Русская линия
Православие и современностьАрхиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев)05.11.2009 

«Чтобы Имя Божие не хулилось через мое недостоинство»

Без епископа нет Церкви — эта истина очевидна. В Апокалипсисе епископ образно именуется Ангелом Церкви. Таково служение архиерея, такова и та высота, на которую это служение его поставляет. Но, будучи Ангелом «по положению», он в то же время и — человек. Ему бывает трудно, ему приходится оказываться лицом к лицу с непростыми задачами и мучительными головоломками, коих полна современная жизнь. Он обязан постоянно выбирать: из двух благ большее и из двух зол меньшее. От него зависит, какой будет церковная жизнь в той области, той епархии, которую поручил ему Господь. И, в конце концов, — спасение или гибель овец словесного стада, также вверенного ему Пастыреначальником Христом. Огромный груз ответственности, который нам никак не примерить на себя, не ощутить. И все же… Все же, когда архиерей просто, «по-человечески» рассказывает о себе и о том кресте, что несет день за днем, многое становится ясней и ближе. И сама жизнь Церкви, в которой участвуешь, которой живешь, вдруг видится по-иному — глубже, в каком-то принципиально ином «измерении». И потому мы очень благодарны за тот простой и человеческий разговор, на который согласился для нашего журнала Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский ИОАНН (Тимофеев). И надеемся, что это интервью станет лишь первым из большого цикла подобных бесед с российскими и зарубежными архипастырями.

— Владыка, в чем заключается смысл служения епископа, архиерея в Православной Церкви?

— Служение епископа, при внешнем блеске и красоте, имеет внутренние духовные, сокровенные от внешнего мира борения. Каждый епископ, символизируя в своем служении Самого Христа, идет по тому же пути, по которому когда-то прошел Христос. Это путь унижения, скорби, крестоношения, Голгофы, распятия… И только после распятия может быть для епископа та слава, в которой пребывает Христос, к которой все мы призваны.

В чем заключается внутреннее борение? Это сокрытая от внешнего мира духовная брань, которую ведет архиерей. По долгу своего служения епископ общается со многими людьми, как глубоко верующими, так и далекими от Церкви, и в этом общении он должен каждому, в соответствии с его уровнем, дать духовный урок, который бы послужил здравию человека, направил бы его по пути следования за Христом.

Все, что епископу приходится выслушивать от окружающих людей, — все это остается в его сердце. Еще раз повторю, чтобы ему стать истинным пастырем, необходимо каждого вместить в свое сердце и через молитву — и келейную, и ту молитву, которую епископ возносит за богослужением, — дать человеку способность быть здравым и получить благодать от Бога.

Надо понимать, что к архиерею обычно приходят не с радостью или благодарностью, но со скорбями, в горе, несчастии, в тяжелом духовном состоянии. А епископ все это должен принять как свое, сопережить горе каждого и дать возможность просящему не просто уврачеваться, а укрепиться в вере.

Итак, в чем заключается смысл моего служения? В том, что я не принадлежу себе, не замыкаюсь на своих нуждах, проблемах своего плотского человека. Все, что я совершаю, я совершаю во имя Господа. Архиерей — это монах, он отрекся от мира, свое служение он должен нести так же, как и Пастыреначальник Христос, — в любви, всецелой отдаче себя, являя образец для всех, кто его окружает, — священников, мирян. Это служение пастыря, который защищает свою паству, питает ее своей любовью, согревает теплотой и молитвой, стоит на страже веры, чистоты Православия и стремится своей любовью уничтожить то зло, которое пытается поглотить людей.

— Как становятся архиереями? Каких качеств требует от человека, христианина, монаха архиерейское служение?

— Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). Архиереями не становятся, а Господь избирает. Каких качеств это требует? Всецелой отдачи себя Богу — до малейшей йоты, и уничтожение своего «я» — того, что заставляет человека превозноситься над окружающими людьми. Твердости в вере. Тот, кто имеет хотя бы малейшее сомнение в чистоте православной веры или в истинности святых догматов, да не прикоснется к этому великому служению. Конечно, в какие-то моменты маловерие может возникнуть у каждого человека. Но ни в коем случае не должно быть сомнений в истинности Святого Православия и тех правил, которые нам оставлены святыми отцами. Я думаю, что архиереями Господь поставляет тех, кто к этому не стремится, но ищет только славы Божией.

— Велико ли различие между епископами древности и современности? В чем оно состоит?

— Епископ всегда остается епископом. Меняются времена, внешние обстоятельства, но епископ как был преемником апостолов, как нес эту власть, так несет и ныне. Если мы сейчас не живем той внутренней духовной жизнью, какой жили христиане первых времен, то в этом наша вина, потому что, по слову преподобного Серафима Саровского, мы не имеем решимости так жить. Этот мир не должен поглощать епископа, который призван всегда оставаться архиереем, а не растворяться в мире и не быть просто одним из его данников, наполняясь тем веянием современности, которое разрушает духовную основу человека. Свой отпечаток мир оставляет на всем, но он не должен обладать нами, иначе Церковь станет лишь одним из институтов светского общества. А мы являемся Церковью Христовой, Глава которой — Сам Христос, сказавший Своим ученикам: вы не от мира (Ин. 15, 19).

— Если говорить схематично, епископ — это отец, пастырь или администратор? Как совместить духовное предназначение с административными и хозяйственными функциями?

— Да, епископу в настоящее время необходимо ответственно вести хозяйственную деятельность, блюсти, просчитывать, что ему строить и как. На личном опыте я убедился, что если ты отдаешь себя Богу, то что бы ты ни начинал, даже если начинаешь без достаточных материальных средств, Господь всегда посылает людей, которые становятся помощниками. Особенно это касается такого великого дела, как храмоздательство. Если будет крепкая вера — Господь не оставит. Это, конечно, не говорит о том, что можно без духовного рассуждения созидать, не давая себе отчета в своих силах.

Но без служения епископ — ничто, поэтому архиерей обязан как можно чаще совершать Божественную литургию, соединяться в Таинстве Причащения со Христом, насыщать богослужением свою душу. Жизнь в Боге — это основа, все остальное, в частности и административно-хозяйственная деятельность, этой литургической жизнью питается, получает от нее разум для решения насущных проблем.

Что еще крайне важно: при внешнем служении — общественном, административном, хозяйственном — архиерей ни в коем случае не должен забывать о том, что он монах. Без внутреннего духовного делания, без духовной жизни ничто внешнее не будет совершено во славу Божию. Сокровенное от мира монашеское делание — молитвенное правило, горение в молитве и общение через нее — является тем источником, который оживотворяет все его служение. Без внутреннего духовного делания архиерей превращается в наемного администратора, и окружающие люди это чувствуют. От паствы невозможно что-либо утаить. А если я не веду духовную жизнь, Христос пребывает вне меня, то что я отдам другим?

— Христианство призывает человека быть смиренным, кротким, искренним, отнюдь не стремиться к превосходству над другими и т. д. Но реальность такова, что архиерею приходится быть и властным, и твердым, и хитрым (скажем иначе — дипломатичным). Как совместить христианские требования к человеку и роль «большого начальника», хотя бы и церковного?

— Господь сказал: научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Архиерей обязан своей жизнью воплощать те духовные идеалы, которые оставил нам Пастыреначальник Христос. Я не думаю, что архиерею следует быть хитрым. Архиерей должен быть, по слову Господа, мудрым, как змий. Нужно всегда иметь рассудительность и благоразумие. Без этих качеств невозможно побеждать искушения окружающего мира, ведь многие сегодня стремятся уличить в чем-то церковную иерархию и через человеческие недостатки показать, что Православие — это не истина.

В чем заключается мудрость змеи? Она, подняв главу от земли и высунув язык, за несколько метров чувствует приближение опасности. Так и архиерей должен своей душой отрываться от материального, земного, обращать свой взор ко Господу и просить, чтобы Господь умудрил. Через эту молитву, иcходящую из чистого сердца, Господь открывает, как ответить вопрошающему или решить какую-либо проблему. А те, кто пришел искусить, поражаются, что встретили реакцию, на которую не рассчитывали.

Что же касается властности… Власть архиерей обязан употреблять, он несет перед Богом ответственность за ту паству, которая ему вручена. Я отвечаю за каждую душу, и в тех случаях, когда человек погрязает в грехах и других за собой увлекает, я должен со властью, но по-отечески сказать ему, невзирая на лица, что он поступает не по закону Божию, разрушает и свой внутренний мир, и согласие между людьми. Но архиерею никогда не следует обличать человека сразу во всеуслышание. Он вначале должен подойти к нему и наедине объяснить, что свою жизнь надо соизмерять с Законом Божиим, с теми обещаниями, которые давал пред людьми. А если после первой, второй, третьей попытки убедить человек не вразумляется — только тогда можно его обличить перед окружающими.

Епископ должен обладать духовной рассудительностью, помогающей ему с любовию понести немощи ближнего и помочь ему исправиться. Жестокости архиерей должен избегать, потому что таковая уничтожает способность отличать волю Божию от воли человеческой. Очень часто Господь через недостатки окружающих людей обличает в нас самих то, с чем нужно бороться. Когда епископ стремится исправить недостатки в пастырях, людях, он должен совершать это так, как бы хотел, чтобы с ним поступили, если он провинится. Если же исправления нет, тогда надо с любовью наказать, потому что пусть лучше провинившийся на земле понесет наказание за бесчинства, чем от Господа в вечности. Но, наказывая, надо оставить возможность к исправлению, не закрыть перед ним двери милости Божией и своего участия. Власть архиерея — это власть Христова. А в чем Христос проявлял Свою власть? Исцелял недуги человеческие, давал пищу для души через слово, личный пример.

Что же касается роли «большого начальника"… По слову Господа, кто из вас больше — будь как меньший, и начальствующий — как служащий (Лк. 22, 26). А служить другому бывает очень и очень тяжело! Ведь мы привыкли, чтобы нам служили… Поэтому стремления быть «очень большим начальником» нет: не научились мы еще служить другим, и жизнь наша не принадлежит нам. Об этом скажет любой архиерей, не только я. Поэтому все наши действия, стремления направлены на то, чтобы никто из нашей паствы не погиб, но все приобщились к Христовой истине, дающей человеку способность обрести мир в своем сердце и стать достойным членом Церкви Христовой.

Во время богослужения величию славы архиерея во Христе нет предела, и ни нам это не дано до конца осознать, ни окружающим людям. На то, что совершают архиерей и пастыри во время богослужения, не могут взирать Ангелы: они закрывают свои лица. Поэтому власть архиерея не во внешнем величии, а в той духовной красоте и том служении, которое он совершает, являя собой образ Христов.

— Не могли бы Вы рассказать о своем епископском служении? С какими трудностями Вы столкнулись после хиротонии? Какие из появившихся новых возможностей Вас обрадовали и чем?

— Я никогда не стремился быть архиереем, не искал этого служения. Когда Господь определил мне волеизъявлением Его Святейшества и решением Синода быть Епископом Йошкар-Олинским и Марийским, я как монах, приученный с детства к послушанию, принял это как волю Божию.

С какими трудностями я столкнулся? Об этом могут свидетельствовать те люди, с которыми мы начали это служение 16 лет назад и до настоящего времени его совершаем. Я никогда не мог сказать, что Господь нас оставил. У нас не было в материальном отношении ровным счетом ничего. Но Господь Сам устроял и ныне устрояет все потребное для того, чтобы восстанавливались храмы, монастыри, духовная жизнь. Все возможно со Христом, а без Него ничто невозможно совершить.

Когда я прибыл сюда, в Йошкар-Оле был только один молитвенный дом — ныне Воскресенский храм, поэтому служение начал в храме села Семеновка. Я и рукоположен был, как все знают, в этом сельском храме. Патриарх Алексий всегда меня называл сельским епископом и часто говорил окружающим, что впервые тогда он совершил хиротонию во епископа в селе!

На момент образования епархии в кассе было всего-навсего десять тысяч рублей — примерно шесть-семь тысяч на современные деньги. А надо было приобрести церковную утварь, транспорт и многое другое. Потихоньку налаживалась работа епархиальных служб. Начали мы, не имея никаких средств, восстанавливать женский Мироносицкий монастырь в Ежово, а затем и помогать строить мужской монастырь в Килемарском лесу. А сегодня у нас принята программа «Наследие», где под руководством Президента Республики Марий Эл правительство выделяет финансовые средства на восстановление разрушенных и поруганных храмов, строительство новых: в Йошкар-Оле это Воскресенский собор, Успенский храм при правительственном комплексе, кафедральный Благовещенский собор, Богородице-Сергиева пустынь. Я уверен, что если епископ стремится как можно чаще служить и уповает не на себя, а на Бога, то Господь Сам все будет устроять, воздвигать тех людей, которые станут своими делами прославлять имя Божие.

— Можно ли говорить об общественной роли архиерея на окормляемой территории, то есть о роли не только в Церкви, но и в обществе? Какой должна быть эта роль? Как должно воспринимать православного владыку все население — не только воцерковленная его часть?

— Епископ поставлен над паствой. Верующие ли, неверующие ли — все являются моими детьми. Я не могу и не должен никого отделять, разделять. Если человек впадает в какие-то грехи, находится в том или ином заблуждении, в неверии, духовные очи его омрачены, я как отец должен помочь ему через слово, свой личный пример осознать, что православная вера — это не просто какая-то идеология — это жизнь. Та жизнь, которая созидала наше Отечество, которая имеет тысячелетнюю историю; жизнь, которая давала и дает способность нашей Святой Руси выживать в любых испытаниях — экономических, политических… Без этой жизни нет будущности ни для нашего Отечества, ни для общества. Я как епископ участвую в государственных праздниках, выступаю на конференциях, круглых столах, посещаю больницы, тюрьмы, разные учреждения, школы, вузы. И везде вижу, что люди с любовью встречают меня как человека, который здесь представляет Русскую Православную Церковь. Я пользуюсь не своим личным авторитетом, но тем, что заслужили покойный Патриарх Алексий и все архиереи. А я просто сопричастен этому… Ну и стремлюсь своими действиями, словами, чтобы имя Божие не хулилось через мое недостоинство.

СПРАВКА
Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский ИОАНН (Тимофеев) родился в Казани в 1958 году. По окончании школы поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1989 году принял монашеский постриг. Затем был рукоположен во иеромонаха, назначен секретарем Казанского епархиального управления. В 1991 году возведен в сан игумена, в 1993-м — в сан архимандрита. 25 июля 1993 года в храме в честь Воскресения Христова в селе Семеновка Республики Марий Эл Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во Епископа Йошкар-Олинского и Марийского. В 2004 году возведен в сан Архиепископа.

Подготовила Елена Тумбаева

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7480&Itemid=274


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика