите семь дней… Чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской…»
В память о тех шалашах, в которых жили наши предки во время скитания по пустыне, мы каждый год покидаем наш крепкий дом и перебираемся в ненадежный, шаткий шалаш — сукку. Крыша сукки представляет собой настил из ветвей различных деревьев и не может защитить нас от непогоды, так же как ее стены — от холода и опасностей. Непрочность жилища напоминает нам о том, что никакой самый крепкий дом, самые толстые стены не сберегут нас так, как оберегает нас Всевышний. Глубокий смысл заключается и в том, в какое время отмечается этот праздник. Суккот приходится на время окончания сбора урожая в земле Израиля. В эту пору крестьянин наслаждается плодами своего труда, в доме полное изобилие, и у него нет причин далее находиться на улице. Уход из дома именно в это время дает нам понять, что в первую очередь мы должны возблагодарить Всевышнего за то, что Он послал нам этот урожай, дал возможность получать удовольствие от своего труда. Другой важной заповедью праздника Суккот является заповедь арбаа миним (четырех видов растений). Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день плод этрога, ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Этрог — душистый фрукт, похожий на лимон. Пальмовую ветвь (лулав) берут нераспустившуюся, длинную, тонкую, помещают ее в центр, с одной стороны присоединяют три веточки мирта, с другой — две ветви вербы. Этот «букет» чрезвычайно нагружен символами, главный из которых — единство еврейского народа. В синагоге во время молитвы произносятся благословения над этрогом и лулавом, при этом молящиеся взмахивают ими во все четыре стороны, что символизирует вездесущность Всевышнего.
В праздник Суккот мы наиболее полно возвращаемся к тем дням, когда народ Израиля существовал только властью Всевышнего, питался манной и теми продуктами, которые получал от Всевышнего, и пусть сегодня, сидя в шалаше, мы ощутим всю остроту нашей связи с Господом, что ощущали наши предки, докажем нашу способность отказаться от всех благ и достижений ради сближения с Творцом.