Русская линия
Одна Родина01.10.2009 

О русском единстве. Тезисы программного заявления

Фонд содействия гуманитарному сотрудничеству «Русское единство», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации летом 2009 года, создан в целях:

— развития всех видов коммуникации и информационного обмена на русском языке в интересах сохранения и обогащения единого международного пространства русской культуры;

— содействия сотрудничеству институтов гражданского общества Российской Федерации и других стран проживания русских людей в областях науки, культуры, искусства, просвещения и образования, духовно-нравственного воспитания на основе единства русского языка и ценностей культурно-исторического наследия русского народа.

Фонд аккумулирует денежные средства, направляемые на осуществление этих целей.

* * *

Фонд «Русское единство», действуя в рамках российского законодательства, не связан ни с одной политической силой, не имеет политических обязательств, не поддерживает никакие политические партии и политические движения в Российской Федерации либо за её пределами.

Фонд ориентирован на долгосрочную культурную работу в пространстве Русской цивилизации, — работу, свободную от партийных пристрастий и партийной узости.

Задачи Фонда — облегчение контактов между людьми, семьями, неправительственными организациями в современной международной обстановке, когда эти контакты затруднёны образованием в едином Отечестве новых государственных границ, этническими и иными конфликтами, разнонаправленным развитием политических режимов, сложившихся в постсоветской Евразии. Наши задачи — сохранение и приумножение общих ценностей русского языка, исторической памяти русского человека, русской культуры в широком смысле слова.

* * *

На исходе ХХ века историческая Россия, какой её созидали десятки поколений наших предков, утратила территориально-политическое единство; на месте бывшего Советского Союза, бывшей Российской империи возникли около двух десятков новых независимых государств.

В условиях, когда страны и народы захвачены процессами глобализации финансов, информации, товарных рынков, когда распространяется идеология глобализма с её проповедью объединения мира в рамках единой международной политической структуры под властью единого мирового правительства, государственный суверенитет — это бесспорная национально-культурная ценность. В полной мере это относится и к самым молодым государственным образованиям планеты, появившимся в пределах Российского (постсоветского) геополитического пространства.

Вместе с тем следует со всей ответственностью заявить, что разрушение единой государственной формы существования русского народа, какой на протяжении веков выступали Древнерусское государство, Российская империя, Советский Союз, нанесло серьёзную травму русскому историческому самосознанию, сознанию принадлежности русского человека к единому и сплочённому народу.

* * *

Русское единство как культурно-историческая характеристика задано географией расселения русского народа, цивилизовавшего обширные просторы на Великой равнине от Карпатских гор до Урала и далее — в зауральской России до Тихого океана; от Белого моря до Чёрного и далее — в пределах Кавказа, среднеазиатских пустынь, до гор Памира.

Русское единство как свойственное народу миропонимание основано на том, что наш народ был духовно воспитан православием.

Первый образ русского единства — крещение Руси в христианскую веру. Оно положило конец языческому многобожию и связанным с ним племенным разделениям. «В конце Х века, — говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, — вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей и иных славян. Вышел из купели — русский народ». Благодаря духовному подвигу просветителя русского народа, киевского князя Владимира был заложен несокрушимый духовный фундамент тысячелетней российской истории

Выразительный образ русского единства — это Куликово поле, куда волею московского князя Димитрия Донского и духовным водительством преподобного Сергия Радонежского собрались ратные люди с земель владимиро-волынских и черниговских, новгородских и киевских, брянских, курских и тверских. Битва на Куликовом поле скрепила воедино общерусское дело, защиту православия и начало политического возвышения Москвы.

Непреходящим образом русского единства стали победы нашего народа в трёх Отечественных войнах — 1612-го, 1812-го и 1941−1945 годов.

* * *

В процессе исторического формирования и сплочения нашего народа участвовало много различных славянских и неславянских этнических групп, племён, народов. «Понятие „русский“, — писал Фёдор Михайлович Достоевский, — определяется не составом крови, а отношением к православию».

Этим исходным свойством русской культуры как культуры сверх-этнической, выросшей на почве вселенского Православия, заданы её мировоззренческий строй, её самобытные фундаментальные ценности. Этим определилась государствообразующая роль русского народа в том имперском «содружестве наций», каким является историческая Россия.

Феномен Русской цивилизации, унаследовавшей «Второму Риму» — Византии, поистине уникален в мировой истории: ни Киевская держава, ни её наследница Российская империя, в отличие от западноевропейских империй и восточных деспотий, не знали ни рабства, ни кровавых и грабительских крестовых походов, ни насильственной ассимиляции народов.

* * *

Коренные начала народной жизни, развившиеся из восходящего к святоотеческой традиции IV—VIII вв.еков отношения к Богу и миру, сохранялись в душе русского человека даже тогда, когда они утрачивали строго религиозную форму — во времена упадка веры в верхушечных слоях общества и у «интеллигенции», во времена расколов, притеснений Церкви, государственного атеизма.

Эти коренные начала народной жизни, определившие русский характер и своеобразие русской культуры, суть понятия о противоположности добра и зла, о грехе и святости, о благодати и спасении, о совестливом отношении к ближнему; это идеалы жертвенного служения, милосердия, справедливости, любви к земле своих отцов; это соборное сознание народа как чувство духовной общности, единения всех со всеми.

Эти представления, ценности и идеалы образуют стержень русской традиции, не знающей свойственного Западу разрыва между гражданским и государственным, повседневным и религиозным; они сформировали идеал Святой Руси: нравственное «самостоянье» личности, свободно предстоящей Богу, и соборный дух — «собранность» общества вокруг духовного центра народного бытия.

* * *

Наше слово обращено к тем, кто понимает, чторусские идеалы не должны исчезнуть в потоке глобализации, что они указывают путь обретения нашим народом исторической перспективы во всех испытаниях новейшего времени.

Наше слово обращено к тем, кто не хочет сидеть, сложа руки, а имеет волю к активной работе над сохранением русского национального наследия независимо от страны проживания.

Мы верим, что русская традиция в состоянии ответить на вызовы ХХI столетия, ибо она в своих основаниях глубоко современна, сохраняя связь с единственной по духовной глубине всечеловеческой традицией — апостольским христианством.

Мы знаем, что русское единство достигается на пути творческого созидания в духе верности заветам отцов — строителей нашего Отечества, создававших на протяжении тысячелетия великую культуру.

Опорой нам на этом пути — личный подвижнический труд, самоорганизация единомышленников, соборное единение народа.

Фонд «Русское единство»

http://www.odnarodyna.ru/topics/6/253.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика