Русская линия
Сегодня А. Макаркин,
О. Пашкова
05.04.2002 

Великие умершие
Святого князя и знаменитого путешественника хоронили не один раз

Могилы известных людей не дают покоя потомкам. Иногда они жаждут забвения малоприятных исторических личностей. Иногда, наоборот, хотят спасти останки от забвения. Так было в 30-е годы, когда в Москве сносились целые кладбища. Например, в 1931 году с кладбища Данилова монастыря на Новодевичье перенесли останки Николая Гоголя, а спустя 8 лет — пианиста и дирижера Николая Рубинштейна. Многим другим похороненным на этих кладбищах повезло меньше — большевики не оценили их заслуг и просто сравняли могилы с землей, а надгробия уничтожили (лишь избранные, наиболее красивые, были перевезены любителями старины в Донской монастырь, где и пребывают по сей день).
Есть случаи возвращения на Родину останков умерших на чужбине. Например, в 1995 году в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге были захоронены останки великого князя Кирилла Владимировича и его супруги Виктории Федоровны. Они умерли в эмиграции, и первоначальным местом их захоронения стал германский город Кобург (великая княгиня Виктория до замужества была принцессой Саксен-Кобург-Готской). Спустя три года в той же усыпальнице была похоронена царская семья, погибшая в собственной стране. В нынешнем году исполнилась воля писателя Ивана Шмелева, завещавшего похоронить себя в Москве в Донском монастыре. Обсуждается вопрос о возвращении на Родину останков балерины Анны Павловой.
Святые мощи
Особая тема — перенесение мощей святых. Издавна считалось, что люди оказывают им больше уважения, если переносят их мощи в храмовые усыпальницы. Первоначально это относилось к христианским мученикам, погибшим в ходе гонений в римские времена, но затем распространилось и на других святых. Так, мощи особо почитаемого в России Николая Мир Ликийских чудотворца были перенесены в средневековье из Малой Азии в итальянский город Бари, где и находятся до сих пор. Примечательно, что в нынешнем столетии святой Николай «исключен» из списков святых Католической церкви, и к его мощам в Италию совершают паломничество только православные верующие.
Широко известно перенесение мощей святого Александра Невского. В 1723 году Петр I издал указ: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного Великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». Речь шла о будущей Александро-Невской лавре в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Замысел царя был понятен — в столице только что провозглашенной империи не было ни одного «своего» святого покровителя. Поэтому император и вспомнил о князе Александре, прославившемся своими воинскими подвигами. Петр лично встречал процессию в Усть-Ижоре, где в 1240 году Александр победил шведов.
Впрочем, перенесения мощей святых не редкость и для наших дней. Несколько лет назад мощи св. Патриарха Тихона были перенесены из малого собора Донского монастыря в большой, незадолго до этого возвращенный Церкви. Впрочем, иногда встречаются затруднения. В Твери было обнаружено захоронение св. архиепископа Фаддея, погибшего в сталинской тюрьме, — верующие люди с риском для жизни еще в 1938 году отметили место тайного погребения владыки. Теперь мощи святителя покоятся в кафедральном соборе Тверской епархии. Но бывают и иные случаи. Так, 83-летний старец митрополит Серафим (Чичагов), причисленный к лику святых как новомученик, похоронен вместе с тысячами других расстрелянных на Бутовском полигоне под Москвой. Поэтому православные приходят помолиться ему к большой братской могиле.
Две могилы Колумба
Христофор Колумб завещал похоронить себя в Санто-Доминго, одном из основанных им городов Америки. Адмирал скончался вдали от Нового Света, в Севилье, усталый и разочарованный неблагодарностью современников. Его невестка вскоре выполнила завещание путешественника, и его останки были захоронены в соборе Санто-Доминго. Дальнейшая история напоминает детектив — у Колумба оказались две могилы. Все началось в 1586 году, когда город был осажден британским корсаром Френсисом Дрейком, местные церковные власти приняли решение стереть все надписи на гробницах, находившихся в соборе. Сделано это было с благой целью — помешать осквернению прахов наиболее видных островитян (с некоторыми из них у британцев были старые счеты). Однако затем надписи так и не восстановили. В 1785 году Санто-Доминго заняли французы, после чего испанцы потребовали передать им останки Колумба. Французский губернатор распорядился вскрыть указанное испанцами место, нашел там урну с прахом (надписи на ней не было, но других урн на указанном месте не было) и передал просителям. Урну торжественно перевезли на Кубу, а затем обратно в Севилью, где она покоится до сих пор.
Казалось бы, все ясно — Колумб похоронен в Севилье, так что его посмертную волю удалось исполнить лишь частично. Однако в 1877 году в соборе Санто-Доминго была обнаружена еще одна урна, но на этот раз с надписью: «Дон Кристобаль Колон» (испанская транскрипция имени и фамилии первооткрывателя Америки). Получается, что в Испанию увезли не тот прах (есть точка зрения, что это было урна с останками сына Колумба). Обрадованные островитяне (к тому времени освободившиеся от французского господства) поместили урну в беломраморную усыпальницу, оставив ее внутри собора. А в 1992 году, когда торжественно отмечалось 500-летие открытия Америки, урну не менее торжественно перезахоронили на маяке Колумба на том же самом острове. Вроде бы воля покойного соблюдена. Однако испанцы продолжают настаивать — настоящий Колумб у них, в Севилье.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика