Русская линия
Русский вестник Вячеслав Шатских19.10.2009 

Заклинание огня

В 1988 году в московском Лианозовском парке был открыт музей художника Константина Васильева. Он расположился на месте бывшей усадьбы купца Лианозова, полностью восстановленной на развалинах фундамента. Огромные усилия в деле восстановления здания, сохранения и пропаганды творчества Константина Васильева приложил Анатолий Иванович Доронин, который создал для этих целей Клуб любителей живописи Константина Васильева и написал ряд монографий о творчестве художника.

Все годы существования музея и клуба вокруг него происходили различные конфликты. Чем они вызваны, однозначно сказать трудно. Не последнюю роль в этом играет столкновение интересов А. Доронина и ставшей после смерти матери К.А. Васильевой наследницей картин сестры художника Валентины Васильевой.

Совсем недавно пожар в значительной степени уничтожил здание музея.

Валентина Васильева обвиняет в поджоге здания музея Анатолия Доронина. Доронин заявляет, что Васильева намерена продать картины за рубеж.

Говорят также о существовании некой третьей силы, вмешательство которой в конфликт только усугубляет положение.

Ситуацию комментирует Шатских В.А., исполняющий обязанности председателя Клуба.

— Вячеслав Алексеевич, кем Вы были до того, как возглавили Клуб и каково сейчас положение вокруг музея Константина Васильева?

— Я профессиональный военный, служил в десантных войсках, после увольнения с воинской службы работал в правоохранительных органах. Затем юристом и на руководящих должностях в коммерческих организациях. Как ни парадоксально, именно мои профес-сиональные навыки плюс юридическое образование — это, может быть, и есть те необходимые качества, которыми должен обладать руководитель в сложившейся в Клубе непростой ситуации. Мы это обговаривали с прежним председателем Клуба Анатолием Ивановичем Дорониным, — мои полномочия ограничены во времени. Я, так сказать, «антикризисный управляющий», действующий до стабилизации обстановки внутри Клуба и в отношениях Клуба «на ближних подступах». После этого руководителем Клуба, безусловно, должен стать человек, более соответствующий сложившимся стереотипам о руководителе культурного учреждения.

Положение музея в настоящее время можно охарактеризовать как полное его разорение.

Предоставленный Правительством Москвы для размещения музея земельный участок отдан лицам, не обременённым обязательствами по содержанию музея, права Клуба на здание музея не оформлены в установленном порядке — фактически здание используется вне закона.

Главная ценность — находившаяся в музее коллекция картин художника К.А. Васильева — Клубом на данный момент фактически утрачена, права Клуба на владение картинами оспорены в суде.

Все эти посягательства совершены до моего вступления в должность, мне пока только с трудом удаётся устанавливать истинное положение дел.

Можно также обратить внимание на то обстоятельство, что поджоги, происходящие в моменты истребования документов, касающихся прав на имущество и управления им — почти обычное дело.

Я руководствуюсь в своей деятельности протоколом, подписанным в том числе собственноручно Дорониным. Доронин сам, лично передал мне итоговый протокол об избрании меня председателем Совета Клуба.

Тон задает фан-клуб Доронина, именно Доронина, а не художника К. Васильева. И «стратегический инвестор», которому Доронин отдал землю, принадлежащую Клубу. Я не называю его имени, поскольку это помешало бы переговорам, которые в настоящее время планируются. Хочется окончательно прояснить его позицию. Если окажется, что инвестор готов помогать музею, финансировать строительство Славянского культурного центра, — то мы найдем общий язык.

— Как бы Вы сформулировали основную задачу, стоящую перед Вами как руководителем организации?

— Сохранение коллекции, установление законного статуса для всех картин коллекции, здания музея, территории вокруг музея и как итог — возобновление выставки картин. Я подчеркиваю, что обстановка такова, что речь идет и о сохранении коллекции как народного достояния — под этим я понимаю в том числе доступность выставки для простых людей и о просто физическом сохранении картин.

Люди, поддерживающие меня, на сегодняшний день составляют самодостаточный коллектив единомышленников, готовых взять на себя ответственность за сохранность культурного наследия Константина Васильева. Свое согласие участвовать в этом проекте дала Светлана Николаевна Удалова, руководитель и главный редактор издательства «Белые Альвы», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, которая в настоящее время утверждена сопредседателем Клуба.

— А что мешает организовать выставку коллекции уже сегодня? Это бы способствовало ее сохранению, успокоило бы общественное мнение и развеяло бы многие домыслы?

— Мешает не столько проблема подбора подходящего помещения (старое непригодно после пожара, но это — вопрос решаемый), сколько вопросы юридического порядка.

Прежде всего хотелось бы завершить экспертизу коллекции, удостовериться в подлинности картин. Процесс идет медленно из-за отсутствия денежных средств.

Отказавшись передать дела, документы, печать организации, направив заявления в органы Министерства юстиции, Доронин фактически перекрыл доступ к управлению. Неуправляемость счетов и отсутствие активов Клуба не позволяет мне, как руководителю, ни привлекать, ни расходовать средства на уставные цели.

И главное: я полагаю неприемлемой позицию Доронина, направленную на отказ от сотрудничества с Васильевой как обладательницей авторских прав. Обращения к Васильевой с предложениями о согласованной организации выставки картин пока не дало результатов, Васильева настаивает на незамедлительном исполнении решения Бутырского суда и передаче коллекции в ее распоряжение, но мы все-таки надеемся на нормальное сотрудничество.

— Расскажите поподробнее о тех задачах, которые, по вашему мнению, необходимо решить в первую очередь.

— Я обнаружил, что во вверенном мне хозяйстве наличествующее имущество фактически полностью отсутствует. Права Клуба на коллекцию оспорены. Кроме того, выяснилось, что здание музея за Клубом не закреплено. Дорониным была предпринята попытка признать право на здание через суд. Но в итоге получили отрицательное решение, которое значительно усугубило ситуацию. И самое интересное: 2,5 га земли, переданные властями г. Москвы в аренду Клубу на 49 лет, — были переуступлены Дорониным уже упомянутому «стратегическому инвестору».

Сегодня речь идет о комплексной организационно-правовой работе. Я предпринял адекватные ситуации действия. Я привлек квалифицированных юристов и все-таки надеюсь признать право на здание через суд. Предъявлен иск о признании недействительной переуступки земли. Оспаривается решение Бутырского суда для придания окончательной определенности в вопросе о правах на саму коллекцию картин. Я обратился в Минкультуры РФ с целью включения картин в музейный фонд России.

Прежнее руководство за минувшие два десятка лет управления коллекцией не озаботилось этими очевидными и важными мерами. Картины без статуса, с неподтверждённым авторством, неустановленной стоимости — с ними можно было поступать, как заблагорассудится, просто обладая ими физически. Такое безобразие в отношении творческого наследия художника необходимо прекратить.

— По-вашему, рейдерские атаки на клуб вымысел, но кто-то все-таки поджег здание музея?

— Напоминаю: горит здание, в отношении которого мной предъявляется иск о признании права собственности за Клубом. Горит здание, расположенное на чужом (согласно документам) земельном участке. Поджог совершен в месте, где в соответствии с законом и Уставом должна находиться вся истребованная мной для работы документация.

В этих случаях криминалистика рекомендует задаваться вопросом — кому выгодно? Мне остаётся надеяться, что не сгорела вся документация Клуба, затребованная мною у Доронина А.И. накануне поджога.

Я до настоящего времени не имел и не имею доступа не только к большей части документации Клуба, но и к зданию музея. Но поскольку сама коллекция картин была вывезена из этого здания самим Дорониным — я не форсировал события.

Беседовал Сергей ПЕТРОВ

Сергей КЛИМУК

Чем выразить свою тоску?
Как докричаться до тебя,
Пройти по зыбкому песку
О жизни будущей скорбя.

Слова на чистые листы
Ложатся ветхою травой,
На свете есть лишь я и ты,
На свете будем мы с тобой.

Могу я только лишь мечтать,
О том, что ты меня найдешь,
О том, что будешь ты читать
Мои стихи, и что ты ждешь.

Ты ждешь меня, и я приду.
Так сформулирован закон.
Тебя сильнее лишь люблю,
В тебя сильнее лишь влюблен.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8147


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика