Русская линия
Русская неделяМонах Вениамин (Гомартели)14.10.2009 

Летопись церковных событий. 1955−1956 год

1955: В феврале Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий», которым разрешалось регистрировать церковные общины, ранее действовавшие без оформления соответствующих документов. В результате количество храмов в стране стало расти. Впервые за всю советскую историю Православной Церкви разрешили напечатать Библию, Евангелие, и в 1956 г. они вышли общим тиражом 50 тыс. экземпляров (А. Б. Винников. Оттепель 1943−1960).

1955: 1 апреля на Кипре вспыхнуло восстание за освобождение острова от колонизаторов. Между английским губернатором Кипра фельдмаршалом Хардингом и Архиепископом Макариосом как вождем кипрского народа начались переговоры, которые длились с октября 1955 г. по март 1956 г., но к соглашению сторон не привели. Английское правительство, в действительности не стремившееся проводить переговоры с целью найти удовлетворяющее киприотов решение вопроса, сразу же выдвинуло неприемлемые для них требования. Существо этих требований сводилось к следующему: 1. Введение на острове конституции, положения которой будут сформулированы английским правительством позже. 2. Внешняя политика, оборона, внутренняя безопасность, полиция, гражданская служба и радиовещание остаются в ведении губернатора, осуществляющего абсолютный контроль в этих областях. 3. Никакой гарантии на предоставление острову права на самоопределение не может быть дано. 4. Никакой амнистии киприотам, репрессированным английскими властями, не может быть обещано. 5. Никакой гарантии, что греческая община получит большинство в законодательном совете, не может быть дано. Архиепископ Макариос, отвергнув эти продиктованные с позиции силы английские требования, закреплявшие на острове колониальный режим, выдвинул в качестве основы для соглашения свою программу: 1. Введение на острове демократической конституции, которая устанавливала бы пропорциональное представительство в законодательном совете и гарантировала бы греческое большинство в ней. 2. Передача руководства вопросами внутренней безопасности и полицией в руки кипрского правительства через год после его избрания. 3. Объявление всеобщей амнистии. 4. Признание английским правительством права киприотов на самоопределение. 5. Согласие на то, что обсуждение вопроса о предоставлении права на самоопределение будет проведено между английским правительством и выбранным правительством Кипра после введения на острове системы самоуправления. Таким образом, компромиссные предложения, выдвинутые Архиепископом Макариосом, фактически предусматривали самоуправление. Ставилось только условие о принципиальном признании Англией права на самоопределение. Как и следовало ожидать, Хардинг отверг предложения Архиепископа Макариоса, дав понять, что соглашение может быть достигнуто только путем принятия его предложении без всяких изменений. Фактически это был ультиматум (К. К. Скурат. История Православных Поместных Церквей).

1955: После освобождения из заключения иером. Гликерий послал депутацию в Бухарест к известному противнику календарной реформы митрополиту новостильной Церкви Галактиону (Кордун) с просьбой возглавить Румынскую Старостильную Церковь. Митрополит Галактион согласился. 21 мая торжественно, под звон колоколов он прибыл в монастырь Слатиору, которая стала его резиденцией. В день прибытия он возвел о. Гликерия в сан архимандрита. О своем решении вернуться на старый стиль митрополит Галактион официально сообщил Румынской Патриархии, а также патриархам Алексию Московскому и Кириллу Болгарскому с которыми он вместе учился в Петербургской Духовной Академии. По тому времени это был мужественный поступок. Карательные меры последовали незамедлительно. Митрополит Галактион и о. Гликерий были арестованы органами Госбезопасности. О. Гликерий был сослан в село Рэкитоаса (ссыльная зона Бэрэган), а митрополит находился под домашним арестом в новостильном монастыре Черника, позднее в Кэлвдэрушани. Несмотря на это, он там тайно единолично совершил хиротонию архим. Евлогия (Ота), а затем архим. Мефодия (Мариначе) и затем архим. Гликерия. (На фотографии митр. Галактион с о. Гликерием).

1955: 6−7 сентября произошел страшный антигреческий и антихристианский погром в Истанбуле. Было разрушено 4500 греческих домов, 3500 магазинов и бизнесов, 90 церквей и монастырей, 36 школ и 3 кладбища, 2 священника были сожжены живьем, 14 греков убито, сотни греческих женщин изнасилованы и тысячи греков избиты и покалечены, были осквернены могилы православных патриархов. Несколько часов турецкие власти не принимали никаких мер по обузданию бунта, фактически развязав руки погромщикам. В последующие годы многие греки бежали из Истамбула, другие подверглись насильственной депортации.

1955: 20 сентября в возрасте 85 лет скончался глава старостильной Греческой Церкви митрополит Хризостом Флоринский. После себя он не оставил преемника. Большая часть старостильников стали управляться собором архимандритов (к «матфеевцам» тогда принадлежала только четверть всех старостильников). На его погребение в церкви Преображения в Афинах собрались десятки тысяч народу. Так случилось, что во время похорон траурный перезвон колоколов был слышен по всей Греции — Cинод Элладской Церкви велел звонить во всех церквах по поводу недавних антигреческих террористических актов в Константинополе. 25 сентября патриарх Александрийский Христофор II, узнав о кончине митр. Хризостома, совершил по нему заупокойную службу.

1955: 25 октября почил о Господе митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский). Владыка был хиротонисан в 1923 г. немало своих пастырских лет провел в лагерях и ссылках, был пастырь смиренный и любвеобильный, отличался даром прозорливости и утешения. Отошел он на последних словах канона на исход души. 28 октября епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел Владыку Николая в кафедральном соборе г. Алма-Аты. Всю дорогу от храма до кладбища (около 7 км) гроб с почившим несли на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40 000 человек. Кладбище было переполнено народом так, что шествовавшее за гробом духовенство с трудом достигло могилы. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви митрополит Николай был причислен к лику святых исповедников.

1955: 8−10 ноября на Соборе Американской Митрополиии был окончательно сформулирован статус Американской Митрополии, как митрополии.

1955: 31 декабря скончался Иерусалимский патриарх Тимофей. Он многие годы болел «пляской св. Вита», и в управлении Церковью прямого участия почти не принимал, за него правил Церковью митр. Афинагор.

1956: Московский патриархат даровал Китайской Православной Церкви автономию и отозвал всех русских священников. В это время в Китае насчитывалось ок. 20 000 православных верующих, один епископ в Шанхае и один в Пекине.

1956: 9 марта Архиепископ Макариос, глава Кипрской Церкви, вместе с митр. Киренийским Киприаном по приказанию английского губернатора Кипра Хардинга был тайно взят под стражу и сослан на Сейшельские острова в Индийском океане. Здесь Архиепископ Макариос оставил о себе добрую память, построив на свои средства школу для детей местного населения. В ссылке кипрские архиереи пробыли до апреля 1957 г.

1956: 18 марта в св. Тихоновском монастыре (в Пенсильвании) почил о Господе сербский святитель Николай (Велимирович. День до смерти владыка отслужил литургию, затем прошел в братскую трапезу, после краткой беседы попросил у всех прощение, что было для него необычно. Утром его нашли бездыханным в своей келлии коленопреклоненным перед иконами. В 2003 г. святитель Николай был прославлен в лике святых Сербской Православной Церковью.

1956: 21 марта скончался глава Элладской Церкви архиепископ Афинский и всей Эллады Спиридон (Влахос), который пережил своего бывшего друга, а потом идейного оппонента митр. Хризостома Флоринского на пол года.

1956: 30 марта многомиллионное недвижимое имущество Русской Православной Церкви в Китае было безвозмездно передано государственным властям КНР. Движимое имущество подлежало передаче в собственность Китайской Православной Церкви через назначенных китайских священников. Подсобные предприятия Экзархата, долгое время служившие источником доходов и дававшие значительные средства для существования Миссии, были переданы советскому посольству, как и вся территория Бэйгуаня с его старинными храмами.

Последний русский архиерей, архиепископ Виктор, выехал из Пекина 24 мая 1956 г. и пересек границу КНР 26 мая.

1956: К маю патриарх Алексий сумел выхлопотать освобождение из заключения епископа Вениамина (Новицкого), который отбывал свой лагерный срок на Колыме, где его избивали, сломали позвоночник, в 55 лет он выглядел глубоким старцем, патриарх сразу же назначил его на кафедру в Омск. В ноябре-декабре получил свободу епископ Мануил (Лемешевский), в том же году был освобожден митр. Нестор (Анисимов) и 18 июля был назначен митрополитом Сибирским и Барнаульским.

1956: Румынский старостильный митрополит Галактион, чувствуя, что силы его иссякают, чтобы не оставлять своих духовных чад без окормления решил единолично посвятить епископа Евлогия, затем они вдвоем посвятили во епископы Мефодия, и 29 ноября втроем посвятили архим. Гликерия, которого митр. Галактион и назначил своим преемником.

1956: Скончался японский епископ Николай (Оно), первый архиерей японец.

1956: 23 ноября Св. Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии в епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана).

1956: После ХХ съезда КПСС (1956г.), осудившего культ личности Сталина, из мест заключения и ссылок возвращаются тысячи амнистированных политзаключенных. Среди них было много священнослужителей. В этом же году 293 освобожденных cвящeнникa вновь стали служить в храмах, возобновляются богослужения в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возрастает число заявлений верующих об открытии церквей, власти публично обещают расширение религиозных свобод, удовлетворение различных просьб религиозных организаций. Патриарх Алексий обращается в Совет с заявлениями о решении ряда насущных вопросов, среди которых были: предоставление Церкви и приходам прав юридического лица; открытие дополнительных церквей, монастырей и духовных учебных заведений; передача для нужд издательской деятельности Церкви одной из государственных типографий, а также комплекса зданий Донского монастыря для организации там Православного духовного центра. Впервые за всю подсоветскую историю Православной Церкви было разрешено напечатать Библию и Евангелие, они вышли общим тиражом 50 тыс. экземпляров. В июле Г. Карпов писал патриарху Алексею, отдыхающему в Одессе, что его может больше не беспокоить вопрос об открытии храмов, процесс этот будет непрерывным, что нет препятствий к передаче всех зданий Троице-Сергиевой Лавры, мощей св. Никиты Новгородского. В августе наконец-то здания и сооружения на территории Троице-Сергиевой Лавры были переданы Патриархии.

1956: К концу года на Афоне в двадцати монастырях, скитах и келлиях обитало монахов 1491, или в пять раз меньше, чем в 1903 году. Из них греков осталось 1290 человек, болгар — 17, грузин — ни одного, сербов — 28, румын — 94, а русских — всего 62, т. е. почти в 57 раз меньше, чем в 1903 году.

1956: В Австралийской епархии РПЦЗ был основан первый православный монастырь на этом континенте — женская обитель Новое Шамордино.

1956: РПЦЗ вышла из Совета каноничных православных епископов Америки (SCOBA), когда ее членом стала Московская Патриархия.

Интернет-журнал «Русская неделя»-god


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика