Русская линия
Полит.Ру Сергей Чапнин07.07.2006 

Мальтийские святыни в «другой России»

Новости о пребывании десницы (правой руки) св. Иоанна Крестителя в России поражают своими цифрами: в Екатеринбурге святыне поклонилось более 80 тысяч человек, в Чебоксарах около 100 тысяч, в Москве — 300 тысяч, в Саратове — 300 тысяч, в том числе и мусульмане. Администрация Ставрополя продлила работу общественного транспорта в ночь на 29 июня для удобства паломников, желающих поклониться деснице Иоанна Крестителя. Приведенные цифры выглядят почти фантастически, даже если учитывать некоторую погрешность таких подсчетов. Кажется, перед нами неожиданно открывается «другая Россия». Та, которая не попадает в выпуски новостей на ТВ. Та, которую не хотят замечать, рассуждая о будущем. И, тем не менее, в этой «другой России» сегодня, как оказалось, живут миллионы верующих людей — православных и мусульман.

Конечно, дело не только в цифрах. Просто эти цифры заставляют серьезно задуматься: может, мы что-то упустили, что не видим в современной России? Почему вдруг люди сегодня идут к мощам? Почему их так много? В наших СМИ эти вопросы не ставятся, но без них не понять смысл происходящего. Это ведь не экзотика, это огромный пласт нашей современной жизни.

Действительно, что мы видим: религиозный фундаментализм, мракобесие, невежество или искреннюю веру? Я далек от мысли, что все можно легко разделить на черное и белое. Среди сотен тысяч пришедших к мощам, наверное, были те, кто, отчаявшись, искал исцеления «любой ценой». Наверное, были и те, кто шел из любопытства. Каждого не спросишь… Но если просто задуматься, что меня, что каждого из нас может заставить провести в очереди 6 или 10 долгих часов или даже поехать в другой город, ответ не может быть легкомысленным. Думаю, чувства большинства можно выразить в нескольких словах — благоговение перед великой святыней. Ведь если задуматься, это удивительно и страшно — мы поклоняемся святому, который вот этой самой рукой крестил в Иордане Самого Спасителя.

С точки зрения современной культуры, благоговение — это почти невозможное переживание. Как человек может испытывать благоговение, как в нем может сохраниться чувство священного, если современная массовая культура — вся цинизм, насмешка, суррогат? Кажется, что сложные чувства давно вытесняются примитивными, вместо духовности у нас душевность, эмоции, невроз. Но нет, в Москве в очереди к мощам можно было встретить и студентов престижных вузов, и молодых менеджеров, и старших школьников. Такие из любопытства точно не пойдут — не в их жизненном ритме стоять в очереди из любопытства по 6 часов. Не смутное «религиозное чувство», а вера дает этим людям силы. В этом тайна «другой России». Судя по всему, не такие уж могущественные современные коммуникационные системы, если из информационного поля выпадают миллионы людей и вот так негромко, молчаливо свидетельствуют о своих ценностях. Конечно, это далеко не единственная форма свидетельства о своей вере, но именно она оказалась на виду. Есть робкая надежда, что и иные грани жизни «другой России» со временем увидят наши зоркие СМИ.

Второй вопрос — почему так много людей, — не имеет особого значения. Он, по сути дела, технический. Могло бы быть и значительно больше. По подсчетам начальника УВД Челябинска Игоря Иванова, к мощам прикладывались от 1000 до 1200 человек в час. Это значит, что человек проводил у мощей 2−3 секунды, не больше. Но, зная это, люди шли и были рады этому краткому прикосновению к святыне. Задержись мощи хотя бы на 2−3 дня в каждом городе, общий счет шел бы на миллионы.

Справка

Мощи св. Иоанна Крестителя прибыли в Россию из Черногории 7 июня и пробудут у нас 40 дней. Перенесение мощей организовано Фондом Андрея Первозванного по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Патриарха Сербского Павла и митрополита Черногорского Амфилохия.

Десница Иоанна Крестителя, чудотворная Филермская икона Божией Матери и частица Креста Господня являются главными святынями рыцарей Ордена святого Иоанна Иерусалимского (более известного как Мальтийский орден). Эти великие святыни хранились на острове Родос. Когда в начале XVII века остров был захвачен турками, рыцари переселились на Мальту и перенесли с собою Филермскую икону. Во времена французской революции Мальта перешла к Франции. Рыцарям Мальтийского ордена пришлось искать защиты у русского императора Павла I, который был избран великим магистром ордена. 12 октября 1799 года в Гатчину была перевезена и чудотворная Филермская икона вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Позднее святыня была перенесена из Гатчинской придворной церкви в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего дворца.

С 1852 года, после освящения собора апостола Павла, Гатчина стала местом торжественного празднования мальтийским святыням, совершавшегося 12 (25) октября. Накануне, 11 октября, святыни доставляли из столицы в Гатчинскую дворцовую церковь, где совершалось всенощное бдение, а в самый день праздника — ранняя Литургия. Затем их переносили крестным ходом в Павловский собор для поклонения верующих.

Почитание мальтийских святынь в России приобрело народный характер. В начале ХХ столетия для поклонения им в Гатчину приходили многолюдные крестные ходы со всех окрестных сельских приходов.

В 1917 году святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 октября (ст. ст.), остались после Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 года, при отходе войск генерала Юденича из-под Петрограда, они были вывезены в Таллин, откуда позднее попали в Западную Европу.

http://www.polit.ru/author/2006/07/04/mosch_print.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика