Русская линия
Московские новости Д. Радышевский04.04.2002 

Опасное рождество в Вифлееме
В этом декабре праздники мусульман, католиков и евреев — Рамадан, Рождество и Ханука — пройдут на Святой Земле в полувоенном режиме

Рождество. Палестинцы продолжают обстреливать иерусалимский пригород Гило из арабско-христианской деревни Бейт-Джалла — окраины Вифлеема. Боевики оборудовали снайперские гнезда в церквях Бейт-Джаллы в расчете, что ответный огонь Израиля вызовет бурное осуждение Ватикана и симпатию к себе всего христианского мира. Даже некоторые арабские комментаторы признают, что палестинские радикалы делают все, чтобы испортить христианам Рождество, а вину возложить на Израиль. Из-за постоянной стрельбы на окраине Вифлеема у Арафата испортились отношения с крупными представителями христианской общины, а также с советниками по делам христиан. Вождь ООП под давлением Ватикана и глав христианских общин — в первую очередь латинского патриарха Иерусалима, палестинца Мишеля Сабаха, — дал указание своей полиции дислоцироваться в Бейт-Джалле и пресечь обстрелы Гило.
Однако власть Арафата на «территориях» (Иудея и Самария, иначе называемые Западный берег реки Иордан и сектор Газа) заметно ослаблена. Пока лидеру автономии не удалось взять Бейт-Джаллу под контроль. На днях была тяжело ранена на собственном балконе 22-летняя жительница Гило. Израильский премьер Эхуд Барак заявил на это, что, возможно, объявит Вифлеем закрытой военной зоной, если палестинцы не прекратят стрельбу. Окончательное решение о том, кому и как будет открыт доступ в рождественский Вифлеем, израильские службы безопасности примут только накануне праздника.
С другой стороны, в начале декабря подконтрольный Арафату Вифлеемский муниципалитет заявил, что сам отменяет все рождественские торжества из солидарности со страданиями палестинского народа. Другая причина отменить немало стоящие муниципалитету фейерверки и концерты — резкое обмеление потока туристов и паломников. Из-за беспорядков в регионе число туристов, прибывающих в Израиль только из США, сократилось в октябре — ноябре на 75 процентов.
До начала новой интифады из одной Италии в Израиль прибывало около 10 чартерных рейсов с паломниками в день. Большинство итальянских тургрупп отменили поездки в Вифлеем на это Рождество.
На прошлой неделе главы Католической церкви в Иерусалиме опровергли заявление вифлеемских чиновников и заявили, что все традиционные церковные торжества состоятся, как заведено испокон веку. Не говоря о собственно Рождественской литургии, произойдет и торжественный вход в город процессии латинского Патриарха Иерусалима, и церемониальное пришествие иерархов на площадь Яслей перед Церковью Рождества. Однако в процессии будет меньше детей и, наверное, не будет концерта на площади.
Однако для израильтян паломничество в Вифлеем в этом году будет настоящим испытанием на баланс веры и здравомыслия. Кинорежиссер Саша Слободской, истово православный израильтянин, объездивший с кинокамерой все церкви и часовни Святой Земли, рассказывает, что ездил на праздники в Вифлеем всегда: даже камнеметания первой интифады его не остановили. Но сейчас — другое. «Теперь у палестинцев снайперы, на своих территориях они специально обстреливают израильские машины, даже школьные автобусы, — говорит Слободской. — Конечно, Арафат позаботится, чтобы в самом Вифлееме было безопасно. Но ведь надо добраться туда через арабские деревни. А там шпана с „калашниковыми“. Православие не предписывает обязательных паломничеств и не заставляет рисковать жизнью ради традиции. Должно иметь христианское трезвомыслие. Можно стать святым в маленькой часовне в Магадане и не приблизиться к Богу, ежедневно кладя поклоны у Гроба Господня».
Абсурдно, что еще одной помехой на пути паломников в Вифлеем является израильское МВД, которое должно давать добро на получение виз группам паломников из стран третьего мира (мера пресечения нелегальной иммиграции и гастарбайтеров). Как назло, именно сейчас профсоюз министерских работников не смог договориться с начальством о повышении зарплаты, и клерки объявили забастовку. За исключением «чрезвычайных случаев», МВД перестало выдавать визы, выписывать или продлевать паспорта. Из-за этого католический архиепископ Шри-Ланки не смог привезти большую группу паломников. Другая группа из тысячи евангелических христиан баптистов Азии, Африки и Латинской Америки — готовая, несмотря на интифаду, приехать на рождественское паломничество — тоже застряла из-за МВД. Мэр Иерусалима Эхуд Олмерт, известный теплыми отношениями с евангелическими христианами, обрушился на профсоюз МВД: «В то время как гостиницы Израиля пустуют, работников сферы обслуживания увольняют и туристический бизнес Израиля на грани краха, позорно бороться за повышение своих зарплат, если это вообще лишает зарплат тысячи других людей». Олмерт обещает лично надавить на лидеров профсоюза, чтобы все паломники срочно получили визы.
Кстати, бастующие все-таки проявляют некоторую политическую сознательность: все палестинцы, отправлявшиеся на Хадж в Мекку, были зачислены в разряд «чрезвычайных случаев» и получили паспорта и визы. МВД объяснило это нежеланием создавать дополнительные политические трудности в стране и помощью паломникам, уже сделавшим дорогостоящие приготовления к Хаджу.
Ханука. Беспорядки закрыли доступ к святыням и для паломников-евреев. 29 сентября израильская армия эвакуировала под обстрелом йешиву (религиозную школу) из Гробницы Иосифа в палестинском Наблусе (библейский Сихем). Сейчас армия с трудом обеспечивает доступ евреев к гробнице матери Иосифа — Рахели. Расположенная на дороге между Иерусалимом и Вифлеемом Гробница Рахели — третья по значению святыня иудаизма: после Стены Плача и Пещеры Патриархов в Хевроне. Упоминаемая еще Иосифом Флавием, Гробница Рахели особо почитается еврейскими женщинами, создавшими за века особые ритуалы и молитвы к праматери Рахели. Высоко чтится она и национально-религиозным лагерем. Пророк Иеремия использовал образ смерти Рахели как метафору божественного обещания вернуть народ Израиля из пленения в Сион.
Гробница расположена в Зоне С: под полным израильским контролем. В отличие от Гробницы Иосифа, которая была островком посреди палестинской территории, Гробница Рахели территориально связана с Иерусалимом, хотя и обложена с флангов Бейт-Джаллой и Вифлеемом. (Палестинцы водрузили таблички, указывающие, что Гробница находится на «Улице Ясира Арафата»).
В последние два месяца Гробница постоянно становилась центром столкновений. Толпы палестинцев пытались забросать молящихся камнями и открывали стрельбу по охраняющим Гробницу израильским солдатам. В середине ноября, в традиционный день смерти Рахели, армия закрыла гробницу по соображениям безопасности. Еврейские женщины держат на подступах к Гробнице пикеты, требующие от армии обеспечить им безопасность.
Паломницы грозят, что если на еврейскую Хануку, почти совпадающую с католическим Рождеством, Гробница Рахели не будет открыта, они безоружные пойдут на нее маршем.
Рамадан. Но самые большие «праздничные» проблемы связаны у израильских властей с этим священным мусульманским месяцем, который продлится до Нового года. Традиционно каждую пятницу Рамадана на Храмовой Горе в Иерусалиме, на площади у мечетей Купол Скалы и Аль-Акса, собираются несколько сот тысяч палестинцев с Западного берега и из сектора Газы.
После яростных столкновений палестинцев с полицией на Горе в начале интифады Израиль запретил мужчинам моложе 45 лет, жителям территорий, приходить на Гору. Для арабов, жителей Израиля, доступ остался свободным. В первую пятницу Рамадана принятая мера оправдала себя — молитвы прошли спокойно. Иерусалимский муфтий Икрам Сабри попросил Израиль отменить ограничения и пообещал лично призвать в пятничной проповеди не затевать беспорядков. Однако палестинские службы безопасности предупредили, что проблемы все равно могут возникнуть: вместе с молящимися с территорий наверняка придут активисты «Хамаса» и «Исламского Джихада». С другой стороны, «карантин» может привести еще к худшему побоищу: радикалы подстрекают палестинскую молодежь идти гигантским маршем на Храмовую Гору и смести израильские блокпосты. Выбран был первый вариант — и беспорядки опять вспыхнули по окончании пятничной молитвы. На третью неделю Рамадана вновь был объявлен возрастной карантин. Какие меры будут приняты в отношении последней пятницы Рамадана, когда собираются самые большие толпы, пока неизвестно.
Профессор Абдул Рахман Аббад из Университета ООН в Рамалле сказал в интервью «МН», что даже для него, имеющего возможность посещать Аль-Аксу и благодаря личным связям и возрастному барьеру, эти «карантины» — чудовищное унижение. «Я не должен получать из милости то, что принадлежит мне по праву, даже во мне это вызывает гнев. Что говорить о молодежи? — спрашивает Аббад. — Они готовы идти туда маршем, несмотря ни на какие жертвы. Если бы Израиль соблюдал международные законы, резолюции ООН, обязывающие его уйти с оккупированных территорий, из Восточного Иерусалима и с Харам аль-Шариф („Благородное Святилище“, как зовется Храмовая Гора по-арабски. — Д.Р.), то не было бы ни гнева, ни ненависти, ни кровопролитий».
Израильтяне, даже такие «голуби», как нынешний глава МИДа Шломо Бен-Ами, заявляют в ответ на такие аргументы, что евреи шли маршем к Храмовой Горе в течение 2000 лет и что «палестинцы не показывают и тени уважения к нашим религиозным чувствам, требуя полного уважения к своим». Профессор Рафаэль Исраэли, специалист по арабскому миру из Иерусалимского университета, сказал «МН»: «Евреи молились о возвращении в Иерусалим на Храмовую Гору в течение двух тысячелетий по три раза в день. Когда в 1967 году это осуществилось, мы не снесли построенные там мечети, как всегда делали мусульмане со святилищами побежденных. Мы сохранили за собой только юридический суверенитет, отдав им ключи. Мусульмане пользуются абсолютно свободным доступом на Гору до тех пор, пока не начинают кидать оттуда камни на стоящих внизу, у Стены Плача, евреев. Мы хотели избежать новых жертв и попробовать построить прочный мир с нашими соседями, чтобы с течением времени найти компромисс по совместному использованию этого святого места. Но они не хотят слышать ни о каком компромиссе. Сейчас приближается Ханука — праздник, связанный с чудом, произошедшим именно на Храмовой Горе: при освящении Храма после победы Маккавеев. Разве для евреев не унизительно то, что они не могут взойти туда в этот день? Они могут, но не делают этого, чтобы избежать кровопролития. К сожалению, другая сторона никогда не руководствуется такими соображениями».
Лютеранский пастор Петра Хельдт, в свое время год пролежавшая с ожогами в больнице после одного из палестинских терактов в Иерусалиме, говорит, что трудный доступ к святым местам во время праздников — это, возможно, к лучшему. Не в смысле безопасности, а в смысле души. «Бог действует таинственными путями, — говорит Петра. — Может быть, он хочет, чтобы мы перенесли упор со святых мест на Святой дух? Если мы не можем попасть туда, где много верующих, где наша молитва усилится от нашего множества, значит, надо более горячо молиться в уединении. И в результате все равно выигрывает душа — вера обновляется и укрепляется».
Иерусалим


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика