Русская линия
НГ-Религии Мария Ермаченко08.10.2009 

Министерство церковной информации
Позицию Московского Патриархата должны озвучивать профессионалы

Если пытаться провести аналогию церковного устройства с государственным, то получается, что синодальные отделы Московского Патриархата — это церковные министерства. С апреля 2009 года их стало больше. Появились Отдел по взаимоотношению Церкви и общества и Информационный отдел. Чем занимается Информационный отдел, с какими трудностями сталкиваются его сотрудники, каковы планы на будущее? Об этом рассказывает председатель Синодального информационного отдела, главный редактор православного журнала «Фома», профессор МГИМО Владимир Легойда.

— Владимир Романович, не так давно вы стали главой Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Чем занимается отдел, что входит в его компетенцию?

— Задачи отдела можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны со стремлением сделать присутствие Церкви в светском медиапространстве максимально адекватным. Порой (правда, сейчас все реже), когда в обществе происходят значимые события, можно услышать: «А почему Церковь молчит, не высказывается по этому поводу?» Нередко это связано с тем, что существующая позиция Церкви просто слабо представлена в СМИ. Информационный отдел должен способствовать тому, чтобы голос Церкви был слышен. Это, так сказать, вопрос количества.

Качественная же адекватность предполагает рассказ о реальной жизни и заботах Церкви. В этой связи хотелось бы уйти, например, от таких ярких, но нередко бессодержательных картинок, когда рассказ о празднике праздников — Пасхе — концентрируется вокруг гастрономических сюжетов разговления и рецептуры сырных масс и куличей с крашенками. Вера — это очень серьезно и глубоко, это одновременно интимно-личный и важный общественный феномен. И говорить о ней нужно вдумчиво и бережно. А главное — всерьез. И еще: важно понять, что вера человека имеет непосредственное отношение к его жизни во всех ее проявлениях. Не может человек верить в Бога по воскресеньям, а в остальные дни не позволять Богу влиять на его жизнь. Об этом и нужно говорить.

— А внутренние задачи?

— Очень важно сейчас осмыслить и правильно организовать внутрицерковную информационную деятельность. К сожалению, системно такой работы пока не велось. Один из практических шагов в этом направлении — понять, что на самом деле сложилось за 20 лет в пространстве так называемых православных СМИ — как официальных епархиальных, так и «концептуально православных» инициатив, не связанных с официальными церковными структурами. Сегодня зарегистрировано около тысячи таких СМИ. Какие здесь существуют реальные трудности, какая нужна помощь?

Или, скажем, проблема профессионализма. Мы уже пережили время, когда благочестивый порыв был достаточным для того, чтобы создать медиапродукт. Необходимо честно сказать, что непрофессионализм ничем не может быть оправдан. Как говорится, хороший человек — это не профессия. Конечно, желание потрудиться важно, но его недостаточно. Правда, здесь тоже нельзя перегнуть палку. И хоть хороший человек — не профессия, но это немаловажная составляющая профессии. Я ни в коей мере не призываю искать расчетливых профессионалов, которым все равно, о чем писать. Но важно сочетание компетентности и убеждений. Православный журналист — это православный человек, являющийся профессионалом в журналистике.

— До создания вашего отдела информационной политикой Церкви ведали пресс-служба Патриархии и служба коммуникации ОВЦС. Как будут разграничиваться полномочия этих трех отделов?

— Одна из функций нашего отдела — это как раз координация деятельности существующих информационных подразделений. Патриаршим указом была создана коллегия Информационного отдела, куда вошли представители информационных служб различных синодальных учреждений. К работе в коллегии также будут приглашаться и православные журналисты, и светские эксперты.

Повестка дня ближайших заседаний сформирована по результатам одного важного события — встречи Святейшего Патриарха Кирилла с главными редакторами православных печатных изданий, прошедшей в середине сентября. Участники озвучили свои конкретные вопросы и предложения. Поэтому на ближайших заседаниях мы будем обсуждать не только стратегические вещи — концепцию информационной деятельности Русской Православной Церкви, — но и ряд частных вопросов. Например, распространение православных изданий.

— Какими проектами в настоящее время занимается Синодальный информационный отдел?

— Их немало. Совместно с ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть» отдел участвует в проекте «Общенациональная российская интернет-радиотрансляция». Мы планируем запустить целый ряд православных радиоканалов: они будут регулярно пополняться новыми передачами, и одновременно в их архивах можно будет найти множество ранее созданных.

На первом этапе вещание будет осуществляться в Интернете, а затем программы можно будет прослушивать с помощью интернет-радиоприемников, которые являются усовершенствованным вариантом всем известного трехпрограммника.

Согласно распоряжению Патриарха наш отдел ответствен за функционирование официального сайта Русской Православной Церкви. На прошлой неделе мы представили его на суд пользователей интернета.

Вообще, Интернет является отдельной важной темой. Каким должно быть присутствие Церкви в Сети — начиная официальным сайтом и заканчивая личным онлайн-дневником священника? Ведь интернет-пространство — среда очень неоднозначная. Например, анонимное участие человека в интернет-дискуссиях ставит серьезные нравственные вопросы. Сегодня создаются специальные порталы, посвященные слухам и сплетням. И там анонимно обсуждаются конкретные люди: студенты (анонимно, конечно) могут поливать грязью своих преподавателей, сослуживцы — друг друга. И все вместе — известных людей. А ведь это — модель безнравственного поведения: человек осуждает другого, говорит гадости. Интернет позволяет осудить человека, избегая необходимости смотреть ему в глаза. А ведь люди порой часами просиживают в таких форумах и блогах. Думаю, это серьезный культурный (или антикультурный?) феномен, заслуживающий внимания и обсуждения.

— Как вы оцениваете православное присутствие в современных СМИ? Какими видите образцовые православные программы на ТВ и в печатных изданиях?

— Я вижу колоссальный интерес к православной теме. И в этом есть, так сказать, субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона вечна, как вечны вопросы: что такое жизнь и смерть, как найти Бога… Это всегда актуально. Объективный же момент заключается в том, что сегодня религия из недавнего своего положения на периферии общественной жизни перемещается к ее центру. И это общемировой процесс. Я, конечно, сейчас несколько упрощаю, но уже понятно, что если прошлый век стал временем крушения различных идеологий, то XXI, если он хочет извлечь уроки из прошлого, с неизбежностью должен отнестись к религии как культурообразующему и формирующему личность феномену. Что сейчас и происходит.

Но вот вопрос: как об этом писать, как это показывать? Сегодня стало очевидно, что по сравнению с прошлыми годами журналисты меньше путаются в церковных терминах, правильно ставят ударения в церковной лексике. В то же время мы понимаем, что существует проблема медийных форматов. Совершенно очевидно, что в некоторых формах невозможно обсуждать серьезные вопросы. В свое время на портале «Религия и СМИ» была дискуссия, насколько Церковь со своим религиозно-философским контекстом вписывается в современное медиапространство. Не профанируется ли разговор о Церкви в том или ином формате. Понятное дело, что адекватный разговор по богословскому вопросу в жанре пятнадцатиминутной программы невозможен. Словом, проблема существует. Но она — решаемая. Нужно просто понять, с какого момента начинается опасность профанации и как ее избежать. Для этого нужен постоянный диалог между представителями СМИ и представителями Церкви.

http://religion.ng.ru/facts/2009−10−07/1_curch_info.html?mright=0


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика