Седмицa.Ru | Анатолий Холодюк | 30.10.2009 |
В мюнхенской церкви святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе) уже несколько столетий хранятся великие христианские святыни: частица Древа Животворящего Креста Господня, шип от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра (10) и бесценный реликварий с мощами святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских). Последний находится под стеклянным корпусом за высокой изящной металлической решеткой в одной из боковых часовен.
Святые Косма и Дамиан Аравийские широко известны среди верующих христиан не только в России, но и в Германии, Италии и других европейских странах. Церковь особо призывает этих святых целителей и бессребреников в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены к исцелению души и тела.
На земле Германии издавна отмечается день памяти этих святых. Ныне их память немецкие католики совершают 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический литургический календарь).
Паломники без особого труда находят в Мюнхене монументальное здание церкви святого Михаила, возвышающееся в самом центре баварской столицы (Neuhauser Str. 6). Церковь построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548 — 1626) для обосновавшегося в 1559 году в Мюнхене Ордена иезуитов. Первый ее камень был заложен в апреле 1583 года мастером-строителем Фридрихом Зустрисом (10), а торжества по случаю освящения новой церкви состоялись через 14 лет. Паломников впечатляют огромные размеры, величественный интерьер и убранство церкви, три пары ее больших часовен и, конечно, 20-метровый центральный неф, который когда-то был вторым по величине после собора святого Петра в Риме. Под алтарем, в подземной часовне, находится усыпальница баварских герцогов, курфюрстов и королей из династии Виттельсбахов, в том числе — основателя церкви святого Михаила герцога Вильгельма V. Здесь также находятся погребения многих знаменитых баварцев. Среди них — представители семейств Агилофингеров, Каролингеров и прочих. Имя главного архитектора церкви точно не установлено, однако, историки полагают, что основную часть здания спроектировал Вольфганг Мюллер, а высокий фасад храма с бронзовой статуей св. Архангела Михаила, побеждающего диавола, выполнил в конце XVI в. скульптор Губерт Герхард.
В год приобретения Мюнхеном реликвария с мощами свв. Космы и Дамиана завершилась Тридцатилетняя война (1618 -1648), и еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632−34), уничтожившей треть населения города. В 1632 году шведский король Густав Адольф в ходе боевых действий захватил Мюнхен, столицу Баварского герцогства, счастливо избежал разграбления шведами. И ныне в самом центре города на его главной площади Мариенплатц возвышается 11-метровая колонна Девы Марии («Патрона Баварии»), возведенная в 1638 году курфюрстом Максимилианом в знак благодарности за то, что Мюнхен уцелел во время шведской оккупации. Позолоченная бронзовая фигура Девы Марии (высотой 2,25 м) работы скульптора Губерта Герхарда изображает Царицу Небесную на лунном серпе, с короной и благословляющим Богомладенцем на руках. С 1613 года эта фигура Божией Матери находилась в алтаре главной мюнхенской церкви Фрауенкирхе, а спустя 25 лет была установлена на главной городской площади. Обрамляющие колонну ангелы на соколах, по замыслу скульптора, уничтожают дракона, льва, змия и василиска, символизирующих так долго мучившие жителей Мюнхена голод, войну, чуму и неверие.
Измученные бедствиями войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Богоматери своему городу, стали оказывать большее почитание великим христианским святыням. Одной из них стали для мюнхенцев мощи святых Космы и Дамиана Аравийских. Архивные документы (9) свидетельствуют, что в 1648 году курфюрст Максимилиан I (1573 -1651) благодаря посредничеству кардинала фон Вартенберга, епископа Оснабрюкского, приобрел в Бремене за 2 тысячи талеров реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. В 1649 году святыню торжественно доставили из Бремена в Мюнхен, в церковь святого Михаила. Первоначально реликварий установили в главном алтаре, где он и находился до 1819 года. Позже его перенесли в боковую часовню, где святыня стала более доступной для поклонения верующих.
Мощи Космы и Дамиана Аравийских почивают не только в Мюнхене. С 1581 года в женском монастыре Ордена кларисок в Мадриде находятся главы этих святых — дар неизвестного мецената дочери императора Священной Римской империи Карла V Марии.
Величественный мюнхенских реликварий св. Космы и Дамиана имеет золотистый цвет. Его длина — 116 см, высота — 83 см, ширина — 50 см. Реликварий выполнен из дубовых досок, покрытых серебряными позолоченными пластинами. Внешне своей формой реликварий напоминает саму церковь святого Михаила в миниатюре. Его украшают несколько драгоценных камней крупного размера, янтарь и разноцветные горные кристаллы. Изготовленный в 1400 — 1420 годах реликварий был отреставрирован в 1854 году в мюнхенском литейном цехе Миллера. В центре по горизонтали он имеет дверцы с замком, на внутренней части которых находятся четыре цветных изображения, рассказывающие о подвигах святых Космы и Дамиана. В основании по периметру реликварий обрамляют барельефы 12 апостолов, а с торца изображены сами святые врачи-бессребреники. Внутри реликвария на специальных подушечках помещены два других малых реликвария в виде темно-серых шапочек-пилоток, великолепно расшитых жемчугом и рубинами. В них и находятся кости (всего их 31) святых Космы и Дамиана, а также их родных братьев — Леонтия, Анфима и Евтропия (+287 или 303).
Святые Косма и Дамиан известны в истории Церкви как «врачи безмездные» или иначе — «бессребреники» (греч. «анаргири»), т. е. победившие страсть сребролюбия и корыстолюбия, отказавшиеся от владения имуществом (6, с. 8.). Правда, церковные историки разделились во мнении относительно существования самого числа двоиц мучеников Космы и Дамиана: одни признают, что было три пары целителей с таким именем, другие — две, а некоторые — всего одну двоицу. Среди германских католиков мало кто слышал, за исключением священнослужителей, что помимо Космы и Дамиана Аравийских существуют еще и другие соименные им святые. В месяцеслове Русской Православной Церкви помещены три двоицы святых мучеников Космы и Дамиана (1):
1. Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме, где были побиты камнями при императоре Карине, память 1/14 июля);
2. Асийские, бессребреники и чудотворцы (родились в III веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и были похоронены в Феремане; память 1/14 ноября);
3. Аравийские (по месту происхождения) или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием — 287 или 303 г., память — 17/30 октября).
Каких-либо исторических документов, достоверно повествующих о жизни и смерти этих мучеников, не сохранилось, и все сведения о них основаны лишь на житиях этих святых. Рассказы о них до наших дней дошли в составе предания Церкви и отражают то почитание и восхищение, которые подвиг бессребреников вызвал в сознании верующих.
Сохранившиеся агиографические произведения на дают возможности четко разграничить сведения, касающиеся всех трех двоиц Космы и Дамиана, живших, по преданию, примерно в одно и то же время — во 2-й половине III — начале IV вв. В связи с этим возникают трудности и с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.
Агиографические сведения, касающиеся непосредственно святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), весьма скудны. Со временем произошло смешение житийных сюжетов различных пар святых. Широко известное на Западе жизнеописание святых Космы и Дамиана, датируемое XIII веком, скорее всего, вобрало в себя элементы житий всех пар одноименных святых, добавив к ним и народные предания. Так сложилось цельное произведение, посвященное, между тем, исключительно Аравийским бессребреникам Косме и Дамиану. Хотя не исключено и другое: составители поздних житий могли разделить памятник XIII века, приписав одни его элементы Асийским святым, а другие — Аравийским. В частности, два эпизода (история с подарком больной женщины по имени Палладия и сцена с появлением верблюда во время погребения святых Космы и Дамиана) из известного повествования монаха Иакова Ворагинского фигурируют не только в житии Асийских, но и Аравийских бессребреников.
Приведем сначала известный рассказ о святых Косме и Дамиане Асийских (Асией в древние времена называлась часть Малой Азии). Считается, что они жили в IV веке. Язычник-отец этих целителей умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им искусство исцеления, что привлекало к ним множество больных. Святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. В народе не могли прийти к единому решению, где должна могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». По преданию, мощи этих святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
Обратимся теперь к жизнеописанию святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских). Будучи еще до своего обращения к Богу врачами, Косма и Дамиан, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой. По преданию, они были не просто родными братьями, но и близнецами. Косма и Дамиан, а также их младшие братья Леонтий, Анфим и Евтропий — все они занимались безвозмездным лечением болезней. Однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений и врачевали людские недуги призыванием имени Иисуса Христа. Косма и Дамиан действовали как двоица, и этот символический образ сближает их с апостолами, которых Христос, как известно, посылал проповедовать «по два».
В Германии широко распространено предание об одном из самых известных деяний Космы и Дамиана Аравийских — операции по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов ногой недавно умершего мавра (по другим источникам — эфиопа). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства. Об операции рассказывается и в тексте инкунабулы о жизни святых, изданной в 1489 году в Аугсбурге: «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструменты и мазь. Один спросил другого: „Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?“ Тот отвечал: „Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой“. Первый сказал: „Принеси её“. Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана».
Во время лечения святые братья обращали в Христианскую веру многих своих пациентов-язычников. Благодаря Косме и Дамиану совершенные ими чудесные телесные исцеления больных сопровождались их уверованием во Христа. Поражало людей и то, что за исцеление деньги не взимались, потому и названы были Косма и Дамиан бессребрениками или врачами безмездными. Братья строго соблюдали заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Как истинные христиане они не просто отказывались от платы, но считали для себя милостью Божией и великим благом врачевать безвозмездно — Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому они помогают в болезни, живет Христос. Они врачевали людские недуги не ради славы людской, но ради славы Самого Бога, даровавшего им благодать исцелений. Косма и Дамиан как бессребреники стали сынами Божьими уже во время своей земной жизни, и в этом они видели свою земную награду и блаженство, которое в полной мере раскрылось в жизни небесной, вечной.
Среди ряда церковных историков распространено мнение, что достоверные, хотя и краткие, сведения о житии Аравийских бессребреников содержатся в знаменитой книге «Золотая легенда» («Legenda aurea sive historia Lombardica») итальянского монаха-доминиканца и духовного писателя Иакова Ворагинского (лат. — Jakobus de Voragine, итал. — Jacopo da Varazze; около 1228−1230 — 1298). Книга была написана на латинском языке. Ее фрагменты приводит в своих творениях архиепископ Иннокентий Херсонский (2, с. 231 — 232). Книга Иакова Ворагинского представляет собой сборник житий различных святых, составленный на основании письменных источников и частично устных народных преданий. В средние века труд Иакова был широко распространён и позднее переведён почти на все европейские языки (на немецкий язык книга была переведена в 1921 г.). Книгой Иакова Ворагинского в Западной Европе зачитывались так же, как и Минеями Четьими св. Димитрия Ростовского в России.
Повествование Иакова Ворагинского о святых Косме и Дамиане Аравийских, созданное приблизительно между 1263 и 1273 годами, было очень популярно в народе и положило начало распространению предания о святых бессребрениках в немецком народе. Cначала оно широко распространилось в Эльзасе, откуда перешло и в другие германские земли. Иаков повествует о пяти родных братьях — врачах: Антиусе, Леонтиусе, Евтропиусе и двух близнецах — Косме и Дамиане, родившихся в Эгее и воспитанных благочестивой матерью по имени Феодора (4, с. 796 — 799). Косма и Дамиан обучались искусству врачевания и имели благодать от Бога исцелять людей от всяких болезней, а также лечить зверей и животных.
В рассказе Иакова Ворагинского об Аравийских целителях имеются несколько эпизодов, присутствующих и в житии святых Космы и Дамиана Асийских (7, с. 21). Так, например, Иаков рассказывает, что однажды некая больная женщина по имени Палладия, растратившая почти все состояние на лечение своей болезни у разных врачей, услышала о чудесах и учении Космы и Дамиана. Она обратилась к ним за помощью и в результате лечения получила долгожданное исцеление. В благодарность за это она тайно предложила одному из братьев — Дамиану — вознаграждение, но он сначала отказался его принять. Тогда Палладия умоляла его принять ее дар совсем не из любви к богатству, а как жертву ради Имени Божия. Этот подарок в дальнейшем послужил причиной недолгой ссоры двух братьев. Косма справедливо напомнил брату, что они, приступая к подвигу, обещали друг другу никогда не нарушать обет и не заниматься стяжательством. Опечаленный Косма даже попросил близких не хоронить в будущем его в одной могиле с Дамианом. Однако по прошествии некоторого времени Косма смилостивился и простил своего брата.
Как рассказывает Иаков Ворагинский, об удивительных врачах безмездных и творимых ими чудесах прослышал игемон Лисий, наместник Киликийской земли при императоре Диоклетиане, приказавший доставить братьев к нему в Киликию. Расспрашивая о происхождении и родстве Космы и Дамиана, их трудах, он удостоверился, что они действительно лечат не за деньги и земные блага, а безвозмездно, однако по вере своей являются христианами. Узнав, что они проповедуют больным учение Иисуса Христа, игемон потребовал от Космы и Дамиана принести жертву идолам в его присутствии, но братья-христиане отказались выполнить его приказ. За непослушание Лисий повелел сначала избить братьев, а потом связать цепями и бросить в морскую пучину. Однако Косма и Дамиан, укрепленные силой Божией и неожиданно явившимся к ним на помощь Ангелом, чудесным образом были спасены от потопления и невредимыми предстали перед своим жестоким судьей.
Увидев братьев живыми, удивленный Лисий произнес: «Заклинаю вас, ответьте мне, почему вы остались совершенно здоровыми после этих пыток? Вероятно, вы прибегаете к какому-то волшебству, которым и побеждаете болезни?! Научите и меня этому искусству, чтобы я мог последовать вашему учению и предстать перед моим богом Адрианом…»
Не успел Лисий произнести последние слова, как перед ним неожиданно появились два беса, ставшие беспощадно его избивать по лицу и всему телу. Наместнику ничего не оставалось делать, как с воплем обратиться за помощью к Косме и Дамиану: «О, мои господа, помолитесь за меня Богу!»
Братья выполнили его просьбу, и — бесы тут же исчезли. Едва опомнившись от случившегося, неблагодарный игемон сказал братьям: «Видите?! Мои боги разгневались на меня за то, что я хотел им изменить и оставить их! Я не нуждаюсь более в вашей помощи. И не хочу больше терпеть поношения вами моих любимых богов».
Лисий приказал слугам развести большой костер и ввергнуть Косму и Дамиана в его пламя. К его удивлению, огненные языки потеряли свою естественную силу и совсем не коснулись святых братьев, а опалили и уничтожили многих язычников, стоявших вокруг костра.
Тогда по приказу того же Лисия к Косме и Дамиану стали применять другие пытки с целью добиться их отречения от Христианской веры. Их предали жестокому мучению: тела братьев стали растягивать между столбами и при этом сильно избивать. Святые Косма и Дамиан силою Божию претерпели и эти, казалось бы, невыносимые пытки.
Лисий приказал и других трех братьев — Леонтия, Анфима и Евтропия — запереть в темнице. Святых Косму и Дамиана решили распять на кресте и при этом побить их камнями, но последние, не нанося никаких ран святым, отскакивали от их тел и падали в толпу язычников. Тогда разгневанный мучитель Лисий приказал вывести из темницы трех братьев и поставить их около крестов Космы и Дамиана. Воины, вооруженные луками, стали стрелять во всех братьев, но смертельные стрелы отлетали и поражали мучителей и толпу язычников.
После всех этих многочисленных страданий Господь оставил непобежденными святых братьев, и тогда Лисий приказал обезглавить мечом всех пятерых братьев.
Когда пришло время хоронить тела обезглавленных братьев-мучеников, кто-то из христиан вспомнил о завещании Космы, желавшего после своей кончины не лежать в одной могиле с Дамианом, принявшим однажды от женщины подарок. В момент обсуждения вопроса о месте захоронения святых мучеников откуда ни возьмись появился старый верблюд. Он подошел к людям и закричал человеческим голосом, что всех братьев надо хоронить только вместе, что впоследствии и было сделано.
Этот эпизод запечатлен на фреске «Погребение святых Космы и Дамиана», являющейся частью большого алтаря церкви Сан-Марко во Флоренции. Итальянский художник-доминиканец Фра Анджелико (1438 — 1440 гг.) изобразил погребение пяти братьев. На фреске виден и верблюд, который приходит на похороны святых Космы и Дамиана.
Согласно рассказу Иакова Ворагинского, братья-мученики претерпели смерть в 287 году, в царствование Диоклетиана. По месту их страданий (Киликия) святых мучеников Косму и Дамиана Аравийских называют еще и Киликийскими. Напомним, что Киликия — древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфилийского залива к востоку до Амманских гор. В мюнхенской церкви святого Михаила считают, что свою практику врачевания они осуществляли и в порту Эгея (современный турецкий город Аяс (Ayas) в заливе Искендерун), а затем в римской провинции Сирия.
Согласно одному из преданий, святые Косма и Дамиан Аравийские приняли мученическую смерть и похоронены в городе Киросе (Cyrrhus, в настоящее время — Килис на южной границе Турции и Сирии). Меч, которым, по преданию, были усечены главы святых Космы и Дамиана и их братьев, в настоящее время хранится среди церковных сокровищ в немецком Мюнстере (10, с. 4), где также имеются и частицы мощей врачей-бессребреников.
Сразу же после смерти мучеников у гробницы святых Космы и Дамиана в Киросе стали совершаться многочисленные исцеления больных. Уже в IV- V веках их стали почитать как покровителей аптекарей, врачей и особенно хирургов, а их лики стали иногда помещать на медицинских эмблемах. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных заболеваний.
Почитание Космы и Дамиана Аравийских выразилось в посвящении им храмов, которые строятся в Иерусалиме, Месопотамии и Египте. На Синае был известен старинный монастырь святых Космы и Дамиана. Археологические раскопки 1907 г. доказали, что в Египте, в Едфу, также был коптский монастырь, основанный в конце IХ в. и носивший имя этих же святых.
Уже в IV веке имена святых Космы и Дамиана Аравийских появляются в римских литургических текстах. В VI веке святые Косма и Дамиан упоминаются в книге мучеников Григория Турского (540 — 594). В Риме Папа Феликс IV переосвятил Библиотеку Мира (иначе — храм Ромула) на Форуме в базилику в честь святых Космы и Дамиана. В этой церкви, которая хорошо сохранилась до наших дней, имеются мозаики VI века, иллюстрирующие жизнь святых. В честь святых Космы и Дамиана в Константинополе было построено 4 церкви. Причем, при них были специальные помещения для больных, ожидающих исцеления. Из всех константинопольских церквей наиболее известна «Паулина», построенная во время правления императора Феодосия II (401 — 450) (13, c.12). Здесь, по преданию, получил чудесное исцеление св. император Юстиниан I (527 — 565). Он восстановил разрушенный город Кирос и посвятил это деяние святым Косме и Дамитану. Юстиниан же перенёс их мощи в Константинополь и построил в столице Империи Ромеев еще одну церковь в честь святых, которая стала известным местом паломничества.
Слава о чудесных исцелениях по молитвам мучеников-врачей Космы и Дамиана дошла постепенно и до германских земель. Каким образом мощи святых мучеников из Кироса через Апамею (сегодня — Квалаат-аль-Мудиг), попали сначала в Константинополь, а затем в Рим, в церковь святых Космы и Дамиана, доподлинно неизвестно. Однако именно из Рима почитание святых бессребреников распространилось через Альпы далеко на север. Немецкие историки теряются в догадках, какими путями-дорогами были доставлены многочисленные частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских из Рима в немецкие монастыри и храмы. Не исключено, что мощи Космы и Дамиана попали в Германию не вполне праведным путем: мощами (как подлинными, так иногда и поддельными) в те далекие времена спекулировали некоторые бессовестные торговцы (3).
Перенесение частиц мощей святых мучеников Космы и Дамиана из Рима на территорию немецких земель впервые отмечен в одних документах в конце VII столетия, в других — в 847 году. Старейший в Германии реликварий с мощами Космы и Дамиана, обнаруженный в 1936 году, находится в швабском местечке Альб. На этой святыне имеется надпись, свидетельствующая о том, что она принадлежала в конце VII столетия алтарю церкви Эннабоенерена. Часть мощей Космы и Дамиана находится сокровищнице Эссенского католического собора. Эти святые считаются покровителями города Эссена: их мощи были перенесены в сюда епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († 874), основавшим здесь первый монастырь.
В настоящее время во многих немецких храмах и монастырях, особенно в земле Баден-Вюртемберг на юго-западе современной Германии, имеются частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских. С 1902 года в Вене также хранится реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. Их мощи имеются и в швейцарском городе Санкт-Галлен, куда они попали еще Х веке.
В местечке Игис (около города Хур, современная территория Швейцарии) в 841 году была построена церковь святого Дамиана (13, с. 13). Аббатство Пфэфферс (вблизи Бад Рагаца) уже 875 году также обладало мощами святых Космы и Дамиана. На Боденском острове Райхенау, в Миттельцелле, им была посвящена часовня, основанная в 850 году. В 1064 году в епископстве Констанц было совершено перенесение мощей святых Космы и Дамиана в бенедиктинские монастыри: Мури (кантон Ааргау), Петерсхаузен (Констанц), Цвифальфен, Вейсенау, Салем, Вайнгартен. Часовня во имя святых бессребреников издревле существовала в Люттихе, благодаря чему началось почитание святых Космы и Дамиана в области рек Мозеля и Рейна, а также в Вестфалии и Нижней Саксонии.
Имеются сведения о том, что Карл Великий в числе других мощей передал в дар знаменитому Ахенскому собору и мощи Космы и Дамиана. Из Ахена в 952 и 974 гг. мощи переносили на поклонение в Трир, Кельн и Бремен. В 1647 году аббатиса Мария фон Шпаур подарила городу Мюнстеру небольшой реликварий с тремя башенками, где находились части мощей Космы и Дамиана.
День памяти врачей-мучеников (27 сентября) праздновался в нескольких немецких землях как один из великих церковных праздников, а 12 августа вспоминалось перенесение епископом Альтридом из Рима мощей Космы и Дамиана в 847 году.
В церковной хронике бременского автора по имени Адам (между 1072 и 1081 гг.) отмечается, что мощи из того самого реликвария Космы и Дамиана Аравийских, который сегодня находится в Мюнхене, «в 965 году архиепископ Адалаг доставил в Бремен прямо из Рима» (10, с. 2). Реликварий с мощами был случайно обнаружен в 1434 году в стене Домского собора в Бремене, куда при неизвестных обстоятельствах и были замурованы мощи. Когда реликварий открыли, от святых мощей исходило удивительное благоухание. После чудесного обретения в Бремене мощей Космы и Дамиана здесь были зафиксированы многочисленные случаи исцеления больных. Сохранились свидетельства, что великую святыню из Бремена весьма неохотно передавали в Мюнхен, ссылаясь на тот факт, что в баварской столице якобы уже были частицы мощей святых Космы и Дамиана, доставленные сюда в 1606 году из Бамберга герцогом Вильгельмом V, отцом Максимилиана I, выступившего инициатором приобретения бременской святыни.
Такова краткая история мощей святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), пребывающих в настоящее время в Мюнхене. Свободный доступ к ковчегу возможен для поклонения только один раз в месяц (третья суббота каждого месяца). В этот день благоговейно открываются не только железный засов часовенной решетки, но и сам стеклянный саркофаг, а также маленькие дверки реликвария, перед которым всегда горит большая свеча и стоит огромный букет цветов. К мощам Космы и Дамиана часто приходят с молитвами о помощи православные верующие из числа местных жителей — греки, сербы и русские, совершающие в часовне молебны. В те дни, когда в Мюнхен прибывают организованные группы православных паломников с желанием поклониться мощам Космы и Дамиана, церковные служители (а среди них и диакониса Екатерина — русская немка из Казахстана) достают из сейфа старинные ключи и любезно идут навстречу тем, кому дороги имена и подвиги святых братьев — бессребреников из далекой Аравии: дверки реликвария торжественно открывают.
О существовании в Мюнхене мощей святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских) известно далеко не всем верующим в России, Украине, Белоруссии и Молдове, за исключением редких паломников из этих и других стран. Между тем, в Мюнхене недавно был зафиксирован такой случай. Автор этих строк сопровождал большую группу берлинских паломников из одного из приходов Московского Патриархата, среди них была и одна тихая бездетная семейная пара, просившая в своих молитвах у мощей Космы и Дамиана, чтобы Бог наконец-то даровал им долгожданного первенца. По прошествии некоторого времени эта супружеская пара позвонила в Мюнхен: «Спаси Господи! Мы звоним из Берлина. Вы нас, наверное, не помните?! У нас такая радость! После паломничества к вам в Мюнхен у нас родилась девочка: весом два сто! Пожалуйста, поклонитесь от нас Косме и Дамиану. И если можно поставьте от нашего имени у мощей белую лилию. Лилия была и тогда, когда мы молились. Мы обязательно еще приедем к Косме и Дамиану. Уже втроем!»
«Русский хронограф», 1994.
2. Соч. Иннокентия, архиепископа Херсонского, т.II.- СПб, 1897.
3. W.-R. Dietrich. Arzt und Apotheker im Spiegel ihrer alten Patrone Kosmas und
Damian.- Warthausen, 2005.
4. Die Legenda aurea des Jacobus de Voragine. Aus dem Lateinischen ubersetzt von
Richard Benz. Heidelberg, 1966.
5. Текущий архив церкви св. Михаила в Мюнхене.
6. Православная энциклопедия.- М., 2002, т.У.
7. Минея.Ноябрь., Часть 1. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1980.
8. Жития святых. Книга 2. — М., 1904.
9. Cosmas und Damian Schrein. Sankt Michael Munchen. Archiv der St. Michael
Kirche.- Munchen, o.J.
10.Kosmas und Damian — Basotherm. Archiv der St. Michael Kirche.- Munche, o.J.
11. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizinhistjrische Aussendungsreihe der
Basotherm. 4. Informationsbroschure.- O.J.
12. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizinhistorische Aussendungsreihe der
Basotherm. 5. Informationsbroschure.- O.J.
13. Bodensee Hefte. Schutzheilige der Arzte und Apotheker. N 12, 1990.
14. Wallfahrts-, Kongregations- und Militarpfarrkirche St. Cosmas und Damian.-
Kaufbeueren, 1995.
15. Wittmann A. Kosmas und Damian. Rultausbreitung und Volksdevotion.- Berlin, 1967.
16.Kosms und Damian. Eine kunst- und medizinhische Aussendungsreihe
der Basotherm.2.Informationsbroschure.-O.J.
17. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizihnische Aussendungsreihe der
Basotherm.3. Informationsbroschure.-O.J.
18. Anneliese Wittmann: Kosmas und Damian: Kultausbreitung und Volksdevotion. -Berlin:
Schmidt, 1967.
19. B. Paal. Gottesbild und Weltordnung. Die St.Michaelskirche. — Regensburg: Schnell und Steiner, 1997
http://www.sedmitza.ru/text/840 144.html