Православие.Ru | Дарья Огранович, Татьяна Кураина | 14.10.2009 |
История появления подносов в Жостове тесно связано с развитием другого, не менее известного художественного промысла — лаковой миниатюры Федоскина. Территориальная близость двух деревень сыграла свою роль: изначально материал для изготовления миниатюры и подносов был один и тот же — папье-маше.
Предприимчивые крестьяне братья Вишняковы в начале 1810-х годов организовали производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц и чайниц. Со временем ассортимент расширился, и значительное место в нем стали занимать подносы, как из папье-маше, так и металлические. В прейскуранте мастерской Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. Существует с 1825 года».
Рост городов в середине XIX века привел к увеличению числа гостиниц, трактиров, питейных заведений. Спрос на подносы сильно возрос, и их производство стало приносить большую прибыль. В 1870—1880-е годы стали появляться новые мастерские по изготовлению подносов, из которых самыми крупными были мастерская О.Ф. Вишнякова и Е.Ф. Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. Подносы в старину не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских.
Жостовская мастерская имела свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровыми сюжетами, изображавшими мчащиеся тройки, чаепитие, охоту, крестьянских девушек, а также знаменитые жостовские букеты — как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса.
Подносы использовались не только для подачи блюд. Их вставляли в углубление столов, они служили оригинальной столешницей, а также являлись украшением интерьера домов, причем как купеческих, так и аристократических.
В начале XX века производство подносов практически прекратилось и возобновилось лишь в 1920 году с оживлением «кустарно-художественной промышленности». В 1928 году в Жостове появилась артель «Металлоподнос», в которой работало более 200 человек. Изделия отличались высоким качеством, которое достигалось ручной выделкой на всех стадиях производства. В эти годы цветочная роспись стала преобладать над жанровой и пейзажной. Промыслу пришлось пережить непростое время, когда, желая изменить традиционную направленность, была предпринята попытка внедрить специфику станковой профессиональной живописи. Однако ведущие художники предприятия смогли этому противостоять. С 1960 года предприятие стало именоваться фабрикой декоративной росписи, на которой до сих пор работают представители жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины XIX века.
Сегодня жостовский поднос можно по праву считать одним из символов русской самобытной культуры.
На открытии выставки, посвященной 185-летию жостовского промысла, мы встретились с художницей жостовской фабрики Татьяной Васильевной Кураиной, которая поделилась с нами секретами этого яркого и праздничного искусства.
— Татьяна Васильевна, каковы традиции жостовского промысла?
— Работы жостовских мастеров — это металлические лакированные подносы черного цвета с изображением цветочных или жанровых композиций. Сегодня изображения на подносах могут быть самыми разнообразными. В том числе изображаются и православные храмы. Некоторые подносы делаются на заказ. Помню, как-то к Пасхе мы делали большой заказ для одного храма — несколько сот подносов.
Традиционно на подносах изображаются цветочные композиции. Существуют характерные изображения цветов. Конечно, роза — это всегда роза, но художник может придумать свои формы цветка. Художнику дают лишь общее задание, например расписать поднос цветами, но конкретно композицию не навязывают. Сейчас художники имеют большую свободу и дают волю фантазии, каждый придумывает свой рисунок, у каждого свой почерк. Рисунок идет из головы, никогда художники не пользуются какими-либо шаблонами, трафаретами. Иногда рисунок рождается на ходу, уже в процессе работы. Если работа большая, то, конечно, художник прорабатывает композицию сначала на бумаге.
— А какова технология изготовления подносов?
— Металл мы закупаем в Череповце. На фабрике есть станок-ножницы, который режет металл. Основная часть подносов штампуется под прессом, большие — куются вручную.
Для росписи используются только масляные краски. Роспись у нас ведется трехслойная, возможно, благодаря этому, наши подносы имеют «глубину». Сначала создается композиция, затем изделие ставят в печь и при температуре 90 градусов высушивают. После этого художник начинает основную роспись.
Традиционно фон подноса — черный, но он может быть и другим. Интерьеры наших домов изменились, и подносы изменились, они могут вписаться в любой интерьер.
На каждом подносе сзади стоят два клейма. Одно клеймо старое, историческое, на нем изображены палитра, кисть и тюльпан, второе — клеймо действующей жостовской фабрики. После того как поднос закончен, каждый художник ставит свою подпись. Начиная с 1970-х годов каждая работа у нас авторская. До 1970-х годов художник не имел права ставить свою подпись, на обратной сторонне подноса ставилось лишь клеймо мастерской. Художников не знали, а знали только тех, кто заведует мастерской.
Когда художник закачивает работу, с подносом начинает работать художник- орнаментальщик. Орнамент сушится, затем поднос покрывается лаком в два слоя. Второй слой немного шлифуется. Всего на создание одного подноса уходит четырнадцать дней, независимо от формы и от того, маленький поднос или большой. Технология одинаковая.
— Что, помимо красок, еще необходимо для работы?
— Для работы нам необходим шпатель, которым мы разводим или стираем краску, а также составляем палитру. Еще у художника под рукой всегда должна быть линейка.
Художник расписывает поднос, держа его на коленях, — так удобнее всего. Неоднократно на фабрике предлагали ввести всякие устройства, чтобы нам было легче работать, но они не прижились. Стол обязательно должен располагаться на уровне локтя, чтобы не болела рука и удобно было пользоваться красками. Под ногами — подножка, для того чтобы колени были под прямым углом.
В качестве палитры некоторые художники используют стекло или мрамор, на котором разводят краски. Масляные краски петербургского производства, беличьи кисти, льняное масло — вот и все, что необходимо художнику для работы.
— Где можно научиться росписи подносов? И где учились вы?
— Существуют курсы в Художественной спецшколе миниатюрной росписи, там есть наше отделение. Четыре года студенты учатся бесплатно и получают хорошую стипендию. После этого приезжают к нам на практику. Правда, на нашей фабрике из последнего выпуска никто не остался, но те два месяца, которые выпускники провели у нас летом, работая бок о бок с профессиональными художниками, им запомнятся надолго.
Сама я училась в Федоскинской школе миниатюрной росписи и уже много лет работаю на фабрике. Каждый день художник учится и у самого себя, и у товарищей. Я проработала на фабрике лет десять, и только тогда мне начали нравиться мои работы.
Мои работы нравятся людям, и это очень приятно, ведь в каждую работу я вкладываю частичку своей души.
К нам на фабрику приезжает много людей, особенно со школьниками. При фабрике есть музей. Когда приезжают экскурсии, я часто даю мастер-класс по росписи подносов. При старом здании фабрики тоже был музей, но он был закрыт для посещения. В нем были собраны образцы, которых следует придерживаться. Музей изначально создавался для художников, чтобы перед нами были образцы для подражания и мы, художники, эту традицию сохраняли.
— А какие работы попадают в музей при фабрике?
— В музее есть старинные подносы, подносы с традиционной росписью и кое-какие оригинальные работы. Некоторые экспонаты для музея мы собираем по соседним деревням. Так, одна бабуля кормила кур из старинного жостовского подноса!
— Сколько человек работает сейчас на фабрике, и сколько подносов делает художник в месяц?
— Сейчас на фабрике работает не очень много людей — человек тридцать. В среднем художник делает четыре подноса в месяц. Но кто-то делает три больших, а кто-то тридцать маленьких.
Еще многое зависит от сложности композиции. Если это цветы, то они пишутся за один прием, а вот пейзаж пишется в несколько этапов.
— Где реализуется продукция жостовской фабрики, и какова средняя цена подноса?
— У нас есть договора с определенными магазинами о поставке нашей продукции, еще мы участвуем в выставках, ярмарках. Также у нас действует магазин при фабрике.
Подносы у нас не дешевые, так как работа практически на всех этапах ручная. Маленький поднос стоит где-то от 300 рублей. А некоторые большие подносы могут стоить и 100 тысяч.
— Жостовский поднос сейчас становится частью интерьера и является часто украшением наших домов. А насколько поднос функционален?
— Раньше на подносах, например, подавали чай, сейчас часто подносы вешают на стену и любуются ими.
В использовании подноса главное — не повредить лаковый слой. И мыть его надо как ребенка — детским мылом! Чтобы восстановить яркость рисунка, можно протереть поднос лампадным маслом: нужно втирать масло до блеска, и тогда рисунок засветится. Чтобы поднос сохранился дольше, лучше покрывать его салфеткой, прежде чем что-либо на него класть.
Выставка «Волшебный сад» открыта до 17 октября 2009 года.
Адрес выставочного зала Фонда народных художественных промыслов:
Москва, Леонтьевский пер., д. 7.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/32 259.htm