Русская линия
Татьянин деньСвященник Андрей Лоргус03.10.2009 

«Горе не мешает человеку быть счастливым». Часть 2
Окончание беседы с иереем Андреем Лоргусом, выпускником психологического факультета МГУ и консультантом образовательного психологического центра «Собеседник», о счастье, неофитстве и других вопросах, волнующих современного христианина

Часть 1

Часть 2. Практика. Научиться прощать и благодарить

— Какие психологические проблемы чаще всего возникают у нынешних верующих?

— Это проблемы супружеских отношений и детско-родительских отношений. Что касается личных проблем, они более разнообразны. Часто обращаются с такими проблемами, как потеря смысла жизни, депрессия, невозможность найти выход из какой-то ситуации. Нередко бывают проблемы зависимости — психологической или химической. Ко мне как к священнику часто обращаются с проблемами, которые находятся на грани между религиозными проблемами и психологическими. Это сложные вопросы, касающиеся исповеди, взаимоотношений с духовниками. Конфликты личности с общиной, личности с Церковью, кризисные ситуации в духовной жизни. Самые, может быть, серьезные случаи — когда человек приходит в отчаяние и теряет смысл жизни, испытывает глубочайший личностный кризис, будучи дезориентирован в своей духовной жизни. При всем этом внешне он может вести вполне адекватный образ жизни.

— А можно поподробнее о психологических проблемах православных верующих?

— Иногда человек заявляет, что он не находит взаимопонимания со своим духовным отцом. И проблема в том, что человек в этой ситуации, скорее всего, потерял понимание самого себя. У него есть определенные ожидания от себя и от того, как будет реагировать на него другой, и он ищет подтверждения этих ожиданий. Искал одного, а нашел другое. Иногда личностный кризис возникает на фоне покаяния: человек живет церковной жизнью, кается, а ничего не происходит. Он не может преодолеть какой-то греховной привычки или порока. У женщин бывают проблемы во взаимоотношениях с духовниками, влюбленность в духовника встречается практически в каждом приходе. Это очень широко распространенное явление, и не только у нас, но и во всем мире. В этом случае мы пытаемся помочь человеку найти правильные поведенческие рамки.

Другая распространенная проблема: человек приходит в Церковь, воцерковляется, а затем у него наступает религиозный кризис, и он не знает, что с ним делать. Ему кажется, что он веру потерял, а на самом деле никакой веры он не терял. У него просто кризисный период, когда неофитство уже закончилось, а религиозная зрелость еще не наступила. И он не знает, где искать выход.

— То есть, неофитство — это нормально?

— Это закономерное явление, но это все-таки состояние, которое должно проходить, как подростковый возраст. Успешное завершение неофитства — когда человек, не потеряв веры, приобретает церковную зрелость. Когда его ожидания от Церкви и от себя самого становятся адекватными. Когда он перестает мечтать о святости, об умном делании, перестает портить свое здоровье чрезмерным постом и бдением. Когда он приобретает здоровую меру аскетических подвигов и их соотношения с повседневной жизнью. И перестает своих домашних мучить своим неофитством.

— Вы говорили про психологические проблемы, связанные с покаянием. А что такое грех с точки зрения психологии?

— Само по себе понятие греха в психологии не используется. Понятие греха — это область богословия. А в психологии используется понятие чувства греха или состояния греховности человеческой души. Человек совершает какое-то зло, и чувство вины, виновности за этот поступок переходит в чувство греха. Это ощущение в себе чего-то чуждого, чего-то иного, что меня портит, что досаждает мне, что мешает мне, что омрачает меня. Ощущение черноты, грязи, прилипшей извне. Чувство греха — это состояние, которое испытывает человек, осознав и восприняв свою виновность как реальную.

— А если чувства вины не возникает, когда человек делает что-то плохое, тогда, получается, и греха нет?

— Греха нет в этом случае и с богословской точки зрения. Апостол Павел пишет, что если человек не исповедует закон, то и нельзя судить его по этому закону.

— А чувство греха можно себе выдумать?

— Да, часто человек «придумывает» себе вину. Это называется в психологии «испытывать иррациональное чувство вины». Это такая вина, которая в действительности отсутствует. Это чувство виновности в том, в чем человек реально не виноват. Задача психологии — помочь человеку отделить реальную вину от нереальной. Это очень важно для покаяния. Иногда люди каются в каких-то незначительных поступках, и в то же время не могут разглядеть в себе реальной, очень тяжелой вины. Психология тут как раз могла бы помочь, если бы человек обратился за помощью. Очень редко люди осознают, что их чувство виновности «выдумано». Но есть хороший способ проверить: если после исповеди человек чувствует облегчение и избавление от вины за конкретный поступок, значит, это была вина реальная. И чувство греха после покаяния исчезло. А если после исповеди не проходит чувство вины, то, скорее всего, это иррациональная, а не настоящая вина.

— А какое место занимает в христианской психологии понятие счастья?

— Немалое. Для психолога очень важно помочь человеку найти свою цель в жизни. Эту цель мы можем назвать «счастьем». Но мы также работаем над адекватным пониманием того, что такое счастье. Оно не должно пониматься романтически или меркантильно. Что такое счастье? В человеческой жизни, как бы трагична она ни была, всегда есть такие встречи, состояния, события, которые можно назвать счастьем. Мера их достаточна для того, чтобы человек пел, благодарил Бога, всегда радовался, как говорит апостол Павел. В жизни каждого человека есть место счастью. С другой стороны, мы призываем человека к такому здравому отношению к себе, чтобы он видел свои слабости и мог горевать о своих бедах и несчастьях. Счастье не мешает человеку горевать и, наоборот, горе не мешает человеку быть счастливым.

— Счастье — это умение радоваться отдельным конкретным моментам жизни?

— Да, и это состояние человека, в котором все его духовные и душевные силы находятся в предельно возвышенном состоянии.

— Это состояние может быть ложным?

— Может, если человек находится в иллюзорном состоянии себя. К этому ведут романтика, инфантильность, детскость. Детскость — это когда Ассоль мечтает об алых парусах. Вот это иллюзорное счастье. Или чтобы жених приехал на белом мерседесе. Психология работает с тем, чтобы развенчать миф романтики. Представьте себе, девушка, которая действительно поверила, что за ней может приплыть молодой человек на корабле с алыми парусами. Куда она может попасть в результате такого доверия? Догадываетесь? А куда может увезти ее красивый молодой человек на белом мерседесе? Романтизм опасен. Психология помогает человеку этот романтизм переосмыслить. Ведь романтика — это детскость, зрелая личность не мыслит такими категориями. Мы работаем с тем, чтобы человек вокруг себя увидел красоту, чтобы увидел внутри себя и вокруг ту радость, которую ему Господь посылает. Чтобы он по достоинству оценил эту красоту и был способен к благодарности. Благодарение — это еще одно важное для психологии понятие. Помочь людям научиться прощать и благодарить — вот цели христианской психологии.

— С алыми парусами понятно, а если человек мечтает о любви, об идеальном взаимопонимании с другим человеком?

— Вообще, мечтать о чем-либо идеальном — это опасно. Это значит, что вы вступаете в отношения с человеком, не отказавшись от своих идеальных образов. Вы будете на реального человека надевать эти идеальные образы. Нет ни одного человека на земле, который подходил бы под них. Нет и быть не может. Есть живые люди, у которых есть сильные стороны и слабые стороны. Когда мы вступаем в отношения в надежде найти в человеке идеальные качества, даже хотя бы одно идеальное качество, мы расставляем себе и ему ловушку. Потому что как только мы обнаружим, что этого идеала в нем нет, мы начнем разочаровываться, злиться, раздражаться, станем обвинять человека, что он плохой, потому что… он — не идеал. И отношения распадаются.

— О. Андрей, спасибо за интересную беседу! Чего бы Вы пожелали нашим читателям?

— Сейчас среди российских православных наблюдается рост Интернет-активности. Очень много сайтов, православных ЖЖ, храмовых сайтов, море разных обсуждений. Я хотел бы призвать к осторожности в высказываниях, с одной стороны, и к вниманию к тому, что мы читаем в Интернете, — с другой, потому что очень многое, к сожалению, пишется некачественно. Поэтому желаю ответственного отношения к своим словам и осторожного отношения к чужим. А в области православной психологии важно научиться отделять профессиональное от шарлатанского, духовность — от имитации духовности, слова, в которых есть любовь и уважение к личности, — от слов, в которых есть только манипуляция и презрение. И последнее: мы — люди, мы — чада Божии, мы созданы для любви, и это самое главное.

Алена Чепель

http://www.taday.ru/text/220 585.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика