Русская линия
Столетие.Ru Николай Головкин11.11.2009 

Спаси и сохрани.
Почаевская святыня доставлена в Москву

В Богоявленском кафедральном соборе чудотворный образ Почаевской иконы Божией Матери пробудет до 15 ноября и по завершении вечернего богослужения снова возвратится на Украину, в Свято-Успенскую Почаевскую лавру.
6Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Почаевская» — главная святыня Свято-Успенской Почаевской лавры, второй по значимости на Украине. Вся история этой обители тесно связана с людьми, стоявшими на страже единства Русской Православной Церкви. По преданию, она основана в 1340 году монахами Киево-Печерского монастыря, бежавшими от татар. Почаевская обитель никогда не закрывалась, хотя целых 100 лет, с 1731 по 1831 годы, находилась под властью униатов.

Промыслительно, что именно у этой великой святыни, которая не раз защищала Православие на Западной Руси, находившейся под инославным ярмом, завершался первый официальный визит на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, проходивший с 27 июля по 5 августа 2009 года.

В честь 450-летия принесения на Русь чудотворного образа, отмечаемого в нынешнем году, 3 ноября 2009 года Почаевская икона была доставлена в Москву из Киева.

Ранним утром 4 ноября Почаевский образ Царицы Небесной был принесен в Центральный выставочный зал «Манеж», где в тот день состоялось торжественное открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». Здесь святыня находилась в течение всех дней работы форума, ей смогли поклониться тысячи верующих.

Одна из наиболее чтимых святынь Русской Православной Церкви — Почаевская икона Божией Матери известна всему славянскому миру: ее почитают в России, на Украине, в Белоруссии, Сербии, Боснии, Болгарии и других странах.

Многочисленные чудеса, проистекающие от святыни, засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, обращавшихся с молитвой об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении заблудших.

Свое название икона получила от местечка Почаева, находящегося между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины. По этому же селу называется и Почаевская гора, на которой находится лавра. Гора эта значительно выше всех ее окружающих и особенно замечательна своей пещерой, образовавшейся естественным образом. В этой пещере некогда поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, «покрытые благодатию Божией».

Благочестивые подвиги не только очищают душу, но и часто делают подвижников способными получать откровения. Так, один из подвижников Почаевской горы около 1340 года удостоился Божественного откровения. Однажды после молитвы он вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь за явление и благодеяние. Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачной водой.

С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери — источником чудес. В этой стопе Богоматери до сих пор находится вода — великая святыня горы Почаевской.

В 1559 году греческий (по другим источникам — болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по России, приехал на Волынь. По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своём имении Орля, недалеко от Почаева, благочестивая дворянка Анна Гойская, владыка благословил ее иконою Пресвятой Богородицы.

Эта икона, привезенная им из Константинополя, написана была масляными красками в строго византийском стиле, на простой липовой доске. Размеры её небольшие — 61/4 и 51/6 вершков. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем — золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.

Замечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык — славянские. Это свидетельствует о том, что, возможно образ Почаевский писан рукой русскою.

Долго находилась икона в доме Гойской. Служанки много раз видели в сиянии икону, о чем говорили своей госпоже, но та не верила им. Богоматерь во сне являлась Гойской, но она, не веря снам, не обращала внимание. Наконец, увидев наяву в сиянии Богоматерь, госпожа стала уважать святую икону и приказала, чтобы перед ней постоянно горела лампада.

От иконы стали совершаться чудеса. Когда же от иконы исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивленная и обрадованная этим чудом, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, и святыня была перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение инокам, жившим в пещере. Это событие произошло в 1597 году. На скале была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. Вот с этих пор икона стала называться Почаевской.

Основатель Почаевской обители — преподобный Иов Почаевский (XVI век), который своим служением подготавливал почву для будущего воссоединения Украины с Россией. В нынешнем году вместе с юбилеем принесения на Русь Почаевской иконы Божией Матери отмечается и 350-летие со дня обретения его святых мощей.

Ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины. Чудотворная икона помещена в звездообразном киоте в третьем ярусе иконостаса. Его пожертвовал Успенскому храму в 1859 году император Александр Николаевич в память паломничества в Почаевскую обитель.

Чудеса по исцелению перед этой иконой бесконечны, как и поток паломников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Сербии и других стран, приезжающих к ней, в Лавру.

Далеко не на каждого изливаются чудеса от Почаевской святыни. Но каждому, кто обращается к этому образу с сердечной молитвой, и тайно и явно подается помощь — духовная, душевная и телесная.

И вот Почаевская святыня в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

Для настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка, одного из старейших пастырей Москвы и России, — это особенно знаменательное и волнующее событие.

Родные места протопресвитера Матфея Стаднюка — украинское село Залесцы Тернопольской области близ Почаевской лавры.

Шесть с лишним десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане, более четверти века — настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Москве.

Для новопоставленных священнослужителей Москвы, которые совершают в соборе свои первые богослужения, отец протопресвитер — живой пример благочестивого отношения к великому таинству священнослужения, молитвенного предстояния пастыря у престола Божия. У батюшки много духовных чад. За советом и помощью к отцу Матфею приезжают верующие не только из самых отдаленных уголков России, но и из-за рубежа, в том числе и из его родной Украины.

В последнее время он ходит, опираясь на трость. Годы берут свое. 22 сентября 2009 года батюшке исполнилось 84 года. Но он отставляет трость в сторону, когда служит.

«Я благодарю Спасителя за милость ко мне, — говорит отец Матфей. — Господь дает мне силы служить и сегодня, общаться с паствой, исповедовать и причащать своих духовных чад, совершать положенные требы — крещение, венчание, отпевание… И все время перед престолом Божиим ощущать высоту пастырского служения».

Ежедневно сотни верующих из России, Украины, Белоруссии, всего православного мира стекаются в собор, чтобы поклониться почивающим здесь святым мощам святителя Алексия (в миру Елевферия), митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, жившего XIV веке.

Став первосвятителем, тот много потрудился, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших, чтобы наше Отечество было едино. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.

Сегодня, когда раскольническая церковь на Украине допускает святотатство — делит святых на своих и чужих, «москальских», святитель Алексий продолжает объединять все ветви Русского Православия, объединяет своих русских, украинских, белорусских чад.

Молясь у его святых мощей, у списка чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, который протопресвитер Матфей Стаднюк привез из Почаевской лавры (это было одно из его посещений родных мест) любимый народом батюшка черпает силы для дальнейшего служения Церкви.

http://www.stoletie.ru/obschestvo/spasi_i_sohrani_2009−11−10.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика