Русская линия
Фома Екатерина Прогнимак03.07.2007 

Бог живых
О смысле почитания мощей

Критики Православия часто нападают на почитание святых мощей. Кто-то говорит, что этот обычай — наследие язычества, кто-то считает, что нетленность мощей — просто выдумка. И многие недоумевают, почему православные почитают мертвое тело, пусть даже принадлежавшее при жизни какому-то великому святому.
Как же на самом деле началось почитание святых мощей, и какой смысл видит в нем Церковь?

Культ тела?

В Древней Греции, как известно, человеческое тело почиталось особо. Чуть ли не обязательными считались регулярные занятия спортом — ведь телу следовало придать достойный вид, чтобы великие скульпторы могли ваять фигуры богов и героев, вдохновившись гармоничными формами натурщика или натурщицы… В целом люди прошлого, за исключением разве что философов-аскетов, всячески стремились сделать свое тело постоянным источником удовольствий и эстетического наслаждения.
Но почиталось ли тело так же после того, как человек умирал? Вовсе нет; после смерти в мгновение ока все менялось. Да, покойнику воздавались почести, его стремились украсить, а похоронные обряды иногда доходили до абсурда, когда, как пишет античный сатирик Лукиан, «живые являют вид более жалкий, чем сам умерший: они нередко валяются на земле, головами бьются о землю, — а тот умерший, нарядный и красивый, венками выше свыше всякой меры увенчанный, покоится высоко и над всеми возносится, будто на торжественное шествие снарядившись». Но легко можно заметить, что речь о почитании собственно тела даже не шла; воздавались почести умершему, а само тело без души уже считалось чем-то нечистым. И дом, где находился покойник, нуждался в специальном ритуальном очищении, а для всех, кто пришел на похороны, у входа специально ставился сосуд с водой — гость, уходя, должен был омыться, чтобы не остаться оскверненным. Подобные обычаи характерны для многих народов. Скорее всего, и египтяне предпочитали быть мумифицированными не потому, что ценили собственное мертвое тело, а потому, что верили в нерушимую связь между телом и душой.
В целом древние были едины в том, что мертвое человеческое тело не представляет никакой ценности. Традиции погребения расходились лишь в том, что одни стремились тело сохранить, а другие — поскорее от него избавиться, но уж точно никто не почитал его как святыню. Как только человек умирал, его пустую оболочку надо было поскорее предать земле либо сжечь. Мертвое тело, по мнению античного философа Платона, подобно тюрьме, в которой герой неправедно содержался под стражей. Оно больше никогда не пригодится умершему.
Так что в древности не было и следа почитания тел умерших, поэтому нет никаких оснований говорить, будто почитание мощей — языческая традиция. И вот тут бы и написать в православном журнале: а у нас… и показать, что ветхозаветная традиция, из которой выросло христианство, как раз и подразумевала почитание мощей. Но на самом деле, если задаться вопросом, что же о мертвом теле говорит Ветхий Завет, можно сделать несколько иной вывод.

Закон есть закон

Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; <…> всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа <…>. Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней (Чис 19:11−16). Эти ветхозаветные законы кажутся похожими на санитарные нормы, но есть ли в них религиозный смысл? Зачем они записаны в Библии? Неужели Бог тоже гнушается человеческим телом, и, умерев, человек превращается из Его образа и подобия в нечто не только не достойное уважения, но и способное осквернить живущих?
Если изучить только ветхозаветные библейские тексты, складывается именно такое мнение. Судя по тексту Библии, отношение единственной в то время монотеистической религии к мертвым практически ничем не отличалось от общепринятого в языческом мире. Более того, нигде в Ветхом Завете не говорится о том, что тело человека, пусть даже угодившего Богу — это какая-то святыня. Напротив, тело пророка Моисея, по преданию, специально было скрыто Богом от иудеев, чтобы те не впали в язычество, поклоняясь останкам святого. А мощи пророка Елисея не стали объектом почитания даже после того, как воскрес мертвец, которого из-за войны не смогли толком похоронить и просто бросили туда, где был погребен пророк.
Причина же такого отношения к мертвым, по мнению одного исследователя, в том, что «противопоставление чистоты и нечистоты в Библии рассматривается в тесной связи с оппозицией „жизнь — смерть“. А, как известно, изначальный и наивысший источник жизни — Сам Всевышний. Поэтому с приближением к Нему человек все более очищается, и, наоборот, чем более очищается — тем ближе к Господу. Удаление же от Бога ведет к смерти, и, следовательно, все мертвое весьма далеко от Него». Поэтому в Ветхом Завете и нет примеров почитания мертвых тел, и даже когда речь идет о телах святых и пророков, общее правило не отменяется.
Так почему же, христиане не соблюдают законы, установленные в Библии Самим Богом? К примеру, священникам было вообще запрещено прикасаться к умершему — даже если умер их близкий родственник. А мы сегодня не только прикасаемся к мощам, но даже вносим их в храмы, и не мыслим без них своего богослужения… Что же, неужели между Новым и Ветхим Заветом существует конфликт?

Бог не мертвых, но живых

Новый Завет содержит гораздо меньше заповедей по сравнению с Ветхим, и большинство их довольно неожиданны для иудеев. Иисус в Евангелии разрушает многие ветхозаветные представления о благочестии. Он не только ест с мытарями, разговаривает с блудницами и язычниками и исцеляет в субботу — Он даже заходит в дом Иаира, у которого только что умерла дочь, хотя по Закону посещение такого дома осквернит любого еврея! Евангельское повествование сообщает нам трогательную подробность — Иисус берет мертвую девочку за руку, прежде чем повелеть той: девица, тебе говорю, встань (Мк 5:41). Девочка воскресла. Ученикам, присутствовавшим при этом, стало ясно: с ними Тот, Кто имеет власть над жизнью и смертью.
Это не единственное воскрешение в Евангелии. Увидев, как хоронят мертвого сына вдовы из Наина, Господь приказал ему встать и при этом коснулся одра мертвого! На глазах у всех был нарушен закон об осквернении, и это было столь поразительно, что даже носильщики застыли на месте. А потом Иисус приказал открыть гроб Лазаря, уже четыре дня лежавшего в могиле… Христос не рассуждает о том, нужно ли проходить обряд очищения после того, как прикоснулся к умершему, — Он просто уничтожает смерть, не оставляя ей ни малейшего шанса владеть людьми.
Получается, справедливы обвинения, которые евреи выдвигали Христу — дескать, Он пришел нарушить Закон? Не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5:17), — ответил Христос на обвинения, и слово «исполнить» здесь имеет значение «дополнить, довести до полноты». Весь Новый Завет наполнен надеждой на исцеление от смерти. Мало того, первое время цветом траура у христиан был белый — цвет чистоты и радости… Все это стало возможным благодаря тому, что, как верят христиане, Бог Сам стал Человеком. И, умерев, воскрес. На этом стоит все христианство.
Почему же, несмотря на свое совершенство и любовь ко Христу, все святые, мощи которых мы почитаем, все равно умерли, а умерев, не воскресли? Дело в том, что по представлениям православных христиан, спасение человека — довольно долгий и трудный процесс, и происходит он в несколько этапов. С одной стороны, человек уже спасен Христом, уже искуплен. С другой стороны, человек еще сам должен принять участие в своем спасении, и для этого в своей жизни пройти те же этапы, которые прошел Христос — а Он, прежде чем воскреснуть, вначале умер.

Больше нет страха

Православные христиане верят, что, живя в Церкви и участвуя в Таинствах, человек приобщается ко Христу, а следовательно, и к Его бессмертию. При этом, как писал известный богослов и философ протоиерей Георгий Флоровский, «христиане… стремятся получить нечто более великое, чем „природное“ бессмертие. Они стремятся к бесконечному единению с Богом, то есть, по удивительному выражению ранних Отцов, к обожению».
Дело в том, что святой человек становится фактически живым храмом Бога. Благодаря этому иногда даже встречается частичное или полное нетление мощей святых, а в будущем смерть и тлен вообще исчезнут как таковые, потому что мы все воскреснем.
Церковь верит, что воскреснут, то есть вернутся в свои тела в конце времен все люди, а не только святые. И это ничуть не странно, ведь если Бог когда-то без труда уже сотворил весь мир и человека из ничего, то тем более Ему будет просто восстановить Свое творение из уже существующих материалов.
Но что делать, если человек уже все понял и поверил в святость мощей, а прикладываться к ним ему все равно что-то мешает — например, неожиданная брезгливость? Как правило, мощи закрыты от прямого контакта (чаще всего стеклом), но это делается лишь для их сохранности, а вот с брезгливостью православному христианину совершенно необходимо бороться, потому что она неестественна. Чем тут пренебрегать? Ведь мы все и сами такими будем. Здесь вряд ли есть что-то, кроме страха перед собственной смертью.
Иногда слышатся и недоумения из-за того, что мощи разделяют на части. Но это делается лишь для того, чтобы как можно больше людей могло приложиться к ним, и хотя для современного человека это довольно странно, Церковь не возражает против отделения частиц мощей, потому что святыня от разделения нисколько не уменьшается. Размер частицы мощей неважен, любая из них — святыня. Часто люди этого не понимают или попросту не знают, мощи каких святых уже есть в их краях, или думают, что разные части мощей одного святого имеют разную «силу святости». Существует и другая крайность, когда стремление приложиться к мощам начинает напоминать некое суеверие, ведь не все понимают суть почитания мощей и то, что, молясь перед ними, нужно обращаться не к телу, а к самому святому как к личности.
Махинаций вокруг почитания мощей всегда было очень много. Умберто Эко в книге «Имя Розы» высмеивает доверчивость главного героя, которому рассказали о существовании великой святыни — черепа Иоанна Крестителя в двенадцатилетнем возрасте!.. Но все эти суеверия, конечно, не могут перечеркнуть саму идею святости мощей. Мы обладаем телом, это тело дано нам на веки вечные как часть нашей личности, и если человек свят — свято и его тело.
Церковь не боится смерти, не боится и тел умерших, и потому горе и ужас этой трагедии она переживает вместе с человеком. Равно как и само таинство смерти — ведь то, что пройти через смерть предстоит каждому из нас, не подлежит сомнению. В покаянном каноне поется: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна?». В этих словах — настоящая боль сопереживания, но страх современного человека перед трупом Православию совершенно несвойственен. Всякое тело, даже мертвое, остается творением Бога, и пусть оно искажено смертью, но не позволит же Господь ему остаться в этом состоянии навсегда. Он восстановит всех нас в той славе, которую Он задумал для человека от создания мира.

Где находятся мощи некоторых русских святых

Преподобный Сергий, игумен Радонежский

Мощи этого великого святого находятся в Троицком соборе основанной преподобным Троице-Сергиевой Лавры (город Сергиев Посад, Московская область). Они пребывали там практически непрерывно с 1426 года, и лишь в 1920 году были увезены большевиками в Москву. В 1946 году, когда небольшая часть мощей разных святых была возвращена верующим, мощи преподобного Сергия вернулись в Троицкий собор.

Святитель и исповедник Тихон, Патриарх Московский

При жизни святитель терпел немало притеснений от советской власти, в том числе месяцами содержался под арестом в Донском монастыре в Москве. После обретения мощей патриарха Тихона в 1992 году, в память об этом заточении святыня почивает именно в Большом соборе Донского монастыря.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец

«Радость моя, Христос воскресе!» — так встречал каждого приходящего к себе преподобный Серафим. В 1903 году состоялось его всенародное прославление, но после революции Саровская обитель была разорена, а мощи святого похищены. Найти их удалось в запасниках музея истории религии и атеизма, и в 1991 году состоялось торжественное перенесение святых мощей преподобного из Ленинграда в Дивеево, в знаменитый женский монастырь, духовником которого был преподобный Серафим.

Большинство святых мощей — это кости и остатки костей. Именно кость наши предки называли словом «мощь», и даже в современном русском языке на память о древности осталось слово «мощный» — что означает всего лишь «имеющий крупные кости». Нетление мощей никогда не являлось для Церкви доказательством святости человека, как о том заявляла атеистическая пропаганда. Мощи совершенно не обязательно должны быть нетленными в прямом смысле, ведь это лишь привычный эпитет.
Тум’ат мет («трупная нечистота») — самая высокая степень ритуальной нечистоты в
иудаизме. Всего в Библии различаются четыре категории источников нечистоты: умерший,
убитый мечом, кость, могила. Однако в Устном Законе иудаизма, возникшем после
формирования канона Пятикнижия, источником нечистоты считается все, что связано
с мертвецом (кровь, внутренние органы и т. д.), в том числе орудия убийства и даже ткани, отторгнутые от живого. Любой прикоснувшийся к мертвому телу человек или соприкоснувшийся с ним предмет, принимая от него нечистоту, становится «вторым по степени своей оскверненности», и также приобретает способность быть источником нечистоты, хотя и более низкой степени. По материалам Электронной Еврейской Энциклопедии

«Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые
источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не
сомневается!.. По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым;
но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни,
был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения
и с верою в Него». Святой преподобный Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры».

http://www.foma.ru/articles/1035/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика