Православная книга России | Сергей Канев | 28.10.2009 |
Ну, я любил читать книгу. Забыл какую. Там это… приключения!
Из разговора с подростком на улице
Я узнал, что дети и подростки почти не читают, что они растут в семьях, откуда изгнана книга, где о ней просто забыли. Что книжек, которые современному подростку было бы интересно взять в руки, попросту нет. Что «взрослые» писатели не берутся за детские темы — это непосильное бремя в условиях отсутствия четкой позиции государства в вопросах морали и нравственности. Взрослые авторы легко обходятся без добра, красоты и любви, оправдываясь тем, что и в реальной жизни не бывает ничего идеального.
Но в детской книжке никак не обойтись без идеалов, без максимализма, без романтики и стремления к свету. Без борьбы добра со злом, правды с ложью, а честности с предательством. И создателям детских книг приходится изрядно попотеть, сочетая увлекательность и динамичность сюжета с ненавязчивой апелляцией к добрым качествам души маленького читателя. Любая фальшь, натянутость, халтура в подобных книжках заметны за версту. Возможно, оттого так несостоятельны все эти многочисленные истории про «православных бурундучков», их беда в том, что морализаторство из деликатной приправы стало основным блюдом, а, по сути — вывернутой солонкой, упущенной из виду незадачливой литературной стряпухой.
В какой-то момент мне даже показалось, что ситуация патовая. Нет, у нас остались мировые детские классики, советские детские писатели, и тех и других худо-бедно современные дети читают. А вот новые отечественные, не переводные, а свои книжки для малышей и подростков, похоже, обречены: нет никаких предпосылок к тому, чтобы они появились.
К счастью, я ошибся. И очень скоро, после того, как я закрыл для себя эту тему, случай, судьба, или — если угодно — чудо, помогли мне в этом промахе удостовериться. Я поделился своим скепсисом с другом, а он спросил, читал ли я сказку «Король улиток»? Оказалось, что уже несколько месяцев при журнале «Фома» выходит серия детских книг. Я отыскал рекомендованную сказку и был приятно удивлен. Нашел и другие выпуски серии. А следом за мной в чтение книжек проекта «Настя и Никита» втянулись и мои дети.
Безоглядно нахваливать эту детскую книжную серию не стану. В каждом выпуске есть свои достоинства и недочеты. Но если брать в целом — у серии «Настя и Никита», бесспорно, есть свое лицо. Можно и нужно говорить о том, что этот проект стал явлением в современной книжной жизни.
Поразило сразу несколько вещей: хороший литературный и художественный вкус тех, кто отбирал эти произведения, душевное оформление самих книжек, жанровое разнообразие и нацеленность на самую «обезкниженную» читательскую категорию — дошколят и первоклашек. Ну и конечно, обилие новых имен. Создатели серии признались, что публикуют лишь «верхушку айсберга» из огромного вороха приходящих в редакцию «Фомы» произведений. Можно представить, насколько труден этот выбор. Но он оправдан — ведь набранную высоту надо удержать. Что совсем непросто в условиях издательского марафона.
Каждый месяц выходят две новые книжки серии «Настя и Никита». Это сказки и стихи, путешествия и занимательные истории, жизнеописания и научные изыскания, адаптированные для маленьких читателей. У них удачный формат — за один присест малыш вместе с родителями может одолеть всю книжку. В этом я убедился на своем опыте. Моему сыну четыре года, ему трудно усидеть на месте дольше десяти минут, но хватает терпения и интереса внимательно дослушать до конца сказку или рассказ этой серии.
Здесь отличные иллюстрации: добрые и красочные. Возможно, это наибольший плюс серии. Ведь благодаря хорошим картинкам, книжка может заинтересовать и тех, кто еще совсем далек от самостоятельного чтения. Первой в руки «Настю и Никиту» схватила моя полуторагодовалая дочь. И хохотала как колокольчик, пока я читал ей стихи Алексея Ерошина — простые и ясные, легкие и смешные.
Рассказ Максима Яковлева «Прощай, Терминатор!», написанный в добрых традициях русской реалистической прозы, тоже можно смело назвать одним из лучших выпусков серии. Это история о мальчике, который спас искалеченную ворону. В книге нет ни натянутой сентиментальности, ни дешевого пафоса: сюжет рассказа пронзителен сам по себе. Автору удалось на нескольких страницах выразить очень важную истину — что добро может войти в этот мир благодаря каждому из нас, неважно, взрослый ты или малыш.
А вот жизнеописание преподобного Сергия Радонежского, выполненное тем же автором, к сожалению, вызвало противоречивые чувства. Открывал я его с надеждой на легкое и интересное чтение, а оказалось, что Максим Яковлев сократил традиционное «взрослое» житие Сергия, и лишь немного смягчил его язык. Думаю, что эта книга вряд ли будет тепло воспринята кем-то кроме учеников воскресных школ, которые и до этого были знакомы с историей жизни одного из самых популярных русских подвижников. А вот невоцерковленные школьники вряд ли прорвутся сквозь хитросплетения церковнославянизмов. Но назвать неудачей этот выпуск серии тоже нельзя. Это попытка обрести новый художественный язык, удобный для понимания детьми житийных историй и сюжетов Священного Писания. Возможно, с появлением этого языка, будет написан и катехизис для малышей, который нужен Церкви не меньше взрослого.
Отрадно, что создатели серии «Настя и Никита» не страшатся экспериментов. На сегодняшний день вышло десять книг, в ноябре будут изданы еще две. С каждым днем прибавляется число читателей этой серии, тех, кто знает о ней и ждет новых выпусков. Подобно героям одной из лучших сказок ХХ века «Ветер в ивах», мы устали блуждать в предрассветном тумане, и ищем определенности, смысла, ясности и простоты. И книжная серия журнала «Фома», на мой взгляд, вполне может сложиться в такую тихую и внятную мелодию, встречающую рассвет новой детской литературы.
Жизнь преподнесла создателям этого проекта отличный шанс вернуть книгу в каждый дом, — как это было еще десять-двадцать лет назад. И возможность для реализации этой, не такой уж и маниловской затеи, есть. Выпуски серии может купить любой родитель, в каждом городе страны — благо, журнал «Фома» имеет всероссийскую популярность. Читать их будут, и уже читают. Хватит ли дыхания у издателей, появятся ли другие подобные проекты, вырастет ли на их основе новая детская литература — вот вопросы, на которые пока рано давать ответ. Но как однажды сказал взрослый писатель Карлейль, «начинай! только так ты сможешь сделать невозможное возможным».