Киевский Телеграф | Игорь Друзь | 22.09.2009 |
На сегодняшний момент Далай-лама живет в Индии, ездит по всему миру, регулярно встречается со всеми основными политиками Запада, которые даже присудили ему Нобелевскую премию мира. Он, по сути, стал частью западного истеблишмента и наиболее «раскрученным» в СМИ лидером буддистов, своего рода «азиатским Папой», хотя реально представляет лишь сравнительно небольшую буддийскую деноминацию. В глазах мира он предстает таким себе добрым «аполитичным» старичком, а ламаистский буддизм — гуманнейшей религией. При этом уже совершенно точно известно, что в 1959 году помощь в побеге Далай-ламы из Тибета оказало ЦРУ. Из рассекреченных документов Государственного департамента США стало известно, что в 1964 году Далай-лама получил субсидию в размере $ 180 тыс. Более того, в 1960-х выделялось до $ 1,7 млн. ежегодно на поддержку вооруженных тибетских формирований. К 1962-му их численность достигала 10,5 тыс. человек.
После нормализации отношений с КНР американская поддержка тибетского движения за отделение от Китая стала осуществляться косвенно, через протибетские организации: International Campaign for Tibet, Social and Resource Development Fund, Tibet Information Network, Tibet Institute и другие. Безусловно, отделение Тибета от Китая повлекло бы и отделение других его регионов, вызвало бы всемирный катаклизм, влекущий за собой множество проблем для всего мира, в том числе и Украины. В этом случае в нашу и другие страны хлынул бы огромный поток беженцев, нелегального оружия и наркотиков, было бы разрушено много взаимовыгодных экономических связей.
Кроме того, похоже на то, что ламаизм под руководством Далай-ламы претерпевает реформацию в либерально-политкорректном стиле, выгодном Западу. Он даже хочет изменить древние обряды поиска новой «реинкарнации» Живого Будды, в котором традиционно принимает участие центральное правительство Поднебесной. Тут нужно отметить, что для укрепления своего контроля над планетой мировая олигархия желает создания подвластной ей новой мировой религии, включающей реформированные в нужном ей политическом ключе все мировые религии, которые должны отбросить свои каноны, принять ценности либеральной демократии, включая «права» извращенцев и радикальный космополитизм. По меркам православия, это была бы религия антихриста. Очень похоже на то, что руководителем «азиатского филиала» такой псевдорелигии в случае независимости Тибета может стать Далай-лама XIV или его наследники.
Тибетское правительство в изгнании обвиняет Пекин в подавлении национальных чувств, «неправильной» экономической политике в отношении Лхасы, в произволе. Между тем за последние полвека центральное правительство оказало Тибету безвозмездную экономическую помощь на $ 6 млрд. В результате средняя продолжительность жизни тибетцев увеличилась с 36 до 67 лет. Если в 50-е годы население края составляло около миллиона человек, то нынче оно приблизилось к трем миллионам. Китайцев в автономном районе менее 90 тысяч (то есть 3%). Примерно половина из них сосредоточена в Лхасе. Это строители, врачи, учителя, работающие по контрактам. Жить в условиях высокогорного климата больше двух лет отваживаются немногие. Другими словами, население Тибета утроилось, тогда как количество монастырей сократилось в два, а число лам — в три раза. Мир, думается, мало потерял от закрытости далекой от христианских ценностей религии ламаизма, о чем — ниже. Там, где полвека назад было 150 тысяч лам, теперь насчитывается 150 тысяч учащихся. В некогда поголовно неграмотном краю 86% детей ходят в школу, причем в начальных классах учатся на родном языке. Для высшего образования на тибетском языке пока не хватает местных кадров. Поэтому для подготовки преподавательских кадров в краю созданы четыре вуза, в том числе Тибетский университет.
США ругают Северную Корею и Иран за отсутствие демократии. Но до прихода на территорию Тибета «оккупационных» китайских войск там существовало даже узаконенное рабство. Журналист-международник, специалист по Восточной Азии Всеволод Овчинников писал, что во время своего первого посещения Тибета в 1955 году «был потрясен, увидев, как трех беглых крепостных сковывали за шею одним ярмом, вырубленным из деревянного ствола». Хотя Тибет к тому времени уже официально вошел в состав КНР, однако управлялся он еще местными ламаистскими властями. И наказание на преступников налагалось по древнему местному обычаю. «При втором посещении Тибета (в 1995 году. — Авт.) запомнилась беседа с учителем Ташидавой. Бывший чела — малолетний лама — рассказал мне о зловещем обычае, вроде бы никак не совместимом с буддийской заповедью бережно относиться к любому живому существу. При возведении культовых зданий под каждым из его краеугольных камней заживо хоронили ламу-подростка с выявленными телепатическими способностями.
В монастыре, куда в 1957 году родители отдали Ташидаву, рухнули перекрытия. Работая на разборке развалин, 12-летний чела случайно узнал, что отобран для религиозного подвига. Ему предстояло погрузиться в состояние самадхи, то есть остановить сердцебиение и дыхание и лечь в нишу, которую накрывают каменной плитой. Ташидава в ужасе бежал из монастыря, воспользовавшись метелью, и лишь благодаря этому чудом остался жив. Не так давно при реставрации здания под фундаментом были обнаружены детские скелеты"…
Обратим внимание на то, что ритуальное человеческое жертвоприношение в тибетском ламаизме совершалось путем постепенного умерщвления: рука человека не терзала непосредственно тело другого человека. Так что заповедь о ненанесении вреда живому соблюдалась формально. Как соблюдалась она и во время недавних беспорядков в Лхасе, где погромщики начали с поджогов. И только потом адепты ламаистского «ненасилия» перешли к дракам и перестрелкам…
Естественно, Далай-лама официально отмежевывается от погромщиков и как бы парит над схваткой. Однако если бы он согласился вернуться в Тибет, таких эксцессов не было бы вовсе…
Но процитируем и противников Китая, сторонников независимости Тибета. Ради объективности картины всегда нужно выслушать обе стороны. Как известно, гитлеровцы испытывали большой интерес к этому региону, постоянно проникали туда. Неудивительно, что одним из воспитателей нынешнего Далай-ламы был австрийский альпинист, а по совместительству — офицер СС Генрих Харер, написавший о своем пребывании в регионе книгу «Семь лет в Тибете». Он сумел сбежать из английского плена, проникнуть в Лхасу — запретный тогда для иностранцев город. Будучи человеком незаурядным и технически грамотным, он сумел возвыситься в тибетском обществе и обогатиться при дворе его духовного лидера.
При вступлении же туда китайских войск ему пришлось бежать. Он испытывал самые дружеские чувства к тибетцам и самые плохие — к китайцам. Но все же он умел сохранять объективность и наблюдательность. Потому особенно ценны его заметки, написанные аккурат перед вхождением китайских войск. Наряду с гостеприимством, дружелюбием и самоотверженностью тибетского народа он отметил и крайнюю отсталость страны, в которой тогда не было даже автомобильных дорог, промышленности, европейской медицины. Процитируем некоторые места из его книги: «Политика правительства в отношении медицины представляла собой черную главу в истории Тибета… Лекарь из Британского представительства был единственным квалифицированным представителем медицинского персонала….Правительство не позволяло иностранцам организовывать свою практику. Реальная власть находилась в руках монахов, критиковавших даже правительственных чиновников, если те приглашали английского доктора… Тибет не знал трудностей, связанных с перенаселением… - этому способствовала детская смертность. Я подсчитал: средняя продолжительность жизни в Тибете составляла примерно тридцать лет. Большое число детей умирало. А из множества чиновников лишь один дожил до семидесяти лет…».
Харер отмечал и преимущества древних тибетских рецептов лечения травами, но при этом писал, что они были доступны только знати, и при этом «…хирургии вообще не знали в стране. При мысли о возможном приступе аппендицита нас с Ауфшнайтером (его коллега-немец. — Авт.) охватывала паника. Умереть от этого заболевания в XX веке казалось просто абсурдным… Медицинские школы противились любому прогрессу. Учение Будды и его апостолов являлось для них основным законом, который никому не дозволялось преступить».
Отмечал Харер и всеобщую мелочную и унизительную регламентацию всего и вся, превосходившую в этом плане порядки даже в самых тоталитарных режимах, причем это касалось даже знати: «Однажды официально объявили о начале лета и разрешили носить летние одежды: менять меха на легкие наряды по собственному желанию запрещалось, для этого ежегодно после изучения многочисленных примет назначался специальный день. Резкое потепление или неожиданные снегопады не имели никакого значения: с определенного дня предписывалось носить только определенные костюмы. Так же происходило осенью, и я постоянно слышал жалобы: люди либо парились, либо мерзли. Смену одежды у знати сопровождала церемония, длившаяся несколько часов».
Каков бы ни был существующий сейчас в Китае режим, но он отменил многие средневековые ужасы Тибета. Харер написал: «Чем больше жизней человеку удавалось спасти, тем счастливее он себя чувствовал. Из этого принципа вытекало отсутствие в Тибете смертной казни. Убийство считалось самым страшным преступлением, но убийцу наказывали только плетьми и заковывали его колени в железные колодки. Часто в результате такого наказания преступник умирал в страшной агонии, зато не нарушались религиозные постулаты… Когда полиция ловила бандитов и грабителей с большой дороги, им обычно отсекали кисть или стопу. Я с ужасом наблюдал, как потом стерилизовали нанесенные раны: обрубок конечности опускали в кипящее масло и держали там…».
Нравы знати были развращены, даже по их собственным ламаистским меркам: «Коррупция процветала и среди элиты: лишь немногие аристократы славились неподкупностью. Другие рассматривали взятки как неотъемлемый недостаток феодальной системы…». Вот что писал Харер о ламаистских монахах: «Они соблюдали строгий обет безбрачия. К сожалению, общение с дамами им заменял гомосексуализм. Он даже служил доказательством полной независимости монахов от женщин». Этот ненавистник КНР тем не менее отмечал толерантное поведение китайских солдат, вошедших в Тибет: «В 1910 году китайцы беспардонно грабили и жгли Лхасу; теперь горожане боялись повторения подобных бесчинств. Следует, однако, отметить, что на сей раз китайские войска вели себя терпимо и дисциплинированно. Попавшие в плен и затем освобожденные тибетцы рассказывали, как хорошо с ними обращались победители"…