Русская линия
Фонд стратегической культуры Николай Головкин21.09.2009 

Адмирал советского кино

В год 230-летия Черноморского флота, созданного адмиралом Ушаковым («Святой праведный воин Феодор, моли Бога о нас!» — так ныне молятся своему небесному покровителю на всех флотах России), мы с благодарностью вспоминаем лауреата Государственной премии СССР (1952), народного артиста СССР (1975) Ивана Фёдоровича Переверзева (1914−1978), воплотившего в фильмах М.И. Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1953) образ великого русского флотоводца, чьи гений и доблесть являют собой гордость России. В сентябре 2009 года великому русскому актёру, который в многолетних творческих поисках обрёл ключ к созданию образа героя нашего времени, исполнилось бы 95 лет.

* * *

Иван Переверзев родился в крестьянской семье в деревне Кузьминки Орловской губернии. Его родители, простые крестьяне, не были мечтателями. Они искренне желали привить сыну любовь к труду, к родной земле. И еще — они наградили его отменным здоровьем.

С детства Ваня грезил морем и, весьма вероятно, пошел бы по стопам адмирала Ушакова, если бы родители не пожелали дать сыну более над`жную, на их взгляд, профессию. Для этого они отправили его не в мореходное училище, а в Москву к т`тке Марусе с наказом: мол, устрой паренька учиться в ремесленное училище. Т`тка так и поступила.

Иван окончил училище по специальности слесарь-наладчик. Вскоре он был определ`н на завод «Шарикоподшипник», где и работал бы всю жизнь, если бы приятель не подбил его однажды пойти в артисты. Они подали заявления в училище при Театре Революции. Ивана приняли, а друга — нет.

Преподаватели считали Переверзева одним из самых талантливых студентов. Когда в 1938 году он окончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. На сцене этого театра молодой акт`р сыграл роли в двух спектаклях: Валентина в «Двух веронцах» и Лаэрта в «Гамлете». Однако его, как оказалось, ждала близкая, но иная стезя — кинематограф.

В 1939 году Иван Переверзев был приглашен на главную роль в фильм «Вальтер» — о немецких антифашистах. Актёр с удовольствием приступил к съёмкам, однако вскоре, после подписания в августе 1939 года Договора о ненападении между СССР и Германией, съёмки приостановили.

В то же время на той же киностудии «Советская Беларусь» запускалась картина «Моя любовь». Переверзева и других актёров из «Вальтера» перебросили на этот фильм, причем Ивану досталась одна из главных ролей — красавца инженера Гриши.

С этой роли началась всесоюзная известность актёра. Переверзева стали наперебой приглашать в фильмы на роли «настоящих мужчин». Он обладал всеми данными для героического амплуа. Будучи от природы сильным, колоритным, крупным мужчиной, Переверзев делал яркими даже незначительные роли. Он мог «очеловечить» любой образ, наделить его чертами собственного характера, убедить зрителя в достоверности каждого своего героя.

Во время Великой Отечественной войны Переверзев воплотил на экране целую галерею отважных людей: капитан-лейтенант Найдёнов в «Морском ястребе», полковник Рябинин в «Это было в Донбассе"…

Среди них — и главная роль в первом советском цветном фильме «Иван Никулин — русский матрос» (по мотивам реальной истории, опубликованной в газете «Красный флот»). Картина воспринималась как настоящая солдатская сказка с забавными отступлениями-байками, восславляющими русскую смекалку.

Былинный богатырь Переверзев в этой роли — герой, лидер, командир. Матросы же будто сошли с лубка: весело шутят, невероятными хитростями и бесстрашием побеждают врагов.

Послевоенный кинематограф ценил простоту и недвусмысленность образов, простых и понятных героев. Триумфом возвеличенной простоты стала картина «Первая перчатка» (1947).

Это — очередная советская сказка, на сей раз о спорте, столь же светлая, как и «Моя любовь», полная идеализма, бодрых песен и простых решений. Переверзевский боксер Никита Крутиков — «обыкновенный человек», а его индивидуальность почти плакатного свойства: честность, прямота и «необыкновенный удар». Во времена спортивных парадов на Красной площади, на которых любил присутствовать И.В. Сталин, это было то, что нужно: актер узнаёт, что такое настоящий успех и популярность. Образ Никиты Крутикова, не отступающего перед трудностями, на долгие годы стал визитной карточкой Переверзева.

В 1951 году на экраны выходит фильм «Тарас Шевченко», в котором Переверзев играет сразу две роли второго плана. Картина получает Сталинскую премию.

Жизнь русского богатыря Ивана Переверзева не всегда складывалась сказочно, но на экране (а он снялся более чем в 60 фильмах!) актёр всегда подтянут, уверен в себе, всегда в хорошей физической форме. Кажется, его герои, которые находят выход из любой ситуации, не знают сомнений, так уверенно стоят на земле, что победить их невозможно.

Со временем рисунок роли углублялся, актёр начал более требовательно подходить к предлагаемым сценариям. Среди лучших его ролей поздних лет — инженер Ромашков («Урок жизни»), генерал Чуйков (киноэпопея «Освобождение»), матрос в телефильме «Человек в проходном дворе"…

Критики, писавшие об Иване Переверзеве, неизменно отмечали его склонность к изображению волевых цельных натур, пристрастие к характерам героическим, крупномасштабным. И действительно, за десятилетия работы в кинематографе актёру посчастливилось создать благодаря множеству больших и малых ролей единое, чрезвычайно выразительное, лишённое какой бы то ни было дробности и размельчённости представление о своем творческом облике, о своей художнической и гражданской позиции.

Переверзевым сыграно множество «морских» ролей. Благородство и бесстрашие переверзевских моряков и капитанов не знает пределов. Иван Фёдорович шутил, что он прошёл на экране полный курс флотских наук — от боцмана в «Мичмане Панине» до капитана в «Повести о «Неистовом», «Морском ястребе», «Домой»; от бригадира, затем контр-адмирала до «полного» адмирала в дилогии об Ушакове.

«Я по-настоящему привязан к «морским» характерам, — говорил актёр. — Морское, флотское дело, по-моему, на редкость романтично, возвышенно. Все, что свойственно настоящей романтике — героическое начало, высокие чувства, наконец, риск и преодоление опасности, — все это есть в жизни тех, кто уходил на кораблях в дальние и ближние рейсы».

По признанию самого Переверзева, его главной и любимой ролью остался адмирал Ушаков. «За эту роль мне не стыдно, — говорил актёр. — Она отобрала у меня много сил и энергии».

Он сыграл адмирала Ушакова — наследника петровских заветов, «русского медведя» — настолько ярко, что тот по силе личности оказался равен Петру Великому.

Много лет спустя постановщик фильмов «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» Михаил Ромм скажет студентам ВГИКа: «Переверзев больше всех был похож на Ушакова. В нём были простота, внешнее спокойствие, демократизм и в то же время внутренняя сила, собранность, энергия. В Переверзеве обнаружилась замкнутость и какая-то внутренняя грусть, которая растрогала нас и всем очень понравилось».

«Как только меня утвердили на роль Ушакова, — вспоминал актёр, — я для Михаила Ильича стал дорогим и близким человеком, а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день!.. Михаил Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания… Только я расположился в своём номере (фильм снимался в Одессе), как раздался звонок. Звонил Михаил Ильич и просил зайти. В номере он был один и сразу меня удивил своим предложением: «Ванечка, ты в фильме играешь главную роль, адмирала Ушакова. Так вот я прошу тебя на всё время съёмок и в жизни тоже играть адмирала Ушакова.

Это, во-первых, будет полезно тебе как актёру, да и вообще будет на пользу картине. Вас, актёров, собралось много, и у каждого свой характер, свои привычки, а некоторые, я знаю, могут и лишнюю рюмку выпить, а я с «искусственно весёлыми» артистами не работаю! А главное, я хочу, чтобы вы были коллективом, командой на корабле!.. Подробности игры вы разработайте сами. Ты понял меня?»

— «Понять-то я понял, только кто будет меня слушать?!».

Михаил Ильич с жаром произнёс: «Ты же адмирал, вот и докажи это не только на экране!».

Мне ничего не оставалось делать, как согласиться. О предложении Михаила Ильича я рассказал актёрам, всем оно понравилось, и мы быстро выработали правила игры… «Сухого закона» любителям лишней рюмки мы не установили, но была установлена «адмиральская норма» — сто граммов. За нарушение «указа об адмиральской норме» следовало строгое наказание».

…Роль Ушакова удалась Переверзеву в первую очередь потому, что он отказался надевать бронзовые латы героя. «Слуга царю — отец солдатам», «лапотный дворянин». Преданный России, влюблённый в море, самородок, избегающий «политеса», но не чуждый самой чёрной работы. Одним словом, Ушаков у Переверзева во многом такой, каким был и сам актёр.

Как-то в конце 60-х, во время съемок картины Станислава Говорухина «День ангела» в Херсоне группа актёров и моряков посетила памятник адмиралу Ушакову. Переверзев встал рядом, и все остолбенели: перед ними стояли то ли два Ушакова, то ли два Переверзева. Сходство их фигур, лиц, роста было потрясающим.

Оказалось, что скульптор, посмотрев кинодилогию Михаила Рома создал в 1957 году образ, который точь-в-точь повторяет черты героя знаменитых картин! Он не мог представить его иным. Так превращался в миф не только Фёдор Ушаков, прославленный ныне в лике святых, но и сам Переверзев.

…Старое доброе советское кино, в котором народный артист Советского Союза Переверзев дослужился до адмирала Черноморского флота России, осуществило мечту детства, связав актёра с морем. Одно из судов Азовского пароходства получило в своё время имя «Иван Переверзев».

Ныне же для оранжевых властей он — москаль-оккупант, несмотря на приверженность к украинской тематике (фильмы «Тарас Шевченко», «Иван Франко» и другие), любовь к украинским песням, которые звучат в картинах с участием актёра.

Хочется верить, что через пять лет 100-летний юбилей великого актёра Россия и Украина отметят совместно. А в предшествующие юбилею годы богатейшее творческое наследие Ивана Фёдоровича Переверзева послужит благому делу патриотического воспитания российской и украинской молодёжи.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2475


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика