Русская линия
Одна Родина Роман Олечко13.11.2009 

«Воздвигнись, богоспасаемый град Харьков..»

Харьковская епархия — не самая древняя в Украинской православной церкви, она была учреждена в 1799 г. Указом императора Павла І и называлась тогда Слободско-Украинской и Харьковской епархией.

В октябре 2009 г. в Харькове прошли торжества, посвященные 210-й годовщине ее создания.

На праздничные мероприятия, отмеченные приветственной телеграммой Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прибыл из Киева предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи из епархий Украины и России (Белгорода, Полтавы, Днепропетровска, Борисполя, Северодонецка и др.), паломники и прихожане.

Были, как положено, и праздничная Божественная литургия в Свято-Благовещенском кафедральном соборе, и затем большой крестный ход по Соборному спуску в Свято-Покровский монастырь, и благодарственный молебен.

Харьковская епархия по праву гордится своими святынями, своими святыми подвижниками, своим трудным и правильным путем — хоть, по слову митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), «этот срок составляет лишь малую часть истории Святой Церкви Христовой».

Можно было бы как пафосный штамп воспринимать чьи-то слова о «высоком духовном горении cлобожанского народа и непрекращающейся духовной связи его с православной традицией», однако не только двухвековая, но и современная жизнь православных харьковчан полна духовными событиями.

Это и крестный ход из Иерусалима через Харьков на Белгород и Москву 4 мая 2008 г. с иконой Богородицы Державной, и крестный ход с образом чудотворной Богородицы Песчанской из Харькова в Белгород уже в нынешнем, 2009 году, а также ход по харьковской окружной дороге, замкнувший в кольцо четыре Поклонных креста, установленных на въезде в Харьков по сторонам света. Надо сказать, что и в этом духовном путешествии харьковчане несли именно икону Богородицы Песчанской, которая прославлена как защитница от иноверных нашествий. Эта икона явилась в 1754 г. святителю Иоасафу Белгородскому (Горленко) в Воскресенской церкви г. Изюма на Харьковщине.

На харьковской земле подарены православному миру и такие святыни, как чудотворные иконы Богородицы Озерянской (празднуется 12 ноября по новому стилю), Богородицы Каплуновской (сыгравшей особую роль в Полтавской битве 1709 г.; Ее для молебна перед сражением брал в войска император Петр I), Богородицы Ахтырской (теперь г. Ахтырка находится в Сумской области). Одной из святынь Харьковщины является икона «Харьковский Спас» (Спас Нерукотворный) из Свято-Борисо-Глебского женского монастыря села Водяное, «обновившаяся», засверкавшая красками и золотом в новейшие времена, а именно 20 июля 1997 г.

А что говорит история русской православной церкви о Слободско-Украинской епархии?

Харьковская епархия возникла вследствие постоянного увеличения на территории Слободской Украины в XVII-XVIII ст. православного населения, которое нуждалось в духовном окормлении. Первоначально храмы и монастыри Слобожанщины входили в состав Патриаршей области, а с 1667 г. — в состав учреждённой Белгородской епархии, во главе которой до 1721 г. стояли митрополиты Белгородские. Свидетельством этой связи Харьковщины и Белогорья как раз и служит особое почитание в слобожанских землях святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского.

Первым епископом Харьковского края стал преосвященный Христофор, в миру Харитон Семенович Сулима (1734 — 1813).

Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих харьковчан. Основатель Харьковского университета В. Н. Каразин в своем слове о харьковском и ахтырском владыке Мелетии (Леонтовиче) отмечал, что уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал владыку «Милостивым».

С 1841 по 1848 гг. епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов) — знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии была восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь.

Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии», избранный почётным членом Императорской Академии наук и всех Духовных академий Русской Православной Церкви.

Неоценим вклад в развитие духовного просвещения и правопреемника архиепископа Филарета — знаменитого митрополита Московского Макария, в миру Михаила Петровича Булгакова (1816 — 1882), с 1859 по 1868 гг. — архиепископа Харьковского и Ахтырского, уроженца Курской губернии.

Почитается память и священномученика Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского и Нежинского, в 1909—1911 гг. — епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Принявший в 1919 г. мученическую кончину святой страстотерпец был двоюродным братом самого первого архипастыря Русской Православной Церкви, убитого безбожными гонителями в кровавые дни января 1918 г. священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, цельбоносные мощи которого покоятся под сводами Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

В сердцах уже новейших поколений православных остаются харьковские новомученики, ведь Харьковскую епархию, как и всю нашу Церковь, не минула чаша безбожного наступления в начале XX столетия.

Владыка Никодим, окормляющий харьковскую паству почти три с половиной десятилетия, сказал в своем слове, посвященном 210-летию епархии: «В годины трагедии и величия Русской Церкви, сама она, искони утверждавшаяся кровью мучеников, явила Богу сонм святых, которые засвидетельствовали свою веру страданиями за Христа. Дивен Господь и во святых, в земле Слободской просиявших — святителе Афанасие, Патриархе Цареградском, Лубенском, Харьковском и всея Руси чудотворце, святителе Мелетие, архиепископе Харьковском и Ахтырском, священномученике Александре (Петровском), архиепископе Харьковском. Святые мощи этих угодников Божиих пребывают под величественными сводами сердца Харьковской епархии — Свято-Благовещенского кафедрального собора. На протяжении многих лет тысячи и тысячи людей в цитадели Православия на Слободской земле обращались и будут обращаться к Небесному покровительству и благословению этих столпов Христовой Церкви, своим житием следовавших заповедям Божественной Евангельской истины».

В годы Великой Отечественной войны православные Харьковской епархии передали в Харьковское епархиальное управление, а оно, в свою очередь, передало в Фонд около 40 млн. рублей. На эти деньги, собранные Русской Православной Церковью по всей стране, была построена танковая колонна имени Димитрия Донского, воздушная эскадрилья имени святого благоверного князя Александра Невского.

Всё было в истории Харьковской епархии. Викарий епархии архиепископ Изюмский Онуфрий сегодня рассказывает, как в 1960-е годы один харьковский священник вечером отслужил службу, а утром, придя служить литургию, обнаружил оставшиеся от храма руины… А чем, например, тогда мотивировалось уничтожение красивейшей в Харькове Николаевской церкви, которую посещала Императорская семья и которая располагалась в самом начале улицы Пушкинской? Тем, что церковь помешала трамвайному движению…

В священную историю православия особой вехой вошёл 1992 г. — год проведения в Харькове Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, не допустившего раскола Православия на Украине и избравшего предстоятелем УПЦ Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Предстоятеля, 121-го митрополита Киевского и всея Украины в более чем тысячелетней истории Православия на Руси.

В 1993 г. было возрождено Харьковское Духовное училище, в 1996 г. преобразованное в семинарию, восстановлены епархиальные периодические издания.

Сегодня, во времена ложно понятой свободы, когда Украина, страдающая от раскола, представляет собой полигон для всяческих сект, беспрепятственно ведущих свою разрушительную деятельность, каноническая Церковь каждый день сталкивается с духовными вызовами. Как тут не вспомнить угрозы 36-го президента США Л. Джонсона, который заявил: «Мы этот варварский народ не смогли сломать войной. Но мы победим его разноверием».

Поэтому как завет звучат в наши дни слова угодника Божия, архипастырски окормлявшего Харьковскую землю в 1842—1848 годах, святителя Иннокентия (Борисова). Эти слова были произнесены святым иерархом 22 апреля 1845 года во время самого первого крестного хода с чудотворной Озерянской иконой Божией Матери, но они обращены и в день сегодняшний, и в завтрашний: «Воздвигнись, богоспасаемый град Харьков, и прими новое священное учреждение [крестного хода] не как плод соображений человеческих, а как дар непосредственной к тебе милости Божией! Да соединится отныне судьба его с судьбою твоею, и да соделается оно до позднейших родов памятником — не наших каких-либо ничтожных имён и трудов, а нашей общей с тобой веры [в Святую Единосущную и Нераздельную Троицу] и нашего благоговения к Божией Матери!»

http://odnarodyna.ru/articles/14/928.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика